г. Москва
09 сентября 2011 г. |
Дело N А41-13187/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куденеевой Г.А.,
судей Быкова В.П., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомедовой Э.Д.,
при участии в заседании:
от истца - Кооператива индивидуального жилищного строительства "Рубеж": Бережника Ю.Н., представителя (доверенность N 1/10-10 от 30.04.2011 г.), Иващенко А.И., председателя правления (протокол N 1 от 06.06.2009 г.), Гришина С.Н., представителя (доверенность N 1/11-09 от 30.04.2011 г.),
от ответчика - Открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания": Агзамовой Е.Т., представителя (доверенность N 1944-Д от 01.01.2011 г.), Козлова И.В., представителя (доверенность N 2017-Д от 01.01.2011 г.),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2011 года по делу N А41-13187/11, принятое судьей Кондратенко Н.А., по иску Кооператива индивидуального жилищного строительства "Рубеж" к Открытому акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" о возложении обязанности по заключению договора технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям,
УСТАНОВИЛ:
Кооператив индивидуального жилищного строительства "Рубеж" (далее - КИЖС "Рубеж", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Открытому акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК") о возложении на него обязанности по заключению договора о присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям и изложения положений договора в части установления размера платы за оказание услуг по технологическому присоединению по цене присоединения в размере 550 рублей (л.д. 2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2011 года исковые требования удовлетворены (л.д71-73). При вынесении решения суд исходил из того, что истец является дачным потребительским кооперативом, поэтому на него распространяется льготный тариф в части установления платы за технологическое присоединение; положения спорного договора, регулирующие стоимость услуг, в редакции истца соответствуют правилам и методическим указаниям.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "МОЭСК" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Заявитель указал, что судом неправильно применены нормы материального права. Суд первой инстанции неправомерно причислил истца к льготной категории юридических лиц, в отношении которых плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 кВт составляет 550 рублей (л.д.76-81).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области проверены Десятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, иск оставить без удовлетворения.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам отзыва, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Из положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется через процедуру технологического присоединения, установленной Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Из материалов дела следует, что с 1997 г. энергопринимающие устройства КИЖС "Рубеж" были присоединены к сетям ОАО "МОЭСК" (акт от 09.12 1999 г.) (л.д. 13-19).
Впоследствии Кооперативом была увеличена трансформаторная мощность энергопринимающих устройств с 250 кВа до 500 кВа, в связи с увеличением количества членов кооператива.
Учитывая это, КИЖС "Рубеж" выразило намерение заключить с ОАО "МОЭСК" договор о присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
25 мая 2010 года КИЖС "Рубеж" обратилось к ОАО "МОЭСК" с просьбой об увеличении трансформаторной мощности с 250 кВА до 500 кВА (заявка N Ю-10-00905374/112), а также просило заключить договор о присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Предметом указанного договора является выполнение ОАО "МОЭСК" (исполнителем) за плату мероприятий по технологическому присоединению к своей электрической сети напряжением 10 кВ энергопринимающих устройств КИЖС "Рубеж" (заказчика) при условии соблюдения заказчиком технических условий (пункт 1 проекта договора) (л.д. 6-11).
Согласно пункту 1.3 проекта договора присоединение энегопринимающих устройств производится на объекте заказчика, расположенном по адресу: Московская область, Раменский район, вблизи д. Белозериха.
В соответствии с пунктом 3.1 проекта договора плата за технологическое присоединение рассчитана в соответствии с Распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 09 апреля 2009 года N 10-Р и составляет 550 рублей.
С сопроводительным письмом от 17.09.2010 г. ОАО "МОЭСК" направило Коопертиву свой проект договора, в котором указало размер платы за технологическое присоединение к распределительным сетям - 3 893 115 руб., рассчитав его с учетом тарифа, установленного Распоряжением Энергетического комитета Московской области N 10-Р от 09.04.2009 г., - 15 572 руб. 46 коп. (это письмо и проект договора представлен ответчиком апелляционному суду).
ОАО "МОЭСК" письмом N 8422 от 09 ноября 2010 года сообщило КИЖС "Рубеж" об отказе в заключении договора по льготной цене. Данный отказ мотивирован тем, что организационно-правовая форма истца не входит в перечень юридических лиц, для которых предусмотрена льготная цена оплаты (л.д. 36-37).
В связи с тем, что сторонам договора о присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям не удалось согласовать его условия о цене в досудебном порядке, КИЖС "Рубеж" в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в суд с настоящим иском.
Суд, рассмотрев требования истца, пришел к правильному выводу о правомерности изложения пункта 3.1 в редакции заказчика, указав, что КИЖС "Рубеж" относится к дачному потребительскому кооперативу и оплата по договору для данной категории юридических лиц осуществляется по льготной цене, установленной Распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 09 апреля 2009 года N 10-Р, - 550 руб.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Рассматриваемый договор является публичным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Таким образом, спорный договор должен соответствовать правилам, действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации случаях, предусмотренных законом, при расчетах по договору энергоснабжения применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в статье 24 установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 утверждено положение о Федеральной службе по тарифам (далее - ФТС). В соответствии с пунктами 1 и 5.2. указанного постановления ФТС является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и уполномочена разрабатывать методические указания по расчету регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии, с использованием установленных методов регулирования.
Пунктом 14 Методических указаний ФТС N 277-э/7 от 23 октября 2007 года установлены тарифы на услуги при передаче электрической энергии такой группе потребителей как некоммерческие организации: плата некоммерческой организации для поставки электроэнергии на коммунально-бытовые нужды, не в целях извлечения прибыли, гражданам, членам этой организации, рассчитывающимися по общему счетчику на воде, не должна превышать 5,5 минимального размера оплаты труда, умноженного на количество членов (абонентов) этой организации, при условии присоединения каждым членом этой организации не более 15 кВт.
К юридическим лицам - некоммерческим организациям, на которых распространяется вышеуказанная плата, относятся (пункт 14 методических указаний ФТС N 277-э/7 от 23 октября 2007 года):
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство)\.
- некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение), объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения), рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе;
- содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
- гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки, рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе.
Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Из пункта 1 устава Кооператива индивидуального жилищного строительства "Рубеж" следует, что данная организация создана гражданами Российской Федерации - военнослужащими, военными пенсионерами ФПС, ФСБ, ФАПСИ и МВД и членами их семей и является потребительским кооперативом (л.д. 42-54).
В пункте 1.2 устава указано, что КИЖС "Рубеж" создано с целью строительства жилых домов и объектов общего пользования и использования земельных участков для садоводства и огородничества.
Решением Раменского городского суда Московской области от 11 марта 2008 года по делу N 2-550 подтвержден статус КИЖС "Рубеж" как потребительского кооператива. В решении указано, что хотя специального закона, регулирующего деятельность кооператива индивидуального жилищного строительства, не существует, то в силу статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно применение по аналогии Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; КИЖС "Рубеж" является потребительским кооперативом (л.д. 55-56).
В части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что общество КИЖС "Рубеж" является потребительским кооперативом, поэтому размер платы за технологическое присоединение, предусмотренной договором, определяется на основании нормативного акта применительно к льготным категориям юридических лиц - некоммерческим организациям и не может быть предусмотрен соглашением сторон выше установленного им размера.
Из материалов дела установлено, что истцом выполнены необходимые действия для подключения энергопринимающих устройств к сетям ответчика - согласовано с ОАО "Мосэнерго" увеличение электрической трансформаторной мощности, рассчитаны электрические нагрузки, подтверждена готовность оплаты услуг.
Отказ энергоснабжающей организации от заключения договора является незаконным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 июня 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Г.А. Куденеева |
Судьи |
В.П. Быков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13187/2011
Истец: Кооператив индивидуального жилищного строительства "Рубеж"
Ответчик: ОАО "Московская объединенная электросетевая Компания"