07 сентября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-2021/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Мезенский район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2011 года по делу N А05-2021/2011 (судья Бекарова Е.И.),
установил
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в лице филиала "Аэронавигация Северо-Запада" (ОГРН 1027739057500; далее - Предприятие, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Мезенский район" (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившиеся в отказе произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:373 для размещения комплекса КДП/СДП-1 для обеспечения безопасности полётов и модуля бытового на базе сборно-разборного модуля, который оформлен письмом от 03.12.2010 N 2927 и возложении обязанности на ответчика разделить земельный участок с кадастровым номером 29:11:010143:373, образовав два земельных участка, один общей площадью 450 кв. м, второй общей площадью 820 708 кв. м в границах согласно межевому плану.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2011 года суд признал действия Администрации незаконными и обязал ответчика принять решение о разделе спорного земельного участка, образовав два земельных участка площадью ориентировочно 820 258 кв. м - под взлетно-посадочную полосу и 450 кв. м - под размещение комплекса КДП/СДП-1 для обеспечения безопасности полетов и модуля бытового на базе сборно-разборного модуля.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывает, что решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, могут быть принято только на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков с обязательным приложением кадастровых паспортов земельных участков и правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки; заявитель не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельного участка и не представил ни одного документа, указанного в пункте 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); согласно представленной заявителем схеме с изображением испрашиваемого земельного участка его место приводит к вкрапливанию, что не соответствует положению статьи 11.9 ЗК РФ; заявителем не подтверждена необходимость образования земельного участка именно площадью 450 кв. м; также им не представлены доказательства нарушения действиями Администрации его прав и законных интересов.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" согласно пункту 2.1 Устава Предприятия создано в целях обеспечения безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения и другой деятельности по организации использования воздушного транспорта Российской Федерации. Заявитель осуществляет предоставление услуг по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а именно:
- организацию воздушного движения, состоящую из обслуживания (управления) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
- предоставление пользователям услуг, оказываемых посредством средств радиотехнического оснащения полётов и авиационной электросвязи, каналов связи и информационному обеспечению;
- планирование и координирование воздушного пространства;
- передача экипажам оперативной аэронавигационной информации и изменений в аэронавигационной обстановке; передача экипажам метеорологической информации в объёме, предусмотренном нормативными документами по метеорологическому обеспечению гражданской авиации Российской Федерации;
- обеспечение безопасности полётов при обеспечении безопасности воздушного движения; выполнение функций оперативных органов Единой системы организации воздушного движения, в установленных для них зонах и районах в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- техническая эксплуатация объектов и (или) средств радиотехнического оснащения полётов и авиационной электросвязи единой системы организации воздушного движения, средств авиационной фиксированной спутниковой связи, а также обеспечение пользователей воздушного пространства контрольно-корректирующей информацией.
Для обеспечения целей своей деятельности ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на основании договора от 08.02.2010 N 3 арендует у Муниципального казенного предприятия "Мезенская механизированная колонна" помещения на 3 и 4 этажах здания, расположенного по адресу: г. Мезень, ул. Северная, д. 20, в районе КДП (контрольно-диспетчерского пункта) МВЛ (местных воздушных линий) аэропорта Мезень.
Под взлетно-посадочную полосу (разрешенное использование) сформирован земельный участок с кадастровым номером 29:11:010143:71, который находится в собственности МО "Мезенский муниципальный район", за каким-либо хозяйствующим субъектом не закреплён. Взлетно-посадочная полоса передана во временное пользование открытому акционерному обществу "2-ой Архангельский объединенный авиаотряд" на основании договора от 01.10.2010 о предоставлении муниципальной преференции, заключенного между названным акционерным обществом и муниципальным образованием "Мезенский муниципальный район".
Предприятие обратилось к Главе администрации МО "Мезенский район" с заявлением от 08.11.2010 N АЦ1772 о предоставлении земельного участка путём раздела земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:71 (взлётно-посадочная полоса) для размещения мобильных секций объекта КДП. К заявлению приложена предлагаемая схема земельного участка.
Ответчик письмом от 03.12.2010 N 2927 сообщил в ответ на заявление, что взлетно-посадочная полоса и земельный участок под ней находятся в собственности МО "Мезенский район"; запрашиваемый земельный участок находится в центре земельного участка под взлётно-посадочной полосой, в связи с чем произвести раздел земельного участка невозможно, поскольку это расположение не соответствует требованиям к образуемым земельным участкам (п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации), приводит к вкрапливанию земельного участка. Заявителю предложено рассмотреть вариант заключения договора аренды на земельный участок под КДП без раздела.
Предприятие не согласилось с действиями Администрации и обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании; в заявлении указало, что земельный участок необходим для размещения на нём оборудования (комплекса КДП/СДП), с помощью которого осуществляется управление безопасности движения полётов, а также осуществляется контроль всех действий на взлётно-посадочной полосе.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 29:11:010143:71 на основании постановления администрации МО "Мезенский муниципальный район" от 03.06.2010 N 343 разделён на два земельных участка: один - с кадастровым номером 29:11:010143:373 общей площадью 820 708 кв. м (разрешённое использование - под взлётно-посадочную полосу, собственность муниципального образования "Мезенский муниципальный район", свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2011); второй - с кадастровым номером 29:11:010143:374 общей площадью 32 005 кв. м, разрешённое использование - под взлётно-посадочную полосу, собственность муниципального образования "Мезенский муниципальный район").
Поскольку до обращения в арбитражный суд заявителю не было известно о состоявшемся разделе земельного участка, Предприятие 24.05.2011 уточнило предмет заявленных требований, так как испрашиваемый под размещение оборудования и разборного модуля земельный участок ориентировочной площадью 450 кв. м находится на земельном участке с кадастровым номером 29:11:010143:373 общей площадью 820 708 кв. м. Уточнение принято судом.
Решение суда первой инстанции мотивировано необходимостью размещения оборудования (комплекса КДП/СДП) на территории аэродрома, в связи с чем отклонена ссылка ответчика на пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ. Апелляционный суд также считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены принципы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, регулирования земельных отношений исходя из представлений о земле как об охраняемом в качестве важнейшей составной части природы объекте, приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, приоритета охраны жизни и здоровья человека, дифференцированного подхода к установлению правового режима земель с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов, сочетания интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 28 ЗК РФ).
В силу статьи 29 названного Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации при разделении земельных участков по инициативе правообладателя и подготовке землеустроительной документации размеры образованных земельных участков не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ предусмотрено, что предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из материалов дела видно, что на земельном участке с кадастровым номером 29:11:010143:373 площадью 820 708 кв. м, находящемся в собственности МО "Мезенский муниципальный район" (свидетельство о государственной регистрации права от 11.03.2011), расположен объект недвижимости - взлетно-посадочная полоса общей площадью 256 556 кв. м, принадлежащая на праве собственности также МО "Мезенский район" (свидетельство о государственной регистрации права от 14.02.2006).
Земельный участок за каким-либо хозяйствующим субъектом не закреплён. Взлетно-посадочная полоса передана во временное пользование открытому акционерному обществу "2-ой Архангельский объединенный авиаотряд" на основании договора от 01.10.2010 о предоставлении муниципальной преференции, заключенного между названным акционерным обществом и муниципальным образованием "Мезенский муниципальный район".
Заявителю необходим земельный участок площадью 450 кв. м, находящийся в настоящее время в границах земельного участка с кадастровым номером 29:11:010143:373 под размещение оборудования и разборного модуля. В обоснование именно такого расположения земельного участка ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" сослалось на требования Федеральных авиационных правил.
Довод заявителя о необходимости использования им земельного участка для размещения оборудования ответчиком не опровергнут.
Апелляционный суд не может согласиться с позицией ответчика, согласно которой образование земельного участка площадью 450 кв. м означает вкрапливание, недопустимое в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
Названная норма указывает на недопустимость такого образования земельных участков, которое приведет к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушению требований, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами. В данном случае ответчик не обосновал, каким образом образование земельного участка повлечет такие последствия.
Также апелляционный суд не может признать обоснованной ссылку ответчика на статью 11.3 ЗК РФ, согласно которой решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и к заявлениям должны быть приложены кадастровые паспорта и правоустанавливающие документы на земельные участки. Данная норма указывает на возможность образования земельных участков на основании заявлений перечисленных субъектов прав с приложением соответствующих документов, но не исключает возможность образования земельных участков и в ином порядке.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2011 года по делу N А05-2021/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Мезенский район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2021/2011
Истец: ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" филиал "Аэронавигация Северо-Запада" Архангельский центр ОВД
Ответчик: Администрация МО "Мезенский муниципальный район", администрация муниципального образования "Мезенский муниципальный район"
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4831/11