г. Пермь
31 августа 2010 г. |
Дело N А50-7898/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Усцова Л.А., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Исмагиловой Л. Р.,
при участии:
от заявителя - Садоводческого некоммерческого товарищества "Железнодорожник": Лунев А.М., доверенность от 30.04.2010, паспорт,
от ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми: Чернышева М.И., доверенность N 3 от 11.01.2010, удостоверение,
от заинтересованного лица - Департамента планирования и развития территории города Перми: не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Департамента земельных отношений администрации города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 июня 2010 года
по делу N А50-7898/2010,
принятое судьей Гуляевой Е.И.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Железнодорожник"
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованное лицо: Департамент планирования и развития территории г. Перми,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ, товарищество) "Железнодорожник" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным отказа в предоставлении товариществу земельного участка площадью 36525 кв.м. с кадастровым номером 59:01:00117208:4, расположенного по адресу: г. Пермь, Кировский район, ст. Курья Нижне-Курьинского лесничества Закамского лесхоза, о возложении на ответчика обязанности предоставить товариществу указанный земельный участок в аренду сроком на 5 лет.
В порядке ст.ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент планирования и развития территории г. Перми (определение от 07.05.2010).
Решением суда от 08.06.2010 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от 19.03.2010 об отказе в предоставлении СНТ "Железнодорожник" земельного участка площадью 36525 кв.м. с кадастровым номером 59:01:00117208:4 по адресу: г. Пермь, Кировский район, ст. Курья Нижне-Курьинского лесничества Закамского лесхоза; на Департамент земельных отношений администрации города Перми возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Железнодорожник" путем бесплатного предоставления СНТ "Железнодорожник" земельного участка площадью 36525 кв.м. с кадастровым номером 59:01:00117208:4 по адресу: г. Пермь, Кировский район, ст. Курья Нижне - Курьинского лесничества Закамского лесхоза; в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении спорного земельного участка для садоводства нарушает права и законные интересы заявителя - как лица, обладающего правом требования предоставления ему как юридическому лицу земельного участка бесплатно в соответствии с земельным законодательством, с учетом того, что выбор земельного участка для садоводства членам СНТ "Железнодорожник" был осуществлен в 1998-1999 годах, а испрашиваемый земельный участок площадью 36525,09 кв.м. с разрешенным использованием "под садоводство" был поставлен на государственный кадастровый учет. Наличие предусмотренной законом обязанности органа, осуществляющего предоставление земельных участков, предоставить бесплатно заявителю используемый им участок, повлекло отказ в удовлетворении требования заявителя о возложении на ответчика обязанности предоставить земельный участок в аренду.
Департамент земельных отношений администрации города Перми с принятым решением в части удовлетворении заявления о признании недействительным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от 19.03.2010 об отказе в предоставлении СНТ "Железнодорожник" земельного участка, не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба содержит указание на обстоятельства, свидетельствующие, по мнению заявителя апелляционной жалобы, об отсутствии основании для признания оспариваемого отказа незаконным, поскольку испрашиваемый товариществом земельный участок расположен в территориальной зоне обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства Ц-6, предназначенной для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз (промышленные объекты V класса вредности, объекты складского назначения различного профиля, склады-магазины оптовой торговли и т.д.). Размещение садов и огородов в указанной зоне не предусмотрено. В апелляционной жалобе указано на то, что решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 в Правила землепользования и застройки города Перми в установленном порядке и с соблюдением процедур проведения публичных слушаний внесены изменения, утверждена новая карта градостроительного зонирования, в настоящее время заявителю не может быть предоставлен земельный участок в целях садоводства, так как такое использование не соответствует зонированию территории.
Кроме того, апелляционная жалоба содержит указание на то, что арбитражный суд первой инстанции при вынесении решения вышел за пределы заявленного требования. Таким образом оценивается указание на обязанность Департамента земельных отношений администрации города Перми устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Железнодорожник" путем бесплатного предоставления СНТ "Железнодорожник" земельного участка, поскольку предметом заявленных требований в этой части, по мнению заявителя апелляционной жалобы, являлось требование о возложении обязанности предоставить товариществу указанный земельный участок в аренду сроком на 5 лет.
СНТ "Железнодорожник" с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент планирования и развития территории г. Перми доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, поддерживает.
Заинтересованное лицо, Департамент планирования и развития территории г. Перми, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом с соблюдением требований ст. ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и по сути не оспаривается, Постановлением Администрации Кировского района г. Перми от 07.12.1998 зарегистрирован в качестве юридического лица садоводческий кооператив "Железнодорожник" с указанием места нахождения - ст.Курья Нижне-Курьинского лесничества Закамского лесхоза, утвержден список членов кооператива, на председателя кооператива возложена обязанность оформить отвод земли под коллективный сад площадью 5,4 га.
31.08.1999 Администрацией Кировского района г. Перми на имя главы г. Перми направлено ходатайство об отводе СНТ "Железнодорожник" земельного участка площадью 8 га, находящегося между станцией Курья и автодорогой на г.Краснокамск, под фактически существующие сады.
На обращения заявителя Департамент планирования и развития территории города Перми письмом от 29.09.2008 сообщил о нахождении земельного участка, используемого товариществом, на территории городских лесов и сообщил о проведении работы по установлению границ городских лесов, письмом от 24.02.2009 сообщил о получении отрицательных заключений управления по экологии и природопользованию Администрации г.Перми и Департамента земельных отношений Администрации г.Перми
26.05.2009 товарищество обратилось в Департамент планирования и развития территории г. Перми с письмом об установлении в отношении используемого товариществом земельного участка зоны для садоводства.
Департамент планирования и развития территории г. Перми в письме от 19.06.2009 сообщил заявителю о нахождении земельного участка в зоне прочих городских территорий Пр-2 и уведомило заявителя о предстоящем изменении зоны, в которой находится земельный участок (Ц-6).
09.03.2010 товарищество обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении используемого земельного участка.
Письмом от 19.03.2010 N И - 21 - 01 - 09 - 5671 Департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщил, что испрашиваемый товариществом земельный участок расположен в территориальной зоне обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства Ц-6, предназначенной для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз (промышленные объекты V класса вредности, объекты складского назначения различного профиля, склады-магазины оптовой торговли и т.д.). Размещение садов и огородов в указанной зоне не предусмотрено. В предоставлении земельного участка товариществу отказано (л.д. 14).
Полагая, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми является незаконным, поскольку не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя, СНТ "Железнодорожник" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В силу положений указанной статьи, орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе постановление администрации Кировского района г. Перми от 07.12.1998 N 1078, которым зарегистрирован садоводческий кооператив Железнодорожник, местонахождение: ст. Курья, Нижне-Курьинское лесничество Закамского лесхоза, утвержден список членов кооператива в количестве 76 человек, на председателя кооператива возложена обязанность оформить отвод земельного участка под коллективный сад площадью 5,4 га, на основании которого в качестве юридического лица поставлено на учет садовое некоммерческое товарищество "Железнодорожник", ходатайство администрации Кировского района города Перми Главе города об отводе СНТ "Железнодорожник" земельного участка площадью 8 га, находящегося между станцией Курья и автодорогой на г. Краснокамск, под фактически существующие сады; кадастровый паспорт земельного участка площадью 36525 кв.м. с кадастровым номером 59:01:00117208:4 по адресу: г.Пермь, Кировский район, ст. Курья Нижне-Курьинского лесничества Закамского лесхоза, из которого следует, что испрашиваемый товариществом земельный участок поставлен на кадастровый учет 31.10.2008, оценив суть выраженной заявителем при рассмотрении настоящего дела правовой позиции, а также позиции, выраженной заинтересованными лицами в отзывах, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик обязан предоставить заявителю указанный земельный участок бесплатно в соответствии с положениями земельного законодательства.
Судом первой инстанции обоснованно признано значимым то, что в отношении используемого СНТ "Железнодорожник" земельного участка процедура его предоставления, предусмотренная законом, была начата в 1998-1999 годах, выбор земельного участка для садоводства был осуществлен, земельный участок начал использоваться заявителем и его членами в целях садоводства и огородничества, на основании чего отказ в предоставлении данного земельного участка правомерно признан незаконным.
Арбитражным судом апелляционной инстанции не выявлено доказательств, наличие которых могло бы свидетельствовать об иных обстоятельствах и повлечь в этой части другой вывод (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя апелляционной жалобы, который заключаются в указании на то, что испрашиваемый товариществом земельный участок расположен в территориальной зоне обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства Ц-6, решением Пермской городской Думы от 26.01.2010 в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, в установленном порядке внесены изменения, утверждена новая карта градостроительного зонирования, с учетом установленных обстоятельств правовых последствий, в которых заявитель апелляционной жалобы заинтересован, не влекут.
Положения решения Пермской городской Думы от 26.01.2010 не влекут изменение возникших ранее правоотношений, поскольку издано после выбора спорного земельного участка для садоводства и постановки этого земельного участка на кадастровый учет.
Как верно указал суд первой инстанции, доказательств наличия в отношении испрашиваемого земельного участка ограничений, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не представлено.
Суд первой инстанции, исходя из характера требований заявителя и возражений заинтересованного лица против заявленных требований, верно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дал им надлежащую правовую оценку.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Руководствуясь положениями ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", суд пришел к выводу, что способом устранения допущенных нарушений прав товарищества является бесплатное предоставления СНТ "Железнодорожник" спорного земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно, в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на Департамент земельных отношений администрации города Перми обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов СНТ "Железнодорожник" путем бесплатного предоставления СНТ "Железнодорожник" спорного земельного участка, поскольку лишь такой способ устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя предусмотрен законом.
Таким образом, то, что заявителем предлагался иной способ защиты нарушенных прав и законных интересов, не имеет правового значения.
Довод апелляционной жалобы, который заключается в указании на то, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленного требования, установленным обстоятельствам противоречит, основан на неправильном толковании п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суть заявленного требования для ответчика являлась очевидной, что следует из материалов дела. Это обстоятельство является значимым, так как осведомленность ответчика об аргументах противоположной стороны обеспечивала возможность реализации права обосновывать возражения против заявленного требования (ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08.06.2010 по делу N А50-7898/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Л.А. Усцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7898/2010
Истец: СНТ "Железнодорожник"
Ответчик: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Третье лицо: Департамент планирования и развития территории г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8303/10