г. Пермь
16 декабря 2009 г. |
Дело N А50-3792/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей В.М. Цодиковича, Л.А. Усцова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителей: 1. индивидуального предпринимателя Чернышева Александра Сергеевича: Четверикова Е.Г., доверенность от 08.05.2009,
2. индивидуального предпринимателя Смирнова Владимира Викторовича: Четверикова Е.Г., доверенность от 08.05.2009,
от ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 октября 2009 года,
по делу N А50-3792/2009,
принятое судьей Г.А. Тюриковой
по заявлению индивидуального предпринимателя Чернышева Александра Сергеевича и индивидуального предпринимателя Смирнова Владимира Викторовича
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
Индивидуальный предприниматель Чернышев Александр Сергеевич и индивидуальный предприниматель Смирнов Владимир Викторович обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании недействительным (незаконным) отказа, оформленного письмами от 09.12.2008 N И-21-01-09-30419, от 04.02.2009 N И-21-01-09-1816, в предоставлении земельного участка площадью 5 927, 2 кв.м, с кадастровым номером 59:01:0911481:20, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, 22, целевое назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенное строительством производственное здание (лит. А,А1) в собственность Чернышева А.С. и Смирнова В.В., а также обязании устранить допущенные нарушения закона путем принятия решения о предоставлении в собственность Чернышева А.С. и Смирнова В.В. земельного участка площадью 5 927, 2 кв.м, с кадастровым номером 59:01:0911481:20, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, 22, целевое назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенное строительством производственное здание (лит. А,А1) по выкупной цене 71 545 руб. 74 коп.
Решением от 09.04.2009 (л.д. 39-42) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 (л.д. 98-103) решение Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2009 по делу N А50 - 3792/2009 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2009 (л.д. 120-124) решение Арбитражного суда Пермского края от 09.04.2009 по делу N А50 - 3792/2009 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 по тому же делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
При новом рассмотрении дела заявителями уточнены заявленные требования (л.д. 135). Заявители просили признать недействительным (незаконным) отказ Департамента земельных отношений г. Перми от 09.12.2008 N И-21-01-09-30419, от 04.02.2009 N И-21-01-09-1816 в предоставлении земельного участка площадью 5 927, 2 кв.м, с кадастровым номером 59:01:0911481:20, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, 22, целевое назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенное строительством производственное здание (лит. А,А1) в собственность Чернышева А.С. и Смирнова В.В., а также обязать Департамент земельных отношений города Перми устранить допущенные нарушения закона путем принятия решения о предоставлении в долевую собственность Чернышева А.С. и Смирнова В.В. земельного участка и подготовки проекта договора купли - продажи земельного участка площадью 5 927, 2 кв.м, с кадастровым номером 59:01:0911481:20, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, 22, целевое назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенное строительством производственное здание (лит. А,А1) в течение месяца после вступления решения суда в законную силу по выкупной цене 71 545 руб. 75 коп.
Ходатайство об уточнении заявленных требований судом первой инстанции принято (л.д. 141).
Решением от 13 октября 2009 года признан незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми, выраженный в письмах от 09.12.2008, 04.02.2009 N N И-21-01-09-30419, И-21-01-09-1816, в предоставлении земельного участка площадью 5 927, 2 кв.м, с кадастровым номером 59:01:0911481:20, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, 22, целевое назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенное строительством производственное здание (лит. А,А1) в собственность Чернышева Александра Сергеевича и Смирнова Владимира Викторовича, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества". На Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия решения о предоставлении в долевую собственность Чернышева Александра Сергеевича и Смирнова Владимира Викторовича земельного участка и подготовки проекта договора купли - продажи земельного участка площадью 5 927, 2 кв.м, с кадастровым номером 59:01:0911481:20, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, 22, целевое назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенное строительством производственное здание (лит. А,А1) в течение месяца после вступления решения суда в законную силу по выкупной цене 71 545 руб. 75 коп. (л.д. 142-147).
Ответчик, Департамент земельных отношений администрации города Перми, с решением суда от 13 октября 2009 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. По мнению заявителя апелляционной жалобы, объект, находящийся в собственности заявителей, не подпадает под понятие - здание, строение и сооружение. Доказательств того, что принадлежащий заявителям на праве собственности объект незавершенного строительства является ранее приватизированным, в Департамент представлено не было. Поскольку таких доказательств заявителями представлено не было, ими не соблюден досудебный порядок разрешения спора. Судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, не применен закон, подлежащий применению, а именно статья 148 АПК РФ.
В апелляционной жалобе ее заявитель просил решение суда отменить полностью и оставить исковое заявление без рассмотрения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик представителя не направил.
В судебном заседании представитель заявителей пояснил, что с апелляционной жалобой не согласен, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальные предприниматели Чернышев А.С. и Смирнов В.В. являются сособственниками незавершенного строительством здания производственного корпуса (лит. А, А1) в размере _ доли, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Бригадирская, д. 22, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 05.07.2002 (л.д. 26,27).
Под незавершенное строительством производственное здание, расположенное по ул. Бригадирская, 22 в г. Перми сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 5 927, 2 кв. м с присвоением ему кадастрового номера 59:01:0911481:20, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от 27.08.2008 года (л.д. 6).
25 ноября 2008 года заявители обратились в Департамент земельных отношений Администрации города Перми с заявлением о предоставлении им в долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 59:01:0911481:20, общей площадью 5 927, 2 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, д. 22, для использования под незавершенное строительством производственное здание, принадлежащие им на праве собственности (л. д.14).
Письмами N И-21-01-09-30419 от 09.12.2008 года и N И-21-01-09-1816 от 04.02.2009 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщил заявителям, что спорный земельный участок может быть выкуплен ими по рыночной стоимости, либо предоставлен в аренду на 4 года 11 месяцев, так как неоконченный строительством объект не является зданием, строением или сооружением. Кроме того, в письмах сообщалось о том, что спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Пермское грузовое автопредприятие N 2", от которого оно должно отказаться в порядке, предусмотренном ст.ст. 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации (л. д. 11).
Заявители, полагая, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность под незавершенный строительством объект является незаконным, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, обратились с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 определена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросу, касающемуся возможности выкупа земельного участка под объектом незавершенного строительства в соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно изложенной в названном постановлении правовой позиции, предоставление земельных участков под объектами незавершенного строительства в собственность возможно только в случаях прямо предусмотренных в законе. К таким случаям, в частности относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 10.12.2008 N 01-16-21115/04 в адрес Чернышева А.С. и Смирнова В.В. (л.д. 17) следует, что согласно плану приватизации Пермского грузового автотранспортного предприятия N 2 в уставный капитал АООТ "Пермское грузовое автотранспортное предприятие N 2" вошел объект незавершенный строительством - производственный корпус в микрорайоне Загарье, без указания адреса.
Кроме того, из технического паспорта домовладения, составленного по состоянию на 01.11.2001, следует, что незавершенный строительством производственный корпус (лит. А,А1) вошел в план приватизации от 21.10.1992 ОАО "Пермское грузовое автотранспортное предприятие N 2" (л.д. 9-12).
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Пунктом 1 ст. 1 Закона Пермского края от 02.04.2008 N 218-ПК "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков" на территории Пермского края до 1 января 2010 года установлена цена земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих размерах: 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных, снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного выкупная стоимость земельного участка площадью 5 927, 2 кв.м с кадастровым номером 59:01:0911481:20, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Бригадирская, 22, целевое назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под незавершенное строительством производственное здание (лит. А,А1), составляет 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 27.08.2008 N 01/08-02-25460 (л.д. 6-8) кадастровая стоимость участка составляет 2 861 829, 9760 руб.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка составляет 71 545 руб. 75 коп., исходя из следующего расчета 2 861 829, 97 руб. х 2,5%=71 545 руб. 75 коп.
К заявлению о приобретении прав на земельный участок от 25.11.2008 (л.д. 14) заявителями были приложены необходимые документы, которые предусмотрены Приказом от 30 октября 2007 года N 370 Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Предоставление иных документов указанным Перечнем не предусмотрено.
Таким образом, апелляционным судом отклоняются доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заявителями не было представлено доказательств того, что принадлежащий им на праве собственности объект незавершенного строительства является ранее приватизированным.
Кроме того, доказательств того, что данные документы запрашивались Департаментом у заявителей, в материалы дела не представлено.
При таких условиях у суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления искового заявления без рассмотрения в соответствии со ст. 148 АПК РФ.
Помимо этого, ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции таких доводов заявлено не было.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным обстоятельствам.
При таких условиях, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ и не подлежит взысканию на основании ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13.10.2009 по делу N А50-3792/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с момента его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3792/2009
Истец: ИП Смирнов Владимир Викторович, ИП Чернышев Александр Сергеевич, Смирнов В В, Смирнов Владимир Викторович, Чернышев А С
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4178/09