07 сентября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-4055/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЭК-БУНКЕР" Фаустова Ю.Д. по доверенности от 17.05.2011, Яковенко М.В. по доверенности от 01.05.2011, от администрации муниципального района "Заполярный район" Шалонина М.А. по доверенности от 29.08.2011 N 01-44-2709/11-0,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЭК-БУНКЕР" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2011 года по делу N А05-4055/2011 (судья Шадрина Е.Н.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "ЭКОТЭК-БУНКЕР" (ОГРН 1032900012386; далее - Общество, ООО "ЭКОТЭК-БУНКЕР") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального района "Заполярный район" (далее - Администрация МР) и администрации Ненецкого автономного округа (далее - Администрация НАО) о признании незаконным бездействия, выразившегося, в отказе провести в навигацию 2011 года процедуры закупки дров, угля каменного и нефтепродуктов в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие заполярного района "Севержилкомсервис" (далее - МП "Севержилкомсервис", Предприятие).
В судебном заседании 09.06.2011 представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил признать бездействие Администрации МР, выразившееся в уклонении и невыполнении требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при закупке в навигацию 2011 года для нужд жителей района дров, угля каменного и нефтепродуктов недействительным, как не соответствующее нормам указанного закона и обязать Администрацию МР устранить допущенные нарушения. Уточнение требований принято судом. В связи с уточнением требований по ходатайству заявителя Администрация НАО исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 15 июня 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представители в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Не согласны с выводом суда о том, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ) организация теплоснабжения населения поселений, входящих в состав муниципального района "Заполярный район", относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, а не органов местного самоуправления муниципального района "Заполярный район". По мнению подателя апелляционной жалобы, в силу пункта 3 статьи 82.1 Закона N 131-ФЗ данный вопрос находится в ведении органов местного самоуправления - муниципальных образований, а не поселений. Завозимое топливо закупается и используется в течение зимы для выработки электроэнергии дизельными электростанциями, что в силу статьи 15 указанного Закона относится к ведению муниципального образования, а не поселения. Суд должен был дать оценку действиям ответчика по передаче всех объектов недвижимости, предназначенных для северного завоза нефтепродуктов, угля, дров созданному им МП "Севержилкомсервис". Суд не сослался на нормы права в обоснование вывода о правомерности передачи предусмотренных статьей 82.1 Закона N 131-ФЗ полномочий от ответчика к МП "Севержилкомсервис". Закупка нефтепродуктов, угля каменного и дров должны осуществляться через процедуры, предусмотренные Законом N 94-ФЗ, так как закупка производится для удовлетворения потребности муниципального образования в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных Законом N 131-ФЗ. В соответствии со статьей 3 Закона N 131-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются потребности, обеспечиваемые не только за счет местных бюджетов, но и за счет внебюджетных источников финансирования.
Администрация МР в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация НАО в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество, являясь крупным перевозчиком в регионе, в связи с намерением участвовать в тендерах (аукционах) на право поставки и/или перевозки угля, дров и горюче-смазочных материалов (нефть, дизельное топливо и другие) 16.02.2011 обратилось к Администрации МР с письмом от 16.02.2011 N 256, в котором просило предоставить информацию о порядке отбора организаций (о проведении торгов) в 2011 году для осуществления Северного завоза.
Аналогичное письмо 16.02.2011 с просьбой о предоставлении информации о планируемых к проведению торгах в 2011 году в отношении отбора организации для осуществления Северного завоза ООО "ЭКОТЭК-БУНКЕР" направило в адрес МП "Севержилкомсервис".
МП "Севержилкомсервис" 21.02.2011 направило в адрес Общества письмо, в котором указало перечень необходимой документации для оценки и выбора организации на поставку дров отопительных в населенные пункты НАО в навигационный период 2011 года.
Письмом от 24.02.2011 N 0492 ООО "ЭКОТЭК-БУНКЕР" направило в адрес МП "Севержилкомсервис" документацию, необходимую для оценки и выбора организации на поставку дров отопительных в населенные пункты НАО в навигационный период 2011 года.
Письмами от 03.03.2011 N 825 и от 18.03.2011 N 625, Общество обратилось к ответчику по вопросу поставки каменного угля и нефтепродуктов; направило пакет документов по поставке каменного угля, необходимый для участия в торгах.
Торги по отбору организации для осуществления Северного завоза в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не были проведены ответчиком.
Не согласившись с бездействием ответчика, Общество обратилось в суд, указав, что данным бездействием ответчик нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также нарушает нормы Закона N 94-ФЗ.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Апелляционный суд также считает, что основания для удовлетворения требований ООО "ЭКОТЕК - БУНКЕР" отсутствуют.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 402, районы Ненецкого автономного округа относятся к районам Крайнего Севера.
Частью 1 статьи 82.1 Закона N 131-ФЗ установлено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки товаров, а также на оказание связанных с такими поставками услуг, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (далее - перечень), в случае утверждения перечня законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи в данный перечень могут быть включены топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками. Включение в перечень иных товаров и услуг не допускается.
Частью 3 данной статьи установлено, что полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.
Соответствующий законодательный акт об утверждении перечня товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Ненецкого автономного округа органом государственной власти не принят.
Следовательно, полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования "Заполярный район", входящего в состав Ненецкого автономного округа, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории муниципального образования "Заполярный район".
В соответствии со статьей 2 Закона N 131-ФЗ муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 названного Закона к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
Из приведенных норм следует, что организация теплоснабжения населения поселений, входящих в состав муниципального района "Заполярный район", относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, а не органов местного самоуправления муниципального района "Заполярный район".
Также суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что полномочия по организации в границах муниципального района электроснабжения поселений осуществляются Администрацией МР.
В этих целях ответчиком создано муниципальное предприятие "Севержилкомсервис", которое приобретает уголь каменный и нефтепродукты для дизельных электростанций на территории поселений, входящих в состав муниципального района "Заполярный район", и оплачивает поставленный товар за счет собственных средств.
Апелляционный суд согласен с позицией суда первой инстанции о том, что на отношения, связанные с приобретением МП "Севержилкомсервис" энергоресурсов не распространяется действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 94-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные, в частности, с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного Закона под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Статьей 4 Закона N 94-ФЗ установлено, что муниципальными заказчиками выступают соответственно органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Из изложенного следует, что муниципальное унитарное предприятие не относится к муниципальным заказчикам, в связи с чем на приобретение Предприятием энергоресурсов действие Закона N 94-ФЗ не распространяется.
Таким образом, МП "Севержилкомсервис" вправе заключать с поставщиками и перевозчиками энергоресурсов гражданско-правовые договоры без проведения торгов в соответствии с Законом N 94-ФЗ.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июня 2011 года по делу N А05-4055/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОТЭК-БУНКЕР" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4055/2011
Истец: ООО "Экотэк - Бункер"
Ответчик: администрация муниципального района "Заполярный район", администрация Ненецкого автономного округа
Третье лицо: МП заполярного района "Севержилкомсервис", Муниципальное предприятие Заполярного района "Севержилкомсервис"