г. Чита |
дело N А19-5541/2011 |
08 сентября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2011
председательствующего судьи Стрелкова А.В.,
судей Клепиковой М.А., Даровских К.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козыревым А.В.,
рассмотрев в открытом заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Иркутской области и Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2011 года по делу N А19-5541/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Русфорест Усть-Илимск" (ИНН 3817036842, ОГРН 1103817000473) к Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) о взыскании 19 759 188 руб., третьи лица - Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству, Министерство финансов Иркутской области (ИНН 3808171299, ОГРН 1083808000154) (суд первой инстанции: судья Капустенская Е.Ф.)
с участием в судебном заседании представителей:
от истца - Никольской С.И., доверенность N 47 от 09.03.2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русфорест Усть-Илимск" (далее - ООО "Русфорест Усть-Илимск", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - АЛХ ИО, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании о взыскании 17 772 374 руб. неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.12.2004 в ред. от 19.09.2008 за N 91-22-2/8.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству.
Определением суда от 23.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство финансов Иркутской области (Минфин).
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что уплатил арендную плату в период с 2008 года по 2010 год по договорам аренды лесного участка (от 28.12.2004, от 19.09.2008 N 91-22-2/8) сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню с применением коэффициента 2,0, установленного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
В качестве правового обоснования указаны статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик в отзыве на иск возражал, считая, что исковые требования предъявлены к Иркутской области в лице ненадлежащего государственного органа - агентства лесного хозяйства Иркутской области, поскольку он не является получателем денежных средств, внесенных арендатором по договору от 28.12.2004 в ред. N 91-22-2/8 от 19.09.2008. Пояснил, что арендодатель при расчете размера арендной платы в период с 2008 года по 2010 год руководствовался не приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 (отмененным ранее), а твердо установленной договором лесного участка N 91-22-2/8 от 19.09.2008 суммой.
Минфин в отзыве на иск указал, что Министерство финансов Иркутской области не является главным администратором доходов, не является администратором доходов бюджета применительно к данному спору, не заключало договор аренды лесного участка, следовательно, не имеет данных по объемам поступлений в областной бюджет в разрезе договоров аренды лесных участков.
Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству в отзыве на исковое заявление возражало, пояснило, что в приложении N 6 к договорам аренды установлены конкретные суммы арендной платы в рублях с разбивкой на две части: непосредственно той, которая должна поступать в федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и второй, которая установлена по усмотрению сторон в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает, что помимо договора аренды N 91-22-2/8 от 19.09.2008 подписи и печати при подписании договора ставились и под приложением N 6 к договору, при этом, сам договор ни полностью, ни в какой-либо части истцом не оспаривался.
Решением от 24.06.2011 Арбитражный суд Иркутской области исковые требования удовлетворил, взыскал с Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области за счет областной казны в пользу ООО "Русфорест Усть-Илимск" 17 772 374 руб. неосновательного обогащения, 111 861 руб. 87 коп. возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Минфин обжаловал принятый судебный акт в апелляционном порядке. Полагая его необоснованным, вынесенным при неполном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств, нарушением или неправильном применении норм материального и процессуального права, просил решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что истец должен исполнять условия добровольно заключенного договора.
Ответчик, АЛХ ИО также обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, что и при обосновании своей позиции в суде первой инстанции.
Истец в отзывах на апелляционные жалобы возражает, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы -без удовлетворения.
Стороны и третьи лица о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, за исключением истца, своих представителей в суд не направили. При таком положении, в соответствии частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы и отзыва на неё, апелляционный суд пришёл к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с уставом Общества, ООО "Русфорест Усть-Илимск" создано в результате реорганизации в форме слияния Фирмы с ограниченной ответственностью "ПИК-89" (000 "ПИК-89"), общества с ограниченной ответственностью (000) "ПИК-2003" и общества с ограниченной ответственностью (000) "Вектор-2003" и является правопреемником вышеназванных обществ.
27.12.2004 Агентство лесного хозяйства Иркутской области провело открытый лесной конкурс, по результатом которого победителем признано ООО "ПИК-89".
В соответствии с пунктом 3.1 протокола результатов лесного конкурса N 16 от 27.12.2004 ООО "ПИК-89" обязалось вносить арендную плату на 3% выше стартовой, что составляет 148 356 руб. Общий размер арендной платы составит 5 093 556 руб. в год. В случае принятия других нормативов по исчислению арендной платы 000 "ПИК-89" обязуется проиндексировать предлагаемую арендную плату по тем же коэффициентам.
28.12.2004 Северный лесхоз (арендодатель) и ООО "ПИК-89" (арендатор) заключили договор на аренду участков лесного фонда от 28.12.2004, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в долгосрочное возмездное пользование участки лесного фонда площадью 174 526 га в лесах III группы Северного лесхоза, в границах: Карапчанского лесничества, кварталы N 79-83, 117-121, 146-148, 159-165, 172-189, 195-202, 207; Поливско-Катангского лесничества "Катангская дача", кварталы 64, 65, 86, 87, 108, 128, 129, 130, 131, 149, 150, 168, 169, 187; Поливско- Катангско-го лесничества "Поливская дача", кварталы 1-10, 11, 12, 13-17, 18-22, 23-28, 29-36, 43-60, 67-84, 91, 92, 96-108, 120-132, 144-153; Сосновского лесничества, кварталы 17-48, 59-69, 77-87, 99-109, 116-125, 133-146, 156-172, 183-202, 214-217, 227-229; Зелендин-ско-Катинского лесничество "Катинская дача", кварталы 47, 71-73, 97-100, 124-127, 210-213, часть 214, часть 215, 242-254, 257, 260 на территории Усть-Илимского района Иркутской области для заготовки древесины.
Участки лесного фонда предоставляются в возмездную аренду сроком на 49 лет, указанный договор зарегистрирован 08.02.2005 УФРС по Иркутской области за N 38-38-16/007/2005-116.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 договора от 28.12.2004 арендная плата на момент подписания настоящего договора устанавливается в размере 5 093 556 руб. в год, которая вносится ежеквартально, равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
Агентство лесного хозяйства Иркутской области 19.08.2008 издало Приказ N 607 -апр "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с ООО "ПИК-89".
Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству и ООО "Пик-89" заключили договор аренды лесного участка N 91-22-2/8 от 19.09.2008, по условиям которого, арендодатель обязуется предоставить, а арендатор ООО "ПИК-89" принять во временное возмездное пользование лесной участок, площадью 174 526 га в лесах III группы Северного лесхоза, в границах: Ка-рапчанского лесничества, кварталы N 79-83, 117-121, 146-148, 159-165, 172-189, 195-202, 207; Поливско-Катангского лесничества "Катангская дача", кварталы 64, 65, 86, 87, 108, 128, 129, 130, 131, 149, 150, 168, 169, 187; Поливско- Катангского лесничества "Поливская дача", кварталы 1-10, 11, 12, 13-17, 18-22, 23-28, 29-36, 43-60, 67-84, 91, 92, 96-108, 120-132, 144-153; Сосновского лесничества, кварталы 17-48, 59-69, 77-87, 99-109, 116-125, 133-146, 156-172, 183-202, 214-217, 227-229; Зелендинско-Катинского лесничество "Катинская дача", кварталы 47, 71-73, 97-100, 124-127, 210-213, часть 214, часть 215, 242-254, 257, 260.
Договор аренды лесного участка N 91-22-2/8 от 19.09.2008 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области 25.12.2008 за N 38-38-13/016/2008-878.
Арендная плата согласно пунктам 5, 6 договора от 19.09.2008 составляет 14 485 500 руб. в и вносится арендатором ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы до 15 числа первого месяца текущего квартала.
ООО "Русфорест Усть-Илимск", являясь правопреемником Фирмы с ограниченной ответственностью "ПИК-89", приняло на себя права и обязанности по договорам от 28.12.2004, N 91-22-2/8 от 19.09.2008.
Полагая, что в период с 01.01.2008 по 01.12.2010 ООО "Русфорест Усть-Илимск" произвело переплату арендной платы в доход субъекта Российской Федерации по договорам от 28.12.2004, от 19.09.2008 N 91-22-2/8, рассчитанную арендодателем с учётом коэффициента 2.0 на основании не подлежащего применению приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", в размере 17 772 374 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и исходил из их обоснованности как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции, иного применения норм материального права.
В соответствии со статьёй 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на того государственными органами.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании пункта 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" утверждены минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, которые применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации, которые дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по размерам), а также в зависимости от расстояния вывозки (по лесотаксовым разрядам).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370, от 16.06.2004 N 283 и от 30.07.2004 N 400 определено, что федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление лесным хозяйством, являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.05 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", установлены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 с применением коэффициентов согласно приложению, согласно которому, для субъекта Российской Федерации Иркутской области для основных лесных (лесообразующих) пород установлен коэффициент 2,0.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел 1, главы 4, 4, статьи 31-37, 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43-45, разделы 3-6 и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года предусмотрена оплата за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года, так и другие федеральные нормативно-правовые акты не предусматривают взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.02.08 N 60 признан утратившим силу приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню".
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
В указанной связи, стороны договоров с 01.01.2007 должны были руководствоваться положениями договоров аренды только в той части, которая не противоречила Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса.
Факт излишней уплаты истцом арендных платежей, рассчитанных ответчиком с учётом коэффициента 2,0, предусмотренного утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню" был установлен судом первой инстанции, доказательств возврата излишне перечисленной истцом суммы арендной платы не представлено, поэтому исковые требования ООО "Русфорест Усть-Илимск" обосновано удовлетворены.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и фактических обстоятельств.
Доводу Иркутской области о том, что она привлечена к участию в деле в лице ненадлежащего ответчика - Агентства лесного хозяйства, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка со ссылкой на Приложение N 2 к Закону Иркутской области от 21.05.2008 N 17-оз "Об областном бюджете на 2008 год", статьи 6, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2011 года по делу N А19-5541/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.В. Стрелков |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5541/2011
Истец: ООО "Русфорест Усть-Илимск"
Ответчик: Иркутская область в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству