06 сентября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-773/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Моисеевой И.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Торжок" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 мая 2011 года по делу N А66-773/2011 (судья Борцова Н.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Тверская областная энергосбытовая компания" (ОГРН 1056900140604) (далее - ООО "Тверьоблэнерго") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию городское поселение "Город Торжок" в лице администрации городского поселения о взыскании 125 864 руб. 61 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию по муниципальному контракту от 25.02.2008 N 2/1-а за период с февраля по август 2008 года.
Определением суда от 10.03.2011 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление финансов муниципального образования "Город Торжок" (далее - Управление) и Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - РЭК Тверской области).
В судебном заседании 26.05.2011 истец уточнил наименование ответчика - муниципальное образование "Город Торжок" (ОГРН 1026901914930) (далее - Муниципальное образование).
Муниципальное образование с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Полагает, что расчет задолженности произведен истцом с нарушением требований нормативных актов, регулирующих порядок расчетов стоимости электрической энергии, в частности, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530).
ООО "Тверьоблэнерго", Муниципальное образование, Управление и РЭК Тверской области о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
ООО "Тверьоблэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Муниципального образования - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.02.2008 ООО "Тверьоблэнерго" (Энергосбытовая организация) и Муниципальное образование (Заказчик) заключили муниципальный контракт на поставку электроэнергии от N 2/1-а, по условиям которого Заказчик поручает, а Энергосбытовая компания осуществляет поставку электроэнергии в феврале-августе 2008 года в количестве 996 136 кВт/ч Заказчику (Потребитель), финансируемому за счет средств бюджета муниципального образования "Город Торжок" в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Стоимость и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 3 муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципального контракта его стоимость составляет 2 057 021 руб.
Согласно пункту 3.2 муниципального контракта расчеты за электроэнергию производятся между Потребителем, финансируемым за счет средств местного бюджета (бюджетных и внебюджетных источников финансирования), и Энергосбытовой организацией по приборам учета, а в случае их отсутствия или неисправности в соответствии с действующим законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота в пределах установленного лимита бюджетных обязательств с отсрочкой платежа до 3-х месяцев.
Указанный контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 30.11.2008 (пункт 5.1 муниципального контракта).
В период действия данного муниципального контракта истец поставил ответчику электрическую энергию на общую сумму 2 182 885 руб. 61 коп.
Поскольку оплату за электрическую энергию ответчик произвел частично, отказавшись оплачивать стоимость электроэнергии по нерегулируемым ценам, образовалась задолженность в сумме 125 864 руб. 61 коп., за взысканием которой истец, ссылаясь, на статьи 309, 310, 314, 395, 539, 544, 102 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из обязанности ответчика оплатить поставленную в спорный период электроэнергию.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уличное освещение относится к вопросам местного значения поселений и финансируется из бюджета муниципального образования.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений названного Федерального закона.
Из пункта 1 статьи 539 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 540 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 2 статьи 424 ГК РФ определено, что изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ определено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона (если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии).
В силу положений статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Такой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1), а цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (пункт 2). Исходя из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 530.
В пункте 106 Правил N 530 определено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В соответствии с пунктом 108 Правил N 530 поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
В силу пункта 109 Правил N 530 электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 этих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
Пунктом 27 Методических указаний установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители, 2 группа - население, 3 группа - прочие потребители.
Муниципальное образование не входит в число потребителей, приравненных к населению (гражданам-потребителям).
Пунктами 109 - 111 Правил N 530 установлен механизм расчета нерегулируемых цен, что в системном толковании со статьей 2 Закона N 41-ФЗ указывает на их императивный характер.
Положения Правил N 530 относительно расчетов за электрическую энергию как по регулируемым, так и по свободным ценам в силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" действуют в отношении всех потребителей.
Таким образом, законодателем установлена возможность ограничения свободного определения сторонами некоторых условий договора энергоснабжения путем установления обязательных норм, в том числе в отношении цены договора энергоснабжения.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
На основании изложенного расчеты между Муниципальным образованием и ООО "Тверьоблэнерго" за отпущенную электроэнергию должны производиться исходя из регулируемых цен, а также свободных (нерегулируемых) цен в соответствии с пунктом 109 Правил N 530.
В октябре 2007 года вступили в законную силу Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденные приказом ФСТ России от 21.08.2007 N 166-э/1.
Муниципальным образованием не оспаривается, что в спорный период ООО "Тверьоблэнерго" осуществляло электроснабжение объектов по муниципальному контракту.
Суд первой инстанции установил, что расчет стоимости электрической энергии в пределах объемов, согласованных сторонами, произведен истцом по цене, согласованной сторонами в муниципальном контракте - 2,065 руб./кВтч, которая является ниже установленного РЭК по Тверской области тарифа, а также по нерегулируемому тарифу.
Из представленных в материалы дела актов от 31.03.2008 N 01-0756, от 30.04.2008 N 01-0940, от 31.05.2008 N 01-1344, от 30.06.2008 N 01-1617, от 31.07.2008 N 01-1871 и от 31.08.2008 N 01-2037 следует, что они подписаны ответчиком с разногласиями в части оплаты электроэнергии по нерегулируемым тарифам. Вместе с тем, возражений относительно количества потребленной электрической энергии ответчиком не заявлено.
При указанных обстоятельствах выводы суда о том, что по количеству электроэнергии, фактически поставленной по муниципальному контракту от 25.02.2008 N 2/1-а, спор между сторонами отсутствует и о том, что требования истца основаны на условиях данного муниципального контракта, являются правильными.
Также судом установлено, что Гарантирующим поставщиком расчет стоимости электрической энергии (мощности), поставленной Муниципальному образованию на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам) и нерегулируемым ценам, произведен в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов.
Доводу подателя жалобы о том, что в спорной ситуации потребленная электрическая энергия подлежит оплате только по регулируемым тарифам без учета нерегулируемой цены, сложившейся на оптовом рынке электрической энергии, суд первой инстанции дал надлежащую оценку и обоснованно отклонил его как несостоятельный.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства дела правильно установлены судом первой инстанции на основании доказательств, представленных сторонами, которым дана надлежащая оценка в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос об уплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в силу части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 мая 2011 года по делу N А66-773/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Торжок" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.К. Елагина |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-773/2011
Истец: ООО "Тверская областная энергосбытовая компания"
Ответчик: городского поселения - города Торжка в лице администрации городского поселения г. Торжок, городское поселение - город Торжок в лице администрации городского поселения г. Торжок
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Тверской области, Управление финансов муниципального образования город Торжок, Управление финансов муниципального образрования город Торжок
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4934/11