г. Москва
06 сентября 2011 г. |
Дело N А41-10453/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Александрова Д.Д., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кисляков Е.В., доверенность от 01.03.2011,
от заинтересованного лица: Черненко А.М., доверенность от 28.12.2010 N 589-Д,
от третьего лица: Ильин А.В., доверенность от 28.06.2011 N 01-33/8742,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2011 по делу N А41-10453/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (ИНН: 5047008759, ОГРН: 105006179472) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в качестве третьего лица Федерального дорожного агентства, об оспаривании отказа в государственной регистрации и обязании зарегистрировать прекращение ограничения права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки" (далее - заявитель, общество ОАО "КСХП "Химки") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган), в котором просит:
- признать незаконным отказ управления в государственной регистрации прекращения ограничения в пользу Федерального дорожного агентства права собственности ОАО "КСХП "Химки" на земельный участок общей площадью 950 235 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:15, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район;
- обязать управление зарегистрировать прекращение ограничения права собственности ОАО "КСХП "Химки" в пользу Федерального дорожного агентства путем погашения регистрационной записи от 26.02.2009 N 50-50-10/057/2008-153.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федеральное дорожное агентство (далее - Росавтодор).
Решением Арбитражного суда Московской области от 22.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2007 N 453-р земельный участок общей площадью 1 726 334 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:0005, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, принадлежащий ОАО "КСХП "Химки" на праве собственности, изъят путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км".
Названное распоряжение зарегистрировано в установленном законом порядке в соответствии с положениями статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219.
В целях выполнения указанного распоряжения осуществлен раздел изымаемого земельного участка площадью 1 726 334 кв.м на одиннадцать земельных участков:
- площадью 44 601 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:08,
- площадью 15 844 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:7,
- площадью 72 117 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:9,
- площадью 58 412 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:10,
- площадью 2043 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:11,
- площадью 455 938 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:12,
- площадью 5133 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:13,
- площадью 16 627 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:14,
- площадью 100 133 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:16,
- площадью 5251 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:17,
- площадью 950 235 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:15.
На основании статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) и пункта 5 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) при разделе земельного участка, принадлежащего заявителю, управлением зарегистрированы ограничения (обременения) прав в отношении всех образуемых земельных участков в пользу Федерального дорожного агентства, в том числе и того земельного участка, который не подлежал изъятию для нужд Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 распоряжения от 16.11.2007 N 453-р образованные в результате раздела земельные участки площадью 72 117 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:9, площадью 58 412 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:10, площадью 2043 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:11, площадью 455 938 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:12, площадью 5133 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:13, площадью 16 627 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:14, площадью 100 133 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:16, площадью 5251 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:17 изъяты путем выкупа на основании соглашений о выкупе для нужд Российской Федерации земельных участков от 09.12.2008 N 09-зу/08, 02-зу/08, 14-зу/08, 18-зу/08,04-зу/08. Регистрационные номера 50-50-10/008/2009-156 от 26.02.2009, 50-50-10/008/2009-154 от 26.02.2009, 50-50-10/001/2009-282 от 26.02.2009, 50-50-10/008/2009-152 от 26.02.2009, 50-50-10/013/2009-006 от 26.02.2009.
Государственная регистрация обременения в пользу Федерального дорожного агентства в отношении оставшегося в собственности ОАО "КСХП "Химки" земельного участка с кадастровым номером 50:10:02 09 03:15 сохранилась.
20 декабря 2010 года общество обратилось в управление с заявлением о прекращении регистрационной записи об ограничении прав на принадлежащий заявителю на праве собственности земельный участок общей площадью 950 235 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:15, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район (т. 1, л.д. 142-143).
Уведомлением от 14.01.2011 N 10/097/2010-225 (т. 1, л.д. 137-138) заявителю сообщено о приостановлении государственной регистрации прекращения записи об ограничении в отношении спорного земельного участка, в связи с необходимостью представления дополнительных документов (акт уполномоченного органа государственной власти либо иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращение ограничения).
Решением, оформленным сообщением от 22.02.2011 N 10/097/2010-225, заявителю отказано в испрашиваемой государственной регистрации прекращения записи об ограничении в отношении спорного земельного участка на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (т. 1, л.д. 135-136).
В обосновании отказа управление сослалось на непредставление в установленный уведомлением от 14.01.2011 срок акта уполномоченного органа государственной власти либо иной документ, подтверждающий в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращение ограничения.
Не согласившись с отказом регистрирующего органа, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "КСХП "Химки" для государственной регистрации прекращения записи об ограничении в отношении спорного земельного участка были представлены все необходимые документы, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для проведения государственной регистрации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что обществом не представлены необходимы для испрашиваемой регистрации документы. По мнению регистрирующего органа, с заявлением о прекращении записи об ограничении в отношении спорного земельного участка должно было обратиться Федеральное дорожное агентство.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом, в соответствии с частью 8 пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона перечень документов, подтверждающих наличие, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним не является исчерпывающим, поскольку государственная регистрация может осуществляться на основании "иных документов", подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Отказывая в обществу в государственной регистрации прекращения записи об ограничении в отношении спорного земельного участка, регистрирующий орган руководствовался абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которому в государственной регистрации отказывается в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации в качестве документов-оснований представлены распоряжение Федерального дорожного агентства от 16.11.2007 N 453-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км", письмо Федерального дорожного агентства от 22.11.2010 N 01-29/13457, соглашения о выкупе для нужд Российской Федерации земельных участков, кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами 50:10:02 09 03:15, 50:10:02 09 03:0005.
Апелляционным судом не может быть принят во внимание довод управления о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращение ограничения.
В соответствии с пунктом 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, представленные документы позволяют установить и соотнести земельный участок, подлежащий изъятию в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 16.11.2007 N 453-р и изъятые в соответствии с соглашениями от 09.12.2008 N 09-ЗУ/08, N 02-зу/08, N14-зу/08, N18-зу/08,04-зу/08; позволяют установить отсутствие правовых оснований для ограничения права ОАО "КСХП "Химки" на земельный участок с кадастровым номером 50:10:020903:15.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
В пункте 46 Методических рекомендаций разъяснено, что: согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ представление дополнительных доказательств наличия у заявителя (заявителей) оснований для государственной регистрации (в том числе недостающих документов), а также подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений является правом заявителя. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений (например, запросить указанные сведения, имеющиеся у уполномоченных органов (организаций), в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 названного Федерального закона) и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается управлением, соответствующие запросы регистрирующим органом в Федеральное дорожное агентство в нарушение изложенных выше положений не направлялись.
Ссылка управления на то, что распоряжение Федерального дорожного агентства от 16.11.2007 N 453-р является действующим правомерно отклонена судом первой инстанции по следующим основаниям.
На государственную регистрацию заявителем были представлены документы-основания, подтверждающие, что распоряжение Федерального дорожного агентства от 16.11.2007 N 453-р в части изъятия части земельного участка с кадастровым номером 50:10:02 09 03:0005 для государственных нужд исполнено. Изъятие части земельного участка площадью 1 726 334 кв.м осуществлено путем заключения соглашений о выкупе земельных участков от 09.12.2008 N 09-зу/08, 02-зу/08, 14-зу/08, 18-зу/08,04-зу/08, заключенных в соответствии с действовавшим законодательством.
Переход права на части изымаемого земельного участка зарегистрирован управлением в установленном законом порядке.
Исполнение распоряжения Федерального дорожного агентства от 16.11.2007 N 453-р в части изъятия земельных участков ОАО "КСХП "Химки" и обязательств по соглашению о выкупе подтверждается также письмом Федерального дорожного агентства от 22.11.2010 N01-29/13457.
Таким образом, поскольку акт государственного органа об изъятии части земельного участка общей площадью 1 726 334 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:0005 исполнен, основания для обременения оставшейся в собственности заявителя части земельного участка общей площадью 950 235 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:15 отпали.
Какие-либо акты о предстоящем изъятии для государственных нужд земельного участка общей площадью 950 235 кв.м с кадастровым номером 50:10:02 09 03:15, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, уполномоченными государственными органами не принимались.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время правовые основания для сохранения государственной регистрации ограничения права собственности ОАО "КСХП "Химки" в пользу Федерального дорожного агентства отсутствуют.
Апелляционным судом установлено, что обществом представлены в регистрирующий орган все необходимые документы для проведения государственной регистрации прекращения записи об ограничении в отношении спорного земельного участка, содержавшие полную и необходимую о данном объекте в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспариваемый обществом отказ не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и нарушает права ОАО "КСХП "Химки" как собственника земельного участка, препятствует свободному использованию и распоряжению данным земельным участком.
При указанных обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прекращения записи об ограничении в отношении спорного земельного участка, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа в государственной регистрации, оформленного сообщением от 22.02.2011 N 10/097/2010-225, и удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.06.2011 по делу N А41-10453/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10453/2011
Истец: ОАО "Коллективное сельскохозяйственное предприятие "Химки", ОАО КСХП "Химки"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Росавтодор, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии г. Сергиев Посад