г. Чита |
Дело N А78-135/2010 |
"07" июня 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, С.И. Юдина, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Валентина", на решение арбитражного суда Забайкальского края от 04 марта 2010 года по делу N А78-135/2010, в редакции определения суда об исправлении опечатки от 23 марта 2010 года, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Валентина" к Читинской таможне признании незаконными действий, требования N 30-01-04/3630 от 21 ноября 2009 года, уведомления N 30-01-04/3631 от 21 ноября 2009 года, принятое судьей М.И. Анисимовым,
при участии:
от заявителя: Томских Е.И., представителя по доверенности от 01.12.2009;
от заинтересованного лица: Алыповой Е.В., представителя по доверенности от 09.12.2009;
от третьего лица, ЗОА "РОСТЭК-Забайкальск": не было;
и установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Валентина", обратился с заявлением о признании незаконными действий должностного лица Читинской таможни - главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Читинского таможенного поста Читинской таможни Ю.П. Барановой, выразившихся в направлении в адрес Общества требования от 21.11.2009 N 30-01-04/3630 и уведомления от 21.11.2009 N 30-01-04/3631 при осуществлении таможенного оформления товаров, декларируемых по грузовой таможенной декларации N 10612050/191109/0006914.
Решением суда первой инстанции от 04 марта 2010 года в редакции определения об исправлении опечатки от 23 марта 2010 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В представленных одновременно с ГТД СЭЗах в графе "Информация, наносимая на этикетку" указано следующее: страна, фирма и адрес изготовителя; наименование продукта, сорт; масса нетто; наименование и адрес поставщика; дата отбора и дата упаковывания; условия хранения, информация о подтверждении соответствия.
Согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской федерации в оптовой и розничной торговле) изготовитель (продавец) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше. В отношении плодовоовощной продукции информация для потребителя должна содержать (раздел 4.13 ГОСТа):
- наименование продукта;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- масса нетто или объем продукта;
- ботанический сорт продукта;
- товарный сорт (при наличии);
- указание на способы обработки продукта при необходимости);
- сведения рекламного характера (при необходимости);
- дата сбора и дата упаковывания;
- условия хранения (при необходимости);
- обозначение продукта;
- информация о подтверждении соответствия.
Исходя из вышеуказанных правовых актов, на этикетке, поставляемой на территорию Российской Федерации плодовоовощной продукции, в обязательном порядке должна содержать сведения о наименовании и местонахождении изготовителя.
На нанесенных этикетках товаров, декларируемых по ГТД N 10612050/191109/0006914 указано: "Яблоки свежие, Шэнь СИ", "Мандарины свежие, место происхождения "Хунань".
Содержание данных этикеток позволяет прийти к выводу о том, что данная этикетка является потребительской, но не отправительской. Сведения, наносимые на этикетку, в том числе об организации-изготовителе (в отношении плодовоовощной продукции - место происхождения) должны соответствовать сведениям, содержащимся в СЭЗ.
Так как декларируемые ООО "Валентина" товары: мандарины свежие содержали информацию на этикетке о месте происхождения товара - Хунань, яблоки свежие - Шэнь Си, соответственно, данные сведения и должны быть указаны в СЭЗах. Предоставление СЭЗов, имеющих иные сведения о месте происхождения плодовоовощной продукции означает предоставление в таможенный орган документов, не подтверждающих соблюдение ограничений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, вследствие чего таможенный орган, в целях соблюдения условий выпуска, обязан запросить у декларанта документы, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав следующее.
Таможней не доказана правомерность действий по направлению требования и уведомления. Суд первой инстанции в решении также не сослался на нормы права, которым не соответствовали изначально представленные к таможенному оформлению СЭЗ. В этой части решение суда не является мотивированным.
Оспариваемые требование N 30-01-04/3630 от 21.11.2009 г. и уведомление N 30-01-04/3631 от 21.11.2009 г. не соответствуют требованиям ст.ст.14, 153 ТК РФ - не указано конкретно, чего не хватает для выпуска товаров и какие именно исправления нужно внести в ГТД, соответственно, таможней установлены для ООО "Валентина" требования, не предусмотренные законодательством.
С точки зрения законодательства, СЭЗ в отношении подкарантинной продукции ничем не отличается от СЭЗ в отношении иной продукции.
Представитель таможенного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда.
Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 24706475.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Согласно ст. 13 Таможенного кодекса Российской Федерации товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 124 декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации) или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, и формы, в которых они представляются, подлежат официальному опубликованию. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающие перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
При декларировании товаров представляются следующие основные документы:
договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные (перевозочные) документы;
разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;
платежные и расчетные документы;
документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.
Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом утвержден приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров). Подпунктом "п" пункта 1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров предусмотрено, что при помещении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации под выбранный таможенный режим, представляются в том числе, разрешения, лицензии, сертификаты, акты и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными органами, если такие разрешения в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются документами, необходимыми для помещения товаров под выбранный таможенный режим.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 30.03.1999 г.. N 25-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 16 этого Закона продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, и предназначенная для реализации населению, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.
Продукция, указанная в пункте 1 этой статьи, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам (пункт 2 данной статьи).
Согласно приказу Министерства здравоохранения РФ N 381 от 27.10.2000 "О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора", которым утверждены типовые формы санитарно-эпидемиологических заключений и разъяснениям, содержащимися в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 01/1504-9-32 от 05.02.2009 г.. "О деятельности по оформлению и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений" в графе СЭЗ "Организация - изготовитель" указывается полная информация об изготовителе, включая сведения о наименовании изготовителя, адрес, страна, сведения о филиалах организации-изготовителя.
Как установлено 21.11.2009 года, в ходе сверки результатов досмотра и документов, представленных декларантом (ГТД, СЭЗ), в отношении товаров - мандарины и яблоки свежие, было установлено расхождение организаций-изготовителей товаров, указанных в ГТД и санитарно-эпидемиологических заключениях (мандарины свежие -провинция Хунань, КНР; яблоки свежие - провинция Шэньси, КНР) и фактического места происхождения товара, указанного на маркировке товара (провинция Шаньдун, провинция Чжицзян, Китай).
Как правильно указал суд первой инстанции и таможенный орган, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что представленные ООО "Валентина" при таможенном оформлении санитарно-эпидемиологические заключения, выданные на яблоки и мандарины свежие, выращенные в провинции Шеньси и провинции Хунань, КНР, не распространяется на часть товара - яблоки и мандарины свежие, задекларированные по ГТД N 10612050/191109/0006914, поскольку местами происхождения части данных товаров являются провинция Шаньдун и провинция Чжицзян, Китай.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условия выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, каике именно условия выпуска не соблюдены и каике именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с ТК РФ.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, предусмотренных ТК РФ. таможенный орган направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений. В требовании таможенного органа должно быть указано, каике именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены. Пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что в данном случае выпуск товаров осуществляется таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем выполнения требований таможенного органа.
Пунктом 5 данной статьи установлено, что при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на применение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном ТК РФ, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным ТК РФ.
Таким образом, таможенный орган, правомерно руководствуясь пунктами 3, 5 статьи 153, статьей 367 Таможенного кодекса Российской Федерации, 21.11.2009 затребовал у декларанта предоставить оригиналы СЭЗ в соответствии со сведениями, выявленными в ходе фактического контроля, и внести соответствующие изменения в графу 31, 44 ГТД по товару N N 1, 2.
Из указанного следует, что таможенный орган правомерно, установив расхождение между сведениями, содержащимися в санитарно-эпидемиологических заключениях и фактическими данными оспариваемыми документами предложил обществу устранить допущенные расхождения в части указания места изготовления товара, путем предоставления соответствующих документов.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Забайкальского края от "04" марта 2010 года по делу N А78-135/2010 в редакции определения об исправлении опечатки от 23 марта 2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-135/2010
Истец: ООО "Валентина"
Ответчик: Читинская таможня
Третье лицо: ЗАО "РОСТЭК-Забайкальск"
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1293/10