02 сентября 2011 г. |
Дело N А65-7684/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" - представителя Шамовой И.Ю. (доверенность от 22 августа 2011 года),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица: ООО "ЭкоПодряд" - представителей Бутинского И.А. (доверенность от 01 августа 2011 года N 05), Цыгиной Ю.В. (доверенность от 01 августа 2011 года N 05), Загидуллиной А.Н. (доверенность от 01 августа 2011 года N 06),
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2011 года апелляционную жалобу ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2011 года по делу N А65-7684/2011, судья Латыпов И.И., принятое по заявлению ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны", ИНН 1650164960, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третье лицо: ООО "ЭкоПодряд", Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
о признании недействительными решения и предписания N 1, N 2, N 3 по делу N 05-145/2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" (далее - ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) N 1, N 2, N 3 по делу N 05-145/2010.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЭкоПодряд".
Решением суда от 16 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела, недоказанность доминирующего положения заявителя на товарном рынке.
В отзывах на апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан и ООО "ЭкоПодряд" просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя УФАС по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "ЭкоПодряд" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЭкоПодряд" на действия ООО "Поволжская экологическая Компания - Набережные Челны", выразившиеся в уклонении от заключения договора на прием, захоронение бытовых и промышленных отходов на 2010 год, было возбуждено дело N 05-145/2010 о нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по захоронению твердых бытовых отходов, а также необоснованном отказе (уклонении) от заключения договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов. Решением от 31 декабря 2010 года по делу N05-145/2010 жалоба ООО "ЭкоПодряд" была признана обоснованной.
ООО "ЭкоПодряд" осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. Для данного вида деятельности ООО "ЭкоПодряд" имеет лицензию по обращению с опасными отходами N ОП-43-003810(16) от 23 ноября 2009 года. Между ООО "ЭкоПодряд" и ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" 25 мая 2009 года был заключен договор о приеме и захоронении ТБО от 25 мая 2009 года N ПТ09-Н0-016.
Ввиду неосуществления ООО "ЭкоПодряд" деятельности по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов по причине отсутствия лицензии на осуществление вышеуказанной деятельности, 11 ноября 2009 года ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" расторгло договор в одностороннем порядке, направив в адрес ООО "ЭкоПодряд" уведомление (исх.N 230/09 от 11 ноября 2009 года) о расторжении договора о приеме и захоронении ТБО от 25 мая 2009 года N ПТ09-НО-016. Лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов была получена ООО "ЭкоПодряд" 23 ноября 2009 года.
ООО "ЭкоПодряд" 21 декабря 2009 года обратилось к ООО "Поволжская Экологическая Компания "Набережные Челны" за заключением договора на прием, захоронение бытовых и промышленных отходов на полигоне ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" на 2010 год (исх.N 05 от 21 декабря 2009 года). ООО "ЭкоПодряд" 14 января 2010 года повторно обратилось в адрес ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" с аналогичным обращением (исх.N 07 от 14 января 2010 года). Однако положительного отвеса или мотивированного отказа ООО "ЭкоПодряд" от ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" не получило.
ООО "ЭкоПодряд" 03 февраля 2010 года направило в адрес ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" претензию (исх.N 09 от 03 февраля 2010 года) о бездействии ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" путем уклонения от заключения с ООО "ЭкоПодряд" договора на захоронение бытовых и
промышленных отходов на 2010 год.
Антимонопольный орган признал действия ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг по захоронению твердых бытовых отходов, выразившиеся в отказе (уклонении) от заключения с ООО "ЭкоПодряд" договора на захоронение бытовых и промышленных отходов, нарушающими п.5 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции). Кроме того, в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" в 2010 году осуществляло деятельность по захоронению твердых бытовых отходов без утвержденных тарифов на данный вид деятельности, что является нарушением п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона N135-ФЗ.
Изложенные обстоятельства нашли отражение в решении антимонопольного органа от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010, которым заявитель был признан нарушившим положения Закона о защите конкуренции, в связи с чем было принято решение о выдаче заявителю предписаний N1, N2, N3.
В соответствии с предписанием N 1 от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010 заявителю было предписано прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона N135-ФЗ, а именно: заключить с ООО "ЭкоПодряд" договор, включающий условия приема и захоронения твердых бытовых отходов.
В предписании N 2 от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010 заявителю было предписано прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона N135-ФЗ, а именно: заключить с МУП "Челныкоммунхоз" договор, включающий условия приема и захоронения твердых бытовых отходов.
Предписанием N 3 от 31 декабря 2010 года по делу N 05-145/2010 заявителю было предложено в срок до 01 марта 2011 года прекратить нарушение п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона N 135-ФЗ в части взимания платы за осуществление регулируемых видов деятельности (захоронение твердых бытовых отходов) в отсутствие утвержденных уполномоченным органом цен (тарифов) и (или) на основании самостоятельно установленных тарифов.
Не согласившись с указанными решением и предписаниями N 1,2,3, заявитель оспорил их в судебном порядке, указав при этом на то, что аналитический отчет, составленный антимонопольным органом, основан лишь на предоставленной со стороны заявителя информации. В нем не указаны основания для выбора временного интервала, не отражен метод определения продуктивных и географических границ товарного рынка, не указаны основания выбора и способа определения объема товарного рынка; заявитель не обязан заключать договор на прием и захоронение ТБО.
В соответствии с решением городского совета муниципального образования г.Набережные Челны от 09 июня 2006 года N 13/9 захоронение должно производиться на полигоне ТБО у с.Тогаево. Заявителем не был нарушен порядок ценообразования на рынке услуг по захоронению ТБО.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, путем отказа (уклонения) ООО "Поволжская Экологическая Компания -Набережные Челны" от заключения с ООО "ЭкоПодряд" договора на захоронение бытовых и промышленных отходов.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет отходы производства и потреблениякак остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Полигоны должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статистическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на площади.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам, (группам, лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или.) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Довод заявителя о том, что проведенный антимонопольным органом анализ рынка не соответствует Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке,
установленному приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года N 220, несостоятелен. При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) антимонопольный орган руководствовался вышеуказанным Порядком. В ходе вышеуказанного анализа антимонопольным органом были использованы следующие сведения и информация:
По информации, представленной органом местного самоуправления в ответ на запрос антимонопольного органа, установлено, что единственный полигон ТБО, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, принимающий отходы, образуемые в г.Набережные Челны, распложен по адресу: г.Набережные Челны, район населенного пункта Сарайлы. Антимонопольным органом также произведен выборочный опрос потребителей услуг по приему и захоронению ТБО, имеющих соответствующие договоры с ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны", а также направлены соответствующие запросы ГУП "Комбинат строительных материалов", которое осуществляет рекультивацию карьера в г.Набережные Челны, исполнительным комитетам муниципальных районов, граничащих с Тукаевским муниципальным районом.
В результате анализа состояния конкурентной среды антимонопольным органом был сделан вывод о том, что доля ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов, потребителями которых являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор (образующие) территории г.Набережные Челны (пригородная территория), составляет 100 процентов.
По результатам анализа 15 сентября 2010 года составлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов приобщен к материалам дела, копии вышеуказанного отчета направлены в ООО "Поволжская экологическая компания -Набережные Челны", ООО "ЭкоПодряд", исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны.
После ознакомления с материалами анализа состояния конкуренции 13 октября 2010 года ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" представило возражения к аналитическому отчету, в которых сообщило, что ООО "ЭкоПодряд" имеет возможность вывозить ТБО (в том числе отходы 1-4 класса опасности) на рекультивацию карьера ГУП "Комбинат строительных материалов ", ООО "ЭкоПодряд" может вывозить отходы на захоронение на полигон у с.Тогаево.
На запрос антимонопольного органа в адрес Ростехнадзора (исх.N ИЩ-05/12888 от 20 октября 2010 года) по вопросу возможности использования отходов 1-4 класса опасности при проведении рекультивации отработанного карьера, а также в адрес ГУП "Комбинат строительных материалов", осуществляющего рекультивацию карьеров (исх. N ИЩ-05/12892 от 20 октября 2010 года) Ростехнадзор сообщил, что возможность осуществлять использование отходов 1-4 класса опасности при проведении рекультивации отработанного карьера возникает только в случае наличия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. При этом в приложении к лицензии должно быть указано место осуществления использования отходов - адрес местонахождения карьера, а также в случае наличия проектно-сметной документации по рекультивации карьера, содержащей перечень применяемых для рекультивации отходов (исх. N 25340/03 от 02 ноября 2010 года). Ростехнадзор также сообщил, что в г.Набережные Челны отсутствуют организации, имеющие лицензию на осуществление рекультивации карьеров с использованием отходов класса опасности.
ГУП "Комбинат строительных материалов" в своем ответе (исх. N 350 от 10 ноября 2010 года) сообщило, что на рекультивацию карьера общество имеет право принимать отходы только 5 класса опасности (неопасные отходы). Кроме того, в ответе было указано, что у него отсутствует возможность приема и сбора отходов 1-4 класса опасности и твердых бытовых отходов, в связи с нахождением в процессе ликвидации.
Между тем рекультивация полигонов и свалок - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Исполнительным комитетом муниципального образования г.Набережные Челны также сообщено, что карьер ГУП "Комбинат строительных материалов" не предназначен для вывоза и рекультивации отходов 1-4 класса опасности, а предназначен для складирования строительных отходов (исх.N 03/3344 от 01 ноября 2010 года).
Таким обратом, замена услуг по захоронению ТБО и отходов 1-4 класса опасности на использование вышеуказанных отходов на рекультивацию карьера невозможна. Полигон ТБО, расположенный в районе с.Тогаево Тукаевского муниципального района, не может быть признан альтернативным источником для захоронения ТБО и отходов 1-4 класса опасности в связи с тем, что данный объект на внесен в государственный реестр размещения отходов.
С учетом вышеизложенного 15 ноября 2010 года антимонопольным органом был составлен уточненный аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов, который приобщен к материалам дела.
По результатам рассмотрения материалов анализа, состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов антимонопольный орган установил, что ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" в период с 01 января 2009 года по 31 июля 2010 года занимало доминирующее положение на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов в границах г.Набережные Челны, деятельность ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" подпадает под регулирование Федерального закона N 135-ФЗ.
Довод заявителя о том, что оно не обязано заключать договор на прием и захоронение ТБО, является необоснованным. ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" осуществляет деятельность по обращению с отходами на основании лицензии N ОТ-43-001977(16) от 08 мая 2009 года, выданной Ростехнадзором.
В соответствии с п.6, п.7 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Единственный полигон ТБО, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, расположен по адресу: г.Набережные Челны, район населенного пункта Сарайлы, который эксплуатируется заявителем.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Исходя из п.3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года N 461, лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают и предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Из разъяснений органа Ростехнадзора (исх.N 9169 от 03 ноября 2010 года) следует, что в случае отсутствия действующих утвержденных лимитов на размещение отходы должны вывозиться та полигоны муниципальных образований по месту расположения субъекта хозяйственной и иной деятельности. Покупателям услуг по захоронению ТБО, осуществляющим сбор ТБО на территории г.Набережные Челны, экономически нецелесообразно пользоваться услугами хозяйствующих субъектов" осуществляющих деятельность по захоронению ТБО на других полигонах (кроме полигона ТБО у п.Сарайлы), расположенных на значительном расстоянии от г.Набережные Челны.
Таким образом, ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" является единственным продавцом услуг по захоронению твердых бытовых услуг, весь объем услуг; приобретаемых на соответствующем товарном рынке предоставляет именно данное юридическое лицо. ООО "ЭкоПодряд" в ходе рассмотрения настоящего дела также направляло в адрес ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" (исх. N 34 от 18 июня 2010 года) проект договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов на 2010 год, который не был подписан ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны".
В ходе рассмотрения настоящего дела в адрес антимонопольного органа поступило заявление МУП "Челныкоммунхоз" (исх. N 881 от 19 октября 2010 года) аналогичного характера на действия ООО "Поволжская экологическая Компания - Набережные Челны", выразившиеся в уклонении от заключения с МУП "Челныкоммунхоз" договора на прием, захоронение бытовых, и промышленных отходов. МУП "Челныкоммунхоз" также заявляло ходатайство о понуждении ООО "Поволжская Экологическая Компания - Набережные Челны" заключить договор на прием и захоронение бытовых и промышленных отходов с МУП "Челныкоммунхоз".
ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" эксплуатирует единственный полигон на территории Тукаевского муниципального района, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, у него имеется лицензия на обращение с отходами. Следовательно, у ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" имеется технологическая возможность оказания услуг захоронения твердых бытовых отходов.
ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" вправе утвердить тариф на услуги захоронения твердых бытовых отходов, включающий в себя, в том числе затраты общества, возникающие при осуществлении вышеуказанной деятельности, а также прибыль предприятия по данному виду деятельности.
Документов, подтверждающих отсутствие у заявителя экономической и технологической возможности оказывать услуги по захоронению твердых бытовых отходов, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что лимиты на размещение отходов предназначены только для нужд ОАО "КАМАЗ" и других организаций, не может быть основанием для отказа от заключения публичного договора на захоронение ТБО с иными потребителями вышеуказанных услуг ( в том числе с ООО "ЭкоПодряд", МУП "Челныкоммунхоз").
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что действия ООО "Поволжская экологическая компания -Набережные Челны", занимающего доминирующее положение на локальном рынке услуг по захоронению твердых бытовых отходов, выразившиеся в отказе (уклонении) от заключения с ООО "ЭкоПодряд" договора на захоронение бытовых и промышленных отходов, являются нарушением п.5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела антимонопольным органом установлено, что ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" в 2010 году осуществляло деятельность по захоронению твердых бытовых отходов без утвержденных тарифов на данный вид деятельности.
По вопросу установления тарифа на вышеуказанный вид деятельности ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" сообщило (вх.N 6238 от 02 августа 2010 года), что при расчетах за оказанные услуги по захоронению твердых бытовых отходов общество основывается на ч.1 ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации ("исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон"), обществом применяется тариф, утвержденный постановлением исполнительного комитета от 25 ноября 2009 года N 5406 "Об утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса для потребителей г.Набережные Челны на 2010 год" для ООО "СпецэкотрансЧелныкоммунхоз", которое не оказывает вышеуказанные услуги.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Исходя из требований вышеуказанного Федерального закона регулируемые тарифы устанавливаются индивидуально для каждой организации коммунального комплекса, исходя из обоснованных затрат на осуществление регулируемой деятельности организации, а также стоимости основных производственных средств, потребности в инвестициях, в части проведения при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой организацией системы коммунальной инфраструктуры и прогнозируемой прибыли.
Таким образом, организация коммунального комплекса не вправе осуществлять расчеты за регулируемые виды деятельности (в данном случае услуги захоронения твердых бытовых, отходов) с применением самостоятельно установленных тарифов (цен). Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны в пояснениях сообщил, что ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" с целью утверждения тарифа на услуги по захоронению твердых бытовых отходов на 2010 год не обращалось. Следовательно, тариф на вышеуказанный вид деятельности для ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" не устанавливался.
Факт оказания ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" услуг по захоронению твердых бытовых отходов в 2010 году и взимания платы за вышеуказанные услуги подтверждается актами выполненных работ.
Документы, подтверждающие наличие у ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" тарифа на услуги захоронения, твердых бытовых отходов на 2010 год, установленного уполномоченным на то органом, отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия заявителя, выразившиеся в применении при расчетах с потребителями самостоятельно установленных цен (тарифов) за услуги по захоронению твердых бытовых отходов, являются нарушением п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по захоронению твердых бытовых отходов.
Таким образом, антимонопольным органом правомерно действия заявителя были признаны нарушающими нормы Закона о защите конкуренции.
Кроме того, определение географических границ товарного рынка в соответствии со ст.4 Федерального закона N 135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитывается следующее: дальность нахождения места захоронения ТБО; транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности).
Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по захоронению ТБО следует считать местными (локальными).
Исходя из технологических особенностей рассматриваемых услуг (в частности, возможность оказания услуг по захоронению ТБО только на определенной территории, предназначенной для размещения (захоронения) отходов (полигон)) объектом анализа являлся локальный рынок услуг по захоронению ТБО, предоставляемых ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" хозяйствующим субъектам, осуществляющим вывоз ТБО на его полигон.
В соответствии с материалами, представленными органом Ростехнадзора, установлено, что на территории Тукаевского района (в пригородной зоне г.Набережные Челны) иного полигона, кроме расположенного у п.Сарайлы, осуществляющего деятельность на законном основании, эксплуатируемого ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны", не имеется.
С целью установления экономической и технологической целесообразности приобретения услуг по захоронению ТБО за пределами г.Набережные Челны (и пригородной зоны города), антимонопольным органом был проведен опрос покупателей вышеуказанных услуг, осуществляющих вывоз ТБО на полигон у п.Сарайлы. В частности, было направлено 32 запроса, в том числе, в адрес ОАО "КАМАЗ", ЗАО "Набережночелнинский завод металлоконструкций "ТЭМ-ПО", ОАО "Генерирующая компания" (Набережночелнинская ТЭЦ), ООО "Санветсвервис", О АО "Риат", ЗАО "Каминтранс", ОАО "Камазинструментспецмаш", ЗАО "Тресткамдорстрой", ООО "Кнорр-Бремзе КАМА". ЗАО "Камдорстрой", ОАО "Вамии Татарстан" (Набережно-Челпинский молочный комбинат"), ООО "Торговый дом ТЭМ", ЗАО "ПК "Технотрон", ОАО "КАМАЗ-Дизель", ЗАО "ХК "Татэлектромаш".
Вышеуказанный запрос содержал вопросы, касающиеся места образования ТБО, вывозимых па полигон у п.Сарайлы, а также возможности осуществления потребителями услуг по захоронению ТБО приобретения вышеуказанных услуг у иных продавцов услуг по захоронению ТБО.
По результатам полученных ответов потребителей услуг по захоронению ТБО установлено, что ТБО, вывозимые на полигон у п.Сарайлы, образуются в г.Набережные Челны, вывоз ТБО на иной (кроме полигона у п.Сарайлы) полигон для вышеуказанных потребителей экономически и технологически нецелесообразен, так как стоимость доставки ТБО, включающая в том числе транспортные и временные расходы, превысит 10% от стоимости доставки при вывозе на полигон у п.Сарайлы (расстояние от г.Набережные Челны до г.Елабуги - 22 км, до г.Менделеевск - 35 км, до г.Мензелинск - 57 км, до г.Заинск - 69 км).
Таким образом, географические границы рынка услуг по захоронению ТБО не выходят за пределы города Набережные Челны.
На основании вышеизложенного антимонопольным органом географические границы локального рынка услуг по захоронению ТБО правильно определены как административные границы города Набережные Челны Республики Татарстан.
Исследование товарного рынка проводилось за период с 01 января 2009 года по 31 июля 2010 года с целью изучения сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, так как для признания положения хозяйствующею субъекта доминирующим необходимо изучение длительного периода времени.
По результатам рассмотрения материалов анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов, антимонопольный орган установил, что ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" в период с 01 января 2009 года по 31 июля 2010 года занимало доминирующее положение на локальном рынке услуг захоронения твердых бытовых отходов в границах г.Набережные Челны.
Учитывая, что антимонопольный орган действовал в соответствии с законом в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые заявителем решение и предписания N 1, 2, 3 соответствуют положениям Закона о защите конкуренции и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении географических границ товарного рынка несостоятельны. Определение географических границ товарного рынка в соответствии со ст.4 Закона о защите конкуренции основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами. При установлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, в рассматриваемом случае антимонопольным органом учитывалось следующее: дальность нахождения места захоронения ТБО, транспортные расходы, особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в т.ч. природно-климатические и социально-экономические особенности). С учетом указанной специфики географические границы рынка услуг по захоронению ТБО следует считать местными (локальными). Учитывая технологические особенности рассматриваемого товара (в частности возможность оказания услуг по захоронению ТБО только на определенной территории, предназначенной для размещения (захоронения) отходов) объектом анализа антимонопольного органа являлся локальный рынок услуг по захоронению ТБО, предоставляемых заявителем хозяйствующим субъектам, осуществляющим вывоз ТБО на полигон заявителя.
Антимонопольным органом на основании информации, полученной от органа Ростехнадзора, установлено, что на территории Тукаевского района (в пригородной зоне г.Набережные Челны) иного, кроме полигона, расположенного у п.Сарайлы, осуществляющего деятельность на законном основании, эксплуатируемого заявителем, не имеется.
На основании опроса покупателей вышеуказанных услуг антимонопольным органом установлено, что вывоз ТБО на иной (кроме полигона у п.Сарайлы) полигон для них экономически и технологически нецелесообразен.
Данные доводы антимонопольного органа заявителем не опровергнуты.
С учетом изложенного географические границы рынка услуг по захоронению ТБО правильно определены в пределах города Набережные Челны. Следовательно, заявитель занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по захоронению ТБО.
Ссылка заявителя на нарушение антимонопольным органом Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России N 108, несостоятельна, поскольку анализ проводился на основании действовавшего на тот момент Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года N220.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 16 июня 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны". Учитывая, что исходя из п.3 и п.12 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина за подачу апелляционной жалобы в данном случае составляет 1000 рублей, следует возвратить ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному от 15 июля 2011 года N 1680 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 июня 2011 года по делу N А65-7684/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Поволжская экологическая компания - Набережные Челны" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15 июля 2011 года N 1680 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7684/2011
Истец: ООО "Поволжская экологическая компания-Набережные Челны", г. Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "ЭкоПодряд"
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2865/13
25.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2786/13
05.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2786/13
26.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8471/12
04.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6022/12
05.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-7684/11
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10098/11
02.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8938/11