г. Пермь |
|
01 сентября 2011 г. |
Дело N А60-8920/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астрамед-МС" (ОГРН 1026605234721, ИНН 6608003158): Пархоменко М.Б. по доверенности от 20.05.2011, Бажанов А.В. по доверенности от 20.05.2011
от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ОГРН 1026602332052, ИНН 6658014910): Смирнова А.И. по доверенности от 22.12.2010
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астрамед-МС",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 июня 2011 года
по делу N А60-8920/2011
принятое судьей Куричевым Ю.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астрамед-МС"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Свердловской области
о признании недействительными ненормативных правовых актов
установил,
Общество с ограниченной ответственностью Страховая Медицинская Компания "Астрамед-МС" (далее - ООО СМК "Астрамед-МС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными предписания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области от 29.12.2010 N 21-08/505 об устранении нарушений в проведении обязательного медицинского страхования граждан, выявленных в ходе проверки, а также приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее - ТФОМС Свердловской области) от 14.04.2011 N 107 "О применении штрафных санкций" и решение об удержании суммы штрафа из суммы средств на ведение дела, выраженное в письме от 07.02.2011 N 21-06/84 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2011 года по делу N А60-8920/2011, принятым судьей Куричевым Ю.А., заявленные требования ООО СМК "Астрамед-МС" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции ООО СМК "Астрамед-МС" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы в материалах дела отсутствуют доказательства нарушений со стороны ООО СМК "Астрамед-МС" требований, принятых в Свердловской области правил обязательного медицинского страхования граждан. Непринятие заявителем мер по исключению ликвидированных страхователей из базы данных ТФОМС не является основанием для наложения штрафа, предусмотренного п.20 договора N 13 о финансировании обязательного медицинского страхования от 02.02.2009. Указанные в оспариваемом решении страхователи в проверяемом периоде списков уволенных граждан не представляли, документально подтвержденных сведений об увольнении работников у заявителя не имелось. В части предъявленного нарушения о неправомерной выдаче страхового медицинского полиса заявитель ссылается на Определение Верховного суда РФ от 03.06.2003 по делу N 5-Г03-40, которым установлено, что Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" не предусматривает регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания в качестве условия для их обязательного медицинского страхования и выдачи им страхового полиса. Представители ООО СМК "Астрамед-МС" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
ТФОМС Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что непредставление Фонду информации о прекращенных договорах ОМС, достоверной информации о застрахованных гражданах, способствует получению заявителем денежных средств по прекращенным договорам ОМС, что влечет за собой нарушение заявителем Территориальных правил ОМС. Нарушение указанных правил в силу договора является основанием для взыскания Фондом со страховщика штрафа. Обязательное медицинское страхование и обеспечение страховыми медицинскими полисами ОМС неработающих граждан РФ (включая детей) осуществляется по месту их жительства на территории РФ, подтвержденному соответствующей регистрацией. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области на основании приказа исполнительного директора ТФОМС Свердловской области N 307 от 30.11.2010 в период с 06.12.2010 по 10.12.2010 в отношении ООО СМК "Астрамед-МС" проведена контрольная проверка целевого и рационального использования средств ОМС и устранения недостатков по результатам комплексной проверки 06.10.2010.
По результатам проверки Фондом медицинского страхования установлено систематическое нарушение Территориальных правил обязательного медицинского страхования граждан РФ, проживающих на территории Свердловской области; имеются факты отсутствия договоров со страхователями; не ведется работа по выявлению ликвидированных предприятий; не ведется работа со страхователями по предоставлению списков убытия; имеется случай выдачи медицинского полиса не в соответствии с законодательством. Установив факт нарушения Территориальных правил обязательного медицинского страхования граждан РФ, Фондом начислен штраф в размере 2 108 146 руб. Данные обстоятельства отражены в акте от 10.12.2010.
На основании выявленных нарушений, ООО СМК "Астрамед-МС" выдано предписание в срок до 31.01.2011 направить в адрес исполнительной дирекции ТФОМС Свердловской области информацию о мерах, принятых по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, указанных в акте; штраф в размере 2 108 146 руб. предложено перечислить на расчетный счет ТФОМС Свердловской области (л.д.43).
В связи с неисполнением предписания в части уплаты штрафа ТФОМС Свердловской области письмом N 21-06/84 от 07.02.2011 сообщил заявителю о самостоятельном удержании из ежемесячно направляемой в СМО суммы средств на ведение дела штрафа в размере 2 108 146 руб. (л.д.44).
Приказом ТФОМС Свердловской области от 14.04.2010 N 107 "О применении штрафных санкций" поручено подготовить финансовое распоряжение на перечисление страхового платежа в ООО СМК "Астрамед-МС" на апрель 2011 года, уменьшенного в части расходов на ведение дела на сумму штрафных санкций, предъявленных за ненадлежащее исполнение договорных обязательств в размере 2 108 146 руб. Руководителю ООО СМК "Астрамед-МС" поручено обеспечить формирование средств расходов на ведение дела с учетом удержанных из суммы страхового платежа штрафных санкций (л.д.85).
Не согласившись с предписанием и решением ТФОМС Свердловской области об удержании суммы штрафа из суммы средств на ведение дела, выраженным в письме от 07.02.2011 N 21-06/84 и приказе от 14.04.2010 N 107 "О применении штрафных санкций", ООО СМК "Астрамед-МС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установив наличие оснований для взыскания штрафных санкций, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ООО СМК "Астрамед-МС" на основании лицензии, выданной Федеральной службой страхового надзора С N 1372 66 от 24.09.2009, осуществляет обязательное медицинское страхование на территории Пермского края, Кировской, Курганской, Свердловской областей.
Взаимоотношения между Фондом и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО), осуществляющими ОМС, регулируются Типовыми Правилами ОМС, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте РФ от 24.12.2003 N 5359 (далее - Типовые правила), Правилами ОМС, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н, Территориальными правилами ОМС граждан Российской Федерации, проживающих на территории Свердловской области, утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 29.07.2005 N585-ПП (далее -Территориальные правила), иными нормативными актами, а также условиями договоров, заключенными со СМО.
Финансирование деятельности ООО СМК "Астрамед-МС" по обязательному медицинскому страхованию осуществляется на основании договора о финансировании от 02.02.2009 N 13, заключенного с ТФОМС Свердловской области (л.д.45-50).
В соответствии с п.1 указанного договора заинтересованное лицо приняло на себя обязательства по финансированию деятельности заявителя в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным им договорам страхования обязательного медицинского страхования граждан.
В соответствии с п.8 договора о финансировании заявитель обязан осуществлять страхование граждан с соблюдением действующего законодательства, Территориальных правил и других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, Фонд осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых поверок.
Проверки проводятся Фондом на основании Методических рекомендаций по проведению территориальными фондами ОМС контрольных проверок деятельности СМО, осуществляющих ОМС, утвержденных ФФОМС 17.06.1997 N 2469/11.
Проверки осуществляются в соответствии с планом работы контрольно-ревизионного отдела, утвержденного руководителем территориального фонда ОМС, либо во внеплановом порядке на основании приказа исполнительного директора территориального фонда ОМС. В ходе проверки проводится анализ учетно-отчетной документации, анализируются материалы предыдущих проверок, проверяются оформление и выполнение договоров ОМС, в частности ведение регистрации договоров, наличие договоров ОМС со страхователями, наличие и ведение реестра застрахованных, соответствие его реестру, переданному в региональный регистр застрахованных, соответствие общего количества застрахованных граждан количеству выданных полисов и реестру учета страховых медицинских полисов, ведение учета страховых полисов в соответствии с установленным порядком учета бланков строгой отчетности. Также в ходе проверки осуществляется проверка соответствия финансирования СМО территориальным фондом заключенному договору, в том числе утвержденным дифференцированным подушевым нормативам финансирования ОМС и численности застрахованных, срокам договора о финансировании ОМС. По результатам проверки составляется Акт, в котором отражаются результаты и отмечается устранение замечаний предыдущей проверки.
В ходе проверки Фондом установлено наличие зарегистрированных договоров со страхователями, действие которых прекращено в связи с их ликвидацией. С марта 2010 года по ноябрь 2010 года ООО СМК "Астрамед-МС" не были приняты меры по исключению вышеуказанных страхователей из базы данных. В связи с чем заявителем необоснованно получено финансирование по расторгнутым договорам в сумме 1 323 894,1 руб.
Согласно п.2 договора о финансировании Фонд обязан перечислять заявителю финансовые средства по утвержденным дифференцированным подушевым нормативам 25 числа каждого месяца при наличии финансовых средств у Фонда, на основании представленных Страховщиком договоров ОМС граждан в рамках территориальной программы ОМС, включая сведения о численности застрахованных, внесенные в базу данных. Средства перечисляются на застрахованных лиц при подтверждении страхователем уплаты единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в частях, зачисляемых в Фонд.
Обязанность заключать Типовые договоры со страхователями предусмотрена Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1.
Согласно п.8-2 Территориальных правил взаимоотношения страхователя и СМО при ОМС осуществляется на основании договора.
Статьей 12 Закона от 28.06.1991 N 1499-1 предусмотрено, что Фонд ведет базы данных и иные информационные ресурсы в сфере ОМС. Для актуализации данных в Регистре Фондом в адрес СМО регулярно направляются сведения о ликвидированных страхователях.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Фонд неоднократно уведомлял заявителя о наличии в регистре записей о действующих договорах ОМС, заключенных с ликвидированными страхователями (согласно данным налоговых органов), между тем, в период с марта по ноябрь 2010 года заявителем не были предприняты меры по исключению данных страхователей из базы данных Фонда.
В соответствии с пунктом 13 Типового договора - договор ОМС прекращается в случае ликвидации страхователя.
Договором о финансировании предусмотрено, что страховщик сообщает Фонду о договорах, действие которых прекращено, в течение трех дней (п.14). Продолжение взаимоотношений с ликвидированными страхователями и несообщение сведений о прекращении таких договоров является нарушением пункта 8-2 Территориальных правил, что повлекло необоснованное получение заявителем от Фонда финансирования.
Также в ходе проверки Фондом установлено, что заявитель не исключает из базы данных убывших работников, предоставлены списки убытия по 10% от общего числа страхователей, в том числе не представлено ни одного списка убытия по ОАО "Кондитерское объединение Сладко", ЗАО "Золото Северного Урала", ОАО "УЗСП". Также в ходе проверки обнаружено 142 списка уволенных работников, соответствующие изменения в базу данных внесены не были.
На основании пункта 19 Типового договора действие страховых полисов, выданных в соответствии с настоящим договором, прекращается либо одновременно с прекращением действия договора, либо при увольнении застрахованного лица с места работы, либо в случае его смерти.
Следовательно, заявитель не ведет работу со страхователями по исполнению пункта 6 Типового договора и возврату полисов ОМС уволенными (убывшими) гражданами. Сведения об уволенных работниках своевременно (п.14 договора) не отражаются в базе данных о застрахованных лицах. Непредставление сведений о ранее застрахованных лицах и неисключение их из Регистра способствовало необоснованному получению ООО СМК "Астрамед-МС" финансирования.
В ходе проверки заинтересованным лицом сделан вывод, о нарушении порядка выдачи полиса ОМС неработающему гражданину (несовершеннолетнему) Рашидову М.К. (N 6357539, дата выдачи полиса 15.11.2010) в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию по мету жительства на территории Свердловской области. В данном случае заявителем был выдан полис несовершеннолетнему неработающему гражданину РФ на основании заявления отца без подтверждения наличия регистрации по месту жительства.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования (ч.4 ст.1). Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного (ст.5).
Согласно Инструкции по ведению страхового медицинского полиса, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 N 41, в редакции Постановления Правительства от 11.10.1993 N 1018, страховой медицинский полис выдается каждому застрахованному гражданину страховой медицинской организацией (п.2). Из содержания нормативных актов, регулирующих выдачу полисов обязательного медицинского страхования в проверяемом периоде, следует, что полис может быть выдан по месту работы, по месту жительства, по месту пребывания, при отсутствии постоянного места жительства, однако в каждом из перечисленных случаев лицо, обратившееся с заявлением о выдаче полиса, должно представить соответствующие документы, подтверждающее право на его получение страховой медицинской организации.
Заявителем в ходе проведения проверки, а также при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции не представлено документов, свидетельствующих о наличии оснований для выдачи вышеуказанного страхового медицинского полиса. В связи с чем вывод суда первой инстанции о необоснованной выдаче страхового медицинского полиса является правильным.
В соответствии с п.20 договора о финансировании при установлении экспертами Фонда нарушений страховщиком требований, принятых в субъекте Свердловской области правил обязательного медицинского страхования граждан, порядка контроля качества оказания медицинской помощи и использования страховых средств и порядка оплаты медицинского страхования, Фонд взыскивает со страховщика штраф в размере 25% суммы средств на ведение дела, полученных страховщиком в месяце, в котором совершено нарушение требований данных нормативных документов.
Материалами дела подтверждается факт нарушения заявителем требований вышеуказанных нормативных документов, выразившийся в неисключении из базы данных Фонда ликвидированных страхователей и убывших (уволившихся) работников. В связи с чем судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии оснований для выдачи обжалуемого предписания и начисления штрафа, предусмотренного п.20 договора о финансировании.
Относительно оспариваемого приказа об удержании суммы штрафа, судом первой инстанции сделан вывод о том, что он издан в пределах полномочий Фонда, во исполнение контроля по обеспечению целевого и рационального использования средств ОМС, адресован управлениям ТФОМС и направлен на удержание обоснованной суммы штрафа, которая в добровольном порядке страховой компанией не перечислена.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает данные выводы ошибочным, поскольку ни нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, ни Типовым, ни заключенным между сторонами договором такой порядок взыскания штрафных санкций не предусмотрен.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1999 N 50-О указано, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц сумм штрафа и иных санкций без их согласия, то есть при возражениях против указанных взысканий, является неконституционным вне зависимости от органа, принявшего решение о производстве взыскания, и нормативного акта, предоставившего ему такое право. Данное разъяснение распространяется на все органы, в том числе государственной службы и фискальные органы, поскольку ими могут применяться аналогичные санкции, в том числе даже предусматривающие порядок их бесспорного взыскания. В Постановлении Конституционного суда РФ N 3-П от 24.02.2004 указано, что в соответствии со статьей 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Термин "лишен" означает принудительный характер прекращения права частной собственности и предполагает наличие спора, что в обязательном порядке требует судебного контроля, который может быть либо предварительным, либо последующим.
Таким образом, взыскание штрафных санкций контролирующими органами осуществляется в судебном порядке, с учетом положений гл.26 АПК РФ, в рамках которого реализуются функции судебного контроля за законностью наложения санкций и соблюдением порядка досудебного урегулирования спора. Внесудебный порядок взыскания санкций с последующим судебным контролем возможен только в случаях прямо предусмотренных в законодательстве.
Доводы ТФОМС об отсутствии в законодательстве запрета на удержание штрафных санкций противоречат ст.35 Конституции РФ. Нормативный акт, предоставляющий фонду право во внесудебном порядке удерживать штрафные санкции, отсутствует.
С учетом несоблюдения заинтересованным лицом названных положений, оспариваемое решение ТФОМС Свердловской области об удержании суммы штрафа из суммы средств на ведение дела, выраженное в письме от 07.02.2011 N 21-06/84 и приказе от 14.04.2010 N 107 "О применении штрафных санкций" подлежит признанию недействительным, решение суда первой инстанции в указанной части - отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ).
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением ООО СМК "Астрамед-МС" уплатило государственную пошлину в сумме 6 000 руб. Фактически обществом заявлено два требования - о признании недействительными предписания ТФОМС Свердловской области и решения об удержании суммы штрафа из суммы средств на ведение дела, выраженное в письме от 07.02.2011 N 21-06/84 и приказе от 14.04.2010 N 107 "О применении штрафных санкций". Судом апелляционной инстанции решение отменено, второе требование удовлетворено. В силу ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2 000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. относятся на заинтересованное лицо и подлежат взысканию в пользу заявителя. Излишне уплаченную государственную пошлину по заявлению в сумме 2 000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 2 000 руб. следует вернуть заявителю из федерального бюджета. Государственная пошлина в сумме 2000 рублей по требованию о признании недействительным предписания относится на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2011 года по делу N А60-8920/2011 отменить в части.
Признать недействительными решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области об удержании штрафа в сумме 2 108 146 руб. из ежемесячно направляемой в страховую медицинскую организацию суммы средств на ведение дела, выраженное в письме от 07.02.2011 N 21-06/84 и приказе от 14.04.2011 N 107 "О применении штрафных санкций".
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астрамед-МС" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 2 000 (две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Страховая медицинская компания "Астрамед-МС" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 14.04.2011 N 2420, и по апелляционной жалобе в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 15.07.2011 N 4771.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8920/2011
Истец: ООО Страховая медицинская компания "Астрамед-МС"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования СО (ТФОМС)