г. Санкт-Петербург
26 января 2006 г. |
Дело N А56-28684/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2006 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.Б. Лопато,
судей И.Г. Савицкой, М.А. Шестаковой
при ведении протокола судебного заседания Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11359/2005) Инспекции ФНС по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2005 г. по делу N А56-28684/2005 (судья А.Е. Бойко),
по заявлению ООО "Приморск ресурсы"
к Инспекции ФНС по Петроградскому району Санкт-Петербурга
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Н.М. Глумова, дов. от 29.04.2005 г.
от ответчика: Е.Е. Смирнова, дов. N 20-05/18833 от 12.09.2005 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморск-Ресурсы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 14.05.2005 N 0509157 в части отказа в возмещении 11215460 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2004 года, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем возложения на налоговый орган обязанности возместить указанную сумму НДС путем возврата на расчетный счет заявителя.
Решением суда первой инстанции от 07.10.2005 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик неправомерно применил налоговую ставку 0 процентов по НДС за декабрь 2004 года, поскольку в результате проверки Инспекция установила недобросовестность поставщиков 1, 2, 3 звена: ООО "Лукойл-Нева" (поставщик 1 звена), ООО "Аделина-Трейд" (поставщик 3 звена) не находятся по адресу, указанному в договорах и счетах-фактурах; денежные средства, уплаченные Обществом ООО "Лукойл-Нева", проходят по "замкнутому кругу", то есть в течение нескольких банковских дней перечисляются через расчетные счета ряда организаций на расчетный счет ООО "Лукойл-Нева". Кроме того, налоговый орган ссылается на отсутствие доказательств транспортировки товара до места передачи, а, следовательно, и факта оприходования товара.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил оставить судебный акт без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке, и суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество 20.01.2005 представило в Инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2004 года и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ, которые подтверждают его право на возмещение из бюджета 12064820 руб. НДС, уплаченного при вывозе с территории Российской Федерации припасов (топлива) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации и представленных Обществом документов Инспекция составила мотивированное заключение от 14.05.2005, составила акт от 13.05.2005 г.. N 0509157 и 14.05.2005 г.. вынесла решение N 0509157 о возмещении Обществу 837974 руб. НДС и об отказе в возмещении 11215460 руб. НДС.
Принимая такое решение, налоговый орган исходил из того, что в действиях Общества как налогоплательщика имеются признаки недобросовестности и что деятельность Общества направлена не на получение прибыли от предпринимательской деятельности, а на получение из бюджета денежных средств в виде возмещения налога на добавленную стоимость.
Общество, не согласившись с решением от 14.05.2005 N 0509157 в части отказа в возмещении 11215460 руб. НДС, обжаловало его в этой части в арбитражном суде.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
В соответствии со статьей 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации экспортных товаров (работ, услуг) определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Из пункта 2 статьи 173 НК РФ следует, что превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, из приведенных норм следует, что организации-экспортеру для подтверждения права на возмещение НДС при экспорте товаров необходимо доказать факт экспорта, представив в налоговый орган документы, перечисленные в статье 165 НК РФ, а также выполнить требования, установленные статьями 169, 171 - 173 и статьей 176 НК РФ.
Как видно из материалов дела, Общество представило в налоговый орган предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС. Инспекция не оспаривает факты поступления выручки на счет Общества и экспорта товара. Довод Инспекции о неполном поступлении выручки в связи с частичной оплатой поставленного товара и отказе в связи с этим в подтверждении нулевой ставки неправомерен, ибо исходя из смысла статьи 165 НК РФ налогоплательщик имеет право подтвердить применение ставки 0 процентов в случае частичной оплаты товара, исходя из удельного веса оплаченного товара, вывезенного с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. Инспекция подтверждает, что нулевая ставка применена Обществом к той выручке, которая реально получена, а не ко всей стоимости отгруженного товара.
Апелляционная инстанция отклоняет довод налогового органа о недобросовестности поставщиков Общества.
Как видно из апелляционной жалобы и материалов дела, Общество не является участником передачи денежных средств по "замкнутому кругу лиц".
Кроме того, налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС с проведением встречных проверок контрагентов налогоплательщика. В силу статей 32, 82, 87 НК РФ обязанность осуществлять налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возложена на налоговые органы. В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками и покупателями товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46, 47 НК РФ решать вопрос о принудительном исполнении этой обязанности и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг), и реализацию прав экспортера.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод о том, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы налогового органа о неправомерности предъявления к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Лукойл-Нева", поскольку продавец товара фактически отсутствует по адресу, указанному в счетах-фактурах.
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (продавца) и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Таким образом, названная норма права не содержит конкретного требования о том, какой именно адрес следует указывать при оформлении счета-фактуры, то есть адрес, указанный в учредительных документах, или фактический адрес.
В соответствии с Приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в счете-фактуре в строке "адрес продавца" указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами.
Судом установлено и Инспекцией не оспаривается, что в представленных Обществом счетах-фактурах указан тот адрес, который на момент выставления этих счетов-фактур соответствовал адресу ООО "Лукойл-Нева" по месту его государственной регистрации.
Подлежит отклонению и довод подателя жалобы о недобросовестности Общества, основанный на отсутствии доказательств транспортировки товара, сведениях о численности Общества, сведениях о поставщиках Общества, частичной оплате за товары заемными денежными средствами.
Согласно пунктам 1.1. и 1.4. договора от 05.05.2003 г.. N 36-KR-03, заключенного Обществом с ООО "ЛУКОЙЛ-Нева", и дополнительному соглашению от 27.02.2004 г.. N 1, ООО "ЛУКОЙЛ-Нева" поставляет нефтепродукты Обществу в морском порту Санкт-Петербурга или в порту Приморск Ленинградской области на борт бункеровщика Общества или непосредственно на борт судна, указанного в заявке Общества. Пунктами 4.2. и 4.3. договора предусмотрено, что при осуществлении поставки в порту Санкт-Петербурга или порту Приморск Ленинградской области датой поставки нефтепродуктов считается дата передачи их Обществу, указанная в накладной и/или бункеровочной расписке.
Передача нефтепродуктов оформляется товарными накладными по форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г.. N 132.
Копии названных документов представлены в материалы дела (Приложение к делу).
Выводы проверяющих в отношении поставщиков второго, третьего и т.д. звена не имеют отношения к Обществу, поскольку проверкой не установлены согласованные действия всех проверенных Инспекцией лиц, направленные на неправомерное возмещение из бюджета НДС, либо на достижение иных, противоречащих закону целей.
Сведения о численности работников Общества вывод Инспекции о недобросовестности не подтверждают. К тому же, эти сведения не точны, ибо не учитывают наличие у Общества работников, исполняющих свои обязанности по договору гражданско-правового характера. Доказательства наличия таких работников представлены Обществом в материалы дела (Приложение, л.д. 303-309, 346-352,).
Частичная оплата Обществом товара за счет заемных денежных средств также не свидетельствует о недобросовестности Общества и не опровергает реальность понесенных Обществом затрат.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Указанная норма не содержит ограничений в части отнесения к вычетам сумм налогов по товарам (работам, услугам), оплаченным заемными средствами.
В соответствии с договором займа от 24.11.2004 N 01/24/11, заключенным Обществом (заемщик) с Корпорацией SVENDOS CORPORATION (Кипр) (заимодавец) заем в сумме 52178000 рублей предоставляется в безналичном порядке путем перечисления платежным поручением необходимых заемных денежных средств на расчетный счет заемщика. Заем предоставлен на срок до 24 мая 2006 года без обязательств уплаты промежуточных платежей в погашение займа и обеспечен условиями об уплате процентов и неустойкой.
Налоговая инспекция ссылается на определение Конституционного суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-О, в котором указано, что для признания тех или иных сумм налога на добавленную стоимость фактически уплаченными поставщикам в целях принятия их к вычету при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, требуется установление не только факта осуществления налогоплательщиком расходов по уплате начисленных ему сумм налога, но и характера произведенных налогоплательщиком затрат, а именно являются ли расходы на оплату начисленных ему сумм налога реальными затратами налогоплательщика.
Вместе с тем в определении от 04.11.2004 N 324-О Конституционный суд Российской Федерации указал, что из определения от 08.04.2004 N 169-О не следует, что налогоплательщик во всяком случае не вправе произвести налоговый вычет, если сумма налога на добавленную стоимость уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены, в частности денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанностей по возврату займа). Отказ в праве на налоговый вычет может иметь место, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме. Право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет оплаты начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем.
Срок погашения займа до настоящего времени не наступил. Доказательства отсутствия реальной возможности погашения займа Инспекцией не представлены. Более того, в материалах дела имеются платежные поручения, которые подтверждают частичную оплату займа 03.08.2005 г.. и 19.01.2006 г.. Таким образом, основания для утверждения о нереальности возврата заемных средств отсутствуют.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2005 г. по делу N А56-28684/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28684/2005
Истец: ООО "Приморск ресурсы"
Ответчик: Инспекция ФНС России по Петроградскому району Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2006 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11359/05