08 сентября 2011 г. |
Дело N А55-6380/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шараповой Л.А.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Рассказчикова А.Ю., доверенность от 24.12.2010 г. N 8112/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 сентября 2011 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктория-Л"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2011 года по делу N А55-6380/2011 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктория-Л" (ОГРН 1066320176251), Самарская область, г. Тольятти,
к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании недействительным постановления от 31.01.2011 г. N 255-п/1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория-Л" (далее - заявитель, ООО "Виктория-Л", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к мэрии городского округа Тольятти Самарской области (далее - ответчик, Мэрия), в учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным постановления от 31.01.2011 г. N 255-п/1 "Об отказе ООО "Виктория-Л" в размещении кафе западнее здания по ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти", об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Виктория-Л" путем издания в месячный срок постановления об утверждении акта выбора земельного участка от 24.05.2010 г. N 28 и о предварительном согласовании ООО "Викория-Л" места размещения кафе западнее здания по ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти.
Решением суда первой инстанции от 29 июня 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд ошибочно применил нормативный правовой акт органа местного самоуправления, не подлежащий применению в данных правоотношениях, необоснованно отказав в удовлетворении заявленных требований. Определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011 г. не является преюдициальным для настоящего дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Мэрия, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 29 августа 2011 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 16 часов 25 минут 05 сентября 2011 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27.01.2009 г. ООО "Виктория-Л" обратилось в Мэрию с заявлением о рассмотрении возможности выбора земельного участка ориентировочной площадью 0,2000 га и предварительном согласовании места размещения кафе на пересечении улиц Родины и Мира Центрального района г. Тольятти Самарской области (л.д. 49).
19.09.2009 г. в соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ мэрия проинформировало население о возможном предоставлении земельного участка площадью 0,1558 га, под строительство кафе западнее здания, имеющего адрес: ул. Родины, 7, Центральный район, г. Тольятти, путем публикации в СМИ (л.д. 51, 52).
Постановлением Мэрии от 20.11.2009 г. N 2583-п/1 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для строительства кафе западнее здания, имеющего адрес: ул. Родины, 7, в Центральном районе г. Тольятти (л.д. 45, 46).
24.05.2010 г. результаты выбора земельного участка оформлены актом выбора земельного участка под строительство N 28 (л.д. 44).
14.07.2010 г. филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в городе Тольятти" Обществу выдано экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы N 60, согласно которой земельный участок под строительство кафе, расположенный: г. Тольятти, Центральный район, западнее здания, имеющего адрес6 ул. Родины, 7, соответствует гигиеническим нормативам - НРБ-99/2009 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности", СП 2.6.1.799-99 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности", СанПиН 2.1.7.1287-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", СанПиН 2.2.1/2.1.11200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (л.д. 42).
27.07.2010 г. территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Обществу выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 63.18-04/78, согласно которому указанный земельный участок под строительство кафе соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (л.д. 41).
07.09.2010 г. Управление архитектуры и градостроительства мэрии городского округа Тольятти письмом N 30602/5.1-1 сообщило Обществу о готовности проекта постановления "О предварительном согласовании места размещения кафе западнее здания, имеющего адрес: ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти" для его согласования (л.д. 40).
31.01.2011 г. Мэрией принято постановление N 255-п/1 "Об отказе ООО "Виктория-Л" в размещении кафе западнее здания по ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти" (л.д. 9).
Не согласившись с вынесенным постановлением Мэрии от 15.02.2011 г. N 452-п/1, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Оспариваемый отказ в размещении объекта, изложенный в постановлении Мэрии от 31.01.2011 г. N 255-п/1, мотивирован расположением испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне Р-3 (Зона отдыха), согласно Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059, и наличием постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах".
Из содержания указанного постановления Мэрии от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 следует, что оно принято на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в соответствии с п. 1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предусматривающим право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Подпунктом 1.9 п. 1 названного постановления установлено, что предоставление земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон: Ж-1А, Ж-1Б, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ц-1, Ц-1А, Ц-2, Ц-ЗС, Ц-ЗТ, Ц-ЗН, Р-1, Р-2, Р-3, Р-4, Р-6, Р-7, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно п. 4 постановления от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 со дня вступления в силу настоящего постановления решения о предварительном согласовании места размещения объектов в случаях, указанных в п. 1 настоящего постановления, не принимаются.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представление испрашиваемого заявителем земельного участка в данном случае возможно исключительно на торгах. При этом суд первой инстанции сослался на определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011 г., которым отказано в удовлетворении требований прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц и ОАО "Витафарм" об оспаривании в части нормативно-правового акта: п. 4 постановления Мэрии от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах".
Судом общей юрисдикции установлено, что постановление Мэрии от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 принято в силу прямого указания закона, в соответствии с п.1.2 ст. 30 Земельного кодекса РФ, и на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в целях обеспечения прозрачности процедуры предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Сам по себе факт обращения гражданина или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта не представляет права на земельный участок.
По мнению арбитражного суда первой инстанции, установленные определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011 г. обстоятельства, в соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Между тем данный вывод является ошибочным.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Правовая оценка обстоятельств, даваемая судами в своих актах, в силу действующего арбитражного процессуального законодательства, сама по себе обстоятельством, установленным вступившим в законную силу судебным актом, не является и не может быть положена в основу решения суда по другому делу.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 г. N 11974/06, арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Каких-либо обстоятельств, установленных определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 07.06.2011 г. и имеющих отношение к лицам, участвующим в настоящем деле, не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что ссылка Мэрии в отказе на постановление от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах", вступившее в силу с момента его опубликования 28.12.2010 г., не может служить законным основанием для принятия органом местного самоуправления решения об отказе ООО "Виктория-Л" в размещении объекта, поскольку в силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ нормы указанного постановления не распространяются на правоотношения сторон по предоставлению испрашиваемого земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, возникшие в данном случае 27.01.2009 г. (с момента обращения Общества с соответствующим заявлением в Мэрию), то есть до введения в действие постановления от 24.12.2010 г. N 3790-п/1.
Поскольку оспариваемое постановление не соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы Общества, оспариваемое постановление мэрии городского округа Тольятти от 31.01.2011 г. N 255-п/1 "Об отказе ООО "Виктория-Л" в размещении кафе западнее здания по ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти", на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ, следует признать недействительным.
Общество просило обязать Мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Виктория-Л" путем издания в месячный срок постановления об утверждении акта выбора земельного участка от 24.05.2010 г. N 28 и о предварительном согласовании ООО "Викория-Л" места размещения кафе западнее здания по ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти.
Между тем согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае в резолютивной части судебного акта по настоящему делу подлежит указание на признание недействительным постановления мэрии городского округа Тольятти от 31.01.2011 г. N 255-п/1 "Об отказе ООО "Виктория-Л" в размещении кафе западнее здания по ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти" и обязанность мэрии городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Виктория-Л".
Поскольку неправильное применение норм процессуального права привело к принятию неправильного решения суда первой инстанции, его на основании ч. 3 ст. 270 АПК РФ следует отменить, заявление ООО "Виктория-Л" - удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с мэрии городского округа Тольятти в пользу ООО "Виктория-Л" в размере 3 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2011 года по делу N А55-6380/2011 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Виктория-Л" удовлетворить.
Признать недействительным постановление мэрии городского округа Тольятти от 31.01.2011 г. N 255-п/1 "Об отказе ООО "Виктория-Л" в размещении кафе западнее здания по ул. Родины, 7 в Центральном районе г. Тольятти".
Обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Виктория-Л".
Взыскать с мэрии городского округа Тольятти в пользу общества с ограниченной ответственностью "Виктория-Л" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6380/2011
Истец: ООО "Виктория-Л"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти