г. Чита |
Дело N А78-2850/2009 |
01 ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Стасюк,
судей: Капустиной Л.В., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лопаткиной Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хилокская лесная компания" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 августа 2010 года по делу N А78-2850/2009 по иску Государственной лесной службы Забайкальского края к обществу с ограниченной ответственностью "Хилокская лесная компания" о взыскании 765 635,78 рублей
(суд первой инстанции: судья Стремецкая Т.Ф.)
при участии в судебном заседании:
от истца- Сафронова Д.Ю. - представителя по доверенности от 09.10.2009,
от ответчика - Коженкова М.Ю. - представителя по доверенности от 30.04.2010.
Государственная лесная служба Забайкальского края обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Хилокская лесная компания" (далее - ООО "Хилокская лесная компания") о взыскании 765 635 рублей 78 копеек, в том числе 735 066 рублей 66 копеек суммы задолженности по арендным платежам в доход федерального и краевого бюджетов за период январь - апрель 2009 года, 15 569 рублей 12 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Хилокская лесная компания" взыскано 496 666 рублей 64 копейки суммы основного долга, 15 569 рублей 12 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 11 622 рубля 36 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04 мая 2010 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 сентября 2009 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 года по делу N А78-2850/2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
Суд кассационной инстанции указал на то, что выводы судов об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности в размере 238 400,00 руб. и соответствующей суммы процентов за пользование чужими денежными средствами не основан на представленных в материалы дела доказательствах (отсутствуют платежные документы, подтверждающие перечисление данной суммы).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 августа 2010 года исковые требования Государственной лесной службы Забайкальского края удовлетворены частично.
С Общества с ограниченной ответственностью "Хилокская лесная компания" взыскана сумма основного долга 496 666,64 руб. и проценты в размере 15 569,12 руб., в том числе:
- в доход федерального бюджета основной долг 102 684,92 руб. и проценты 3 222,81 руб., всего 105 907,73 руб.,
- в доход краевого бюджета основной долг 393 981,72 руб. и проценты 12 346,31 руб., всего 406 328,03 руб.
С Общества с ограниченной ответственностью "Хилокская лесная компания" взыскано в доход федерального бюджета госпошлина 11 622,36 руб.
Во взыскании оставшейся суммы долга отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик общество с ограниченной ответственностью "Хилокская лесная компания" обратился в Четвёртый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что с 1 января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации и в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до января 2009 года. В связи с уклонением истца от переоформления договора на аренду участка лесного фонда ответчик был лишен возможности разработать проект освоения лесного участка и подать лесную декларацию, без которой невозможно приступить к заготовке древесины. Ответчик ООО "Хилокская лесная компания" был лишен возможности, по независящим от него обстоятельствам, использовать арендный участок по назначению, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции. Дополнительно заявитель апелляционной жалобы сослался на то, что ОГУ "Забайкальский лес" обязано было внести изменения в договор, кроме того, по условиям договора и, исходя из математической пропорции, размер арендной платы определен истцом неверно. Заявитель апелляционной жалобы настаивает на проведении в рамках рассматриваемого дела сверки расчетов сторон за весь период пользования участком лесного фонда.
Истец доводы заявителя апелляционной жалобы отклонил, ссылаясь на то, что решение суда является законным и обоснованным. В судебном заседании пояснил, что дело было направлено на новое рассмотрение только в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют платежные документы на 238 400 руб., с остальными выводами суд кассационной инстанции согласился.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2004 года Хилокский лесхоз по результатам лесного конкурса заключил с обществом с ограниченной ответственностью "Хилокская лесная компания" договор N 22 на аренду участка лесного фонда для заготовки древесины, сроком на 25 лет.
Договор аренды участка лесного фонда зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу 11 октября 2005 года.
Областное государственное учреждение "Хилокский лесхоз" (ОГУ "Хилокский лесхоз") согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме слияния.
Из передаточного акта от 12.01.2007 следует, что правопреемником ОГУ "Хилокский лесхоз" является Читинская область
Предметом договора аренды N 22 между сторонами по делу является право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины по главному пользованию в Линево-Озерском лесничестве Хилокского района в кварталах NN 160-161, 174-177, 191-194, 207-209, 227-229, 246-249, 260-264, 284-290, 307-310, 326 общей площадью 28538 га с ежегодной нормой пользования 29,8 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 25,8 тыс.куб.м, на основе многоцелевого, непрерывного, неистощительного и доходного пользования лесом с сохранением экологических функций.
По акту приема-передачи от 27.12.2004 Хилокский лесхоз передал ООО "Хилокская лесная компания" участок лесного фонда общей площадью 28538,0 га для заготовки древесины.
Договор N 22 от 27 декабря 2004 года, заключенный истцом с ОГУ "Хилокский лесхоз", не перезаключен в соответствии с новым Лесным кодексом с Государственной лесной службой Забайкальского края.
Ссылаясь на возникновение у ответчика задолженности по арендным платежам за период с января по апрель 2009 года, а также на наличие в соответствии с действующим законодательством правомочий истца на предъявление иска о взыскании задолженности по арендной плате в федеральный и краевой бюджеты, Государственная лесная служба Забайкальского края обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с настоящим иском.
Заявленные истцом требования были правомерно удовлетворены судом первой инстанции частично, учитывая следующее.
Как установлено пунктом 1 статьи 2, частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
В связи с разграничением Лесным кодексом Российской Федерации функций с 01.01.2008 в сфере лесных отношений между государственными органами и учреждениями лесхозы утратили право на предъявление иска в суд о взыскании задолженности по арендной плате.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов осуществляет администратор доходов.
Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" платежи за пользование лесным фондом с 2005 года исключены из перечня налогов и сборов, установленного законодательством о налогах и сборах.
В связи с этим с 1 января 2005 года в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральное агентство лесного хозяйства является администратором поступлений платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и на него как администратора возложены полномочия по контролю за правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Функции администратора названных платежей возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства с 01.01.2005 также частью 1 статьи 6 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" и приложением N 1 к нему. Таким образом, за Федеральным агентством лесного хозяйства закреплены как источник дохода бюджета Российской Федерации все платежи за пользование лесным фондом.
В соответствии с приказами Рослесхоза от 25.12.2007 N 509 и N 8 от 10.01.2008 об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации соответственно в 2007 и 2008 годах, за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закрепляются полномочия по администрированию доходов за использование лесов.
Законом Читинской области от 12.12 2006 N 863-ЗЧО "Об областном бюджете на 2007 год" (Приложение N 2) и законом Читинской области от 19.12.2007 N 1054-ЗЧО "Об областном бюджете на 2008 год" (Приложение N 2) Управление лесами в Читинской области определено администратором доходов бюджета по неналоговым доходам областного бюджета по платежам за использование лесного фонда и лесов иных категорий.
Согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" с 1 марта 2008 года образован новый субъект Российской Федерации, имеющий наименование Забайкальский край.
В соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 27.06.2008 N 136 Управление лесами в Читинской области и Департамент лесного хозяйства Агинского Бурятского автономного округа реорганизованы в Государственную лесную службу Забайкальского края, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей и иных вопросов деятельности Управления лесами в Читинской области. Распоряжением Губернатора Забайкальского края от 18.09.2008 N 680-р утверждены передаточные акты имущества, прав и обязательств от Управления лесами в Читинской области Государственной лесной службе Забайкальского края.
29 сентября 2008 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - Государственной лесной службы Забайкальского края путем реорганизации в форме слияния и запись о прекращении деятельности юридического лица - Управления лесами в Читинской области - путем реорганизации в форме слияния.
На основании ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.12.2007 N 509 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2007 году" и от 16.01.2008 N 8 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году" за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены полномочия по администрированию платы за пользование лесов (осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).
В связи с разграничением Лесным кодексом Российской Федерации функций с 01.01.2008 в сфере лесных отношений между государственными органами и учреждениями такие полномочия у лесхозов в настоящее время отсутствуют, лесхоз утратил право на предъявление иска в суд о взыскании задолженности по арендной плате, что не является основанием для освобождения арендаторов, заключивших договоры аренды с лесхозами, от обязанностей по уплате арендной платы.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Предметом договора аренды от 27.12.2004 N 22 является право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины по главному пользованию в Линево-Озерском лесничестве Хилокского района в кварталах NN 160-161, 174-177, 191-194, 207-209, 227-229, 246-249, 260-264, 284-290, 307-310, 326 общей площадью 28538 га с ежегодной нормой пользования 29,8 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 25,8 тыс.куб.м, на основе многоцелевого, непрерывного, неистощительного и доходного пользования лесом с сохранением экологических функций.
По акту приема-передачи от 27.12.2004 Хилокский лесхоз передал ООО "Хилокская лесная компания" участок лесного фонда общей площадью 28538,0 га для заготовки древесины.
В Лесном кодексе РФ, вступившем в силу 1 января 2007 года, установлен принцип платности использования лесов: "За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений". Взимаемая арендная плата определяется в порядке, установленном новым Лесным кодексом Российской Федерации. Соответствующие ставки платы в зависимости от того, в чьей собственности находится лесной участок (земли) определяются на основании актов Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с новым Лесным кодексом с 01.01.2007 субъектам РФ переданы все полномочия по оперативному лесоуправлению, за исключением полномочий по организации лесного семеноводства, фитопатологическому мониторингу, отраслевой науке и образованию, а также разработке и утверждению нормативно-правовых актов, в собственность регионов переданы лесхозы и имущественные комплексы.
Платность использования лесов является основным принципом лесного законодательства в соответствии с подпунктом 11 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Если лесопользование осуществляется на основании договора аренды лесного участка, то с лесопользователя взимается установленная этим договором арендная плата.
В пункте 4.2 договора N 22 предусмотрено, что при изменении в соответствии с законодательными актами ставок лесных податей, введения новых платежей, иного порядка исчисления и внесения арендной платы, пропорционально изменяется и размер арендной платы и в настоящий договор в десятидневный срок вносятся в бесспорном порядке необходимые изменения арендодателем, а арендатор письменно до внесения изменений извещается арендодателем.
Как установлено ст.ст. 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами соответствующего федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации.
Согласно п.2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и осуществляют взыскание задолженностей.
Так, Государственной лесной службой Забайкальского края иск заявлен на основании действующего законодательства как администратором доходов бюджета.
Судом первой инстанции был правомерно отклонен довод ответчика о том, что в соответствии с условиями договора N 22 он не был предупрежден истцом об изменении ставок лесных податей и введении новых платежей. В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законах случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Доводы заявителя жалобы о неверном исчислении ставок арендной платы судом апелляционной инстанции также отклоняются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Расчет ставок платы за единицу объема лесных ресурсов произведен истцом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" и постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Вместе с тем, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что перечисленная ответчиком в мае 2009 года сумма арендных платежей 238 400,00 руб. с назначением платежей январь-февраль 2009 года, неправомерно зачислена истцом в погашение долга прошлых лет..
Сумма 238400,00 руб. подлежит зачислению в соответствии с назначением платежей, в том числе:
- 47494,20 руб. по платежному поручению от 12.05.2009 N 11 - за январь 2009 года в федеральный бюджет,
- 71705,80 руб. по платежному поручению от 12.05.2009 N 12 - за январь 2009 года в краевой бюджет,
- 47494,20 руб. по платежному поручению от 29.05.2009 N 14 - за февраль 2009 года в федеральный бюджет,
- 71705,80 руб. по платежному поручению от 29.05.2009 N 15 - за февраль 2009 года в краевой бюджет.
С учетом произведенных платежей, с ответчика правомерно взыскана задолженность по арендным платежам за период январь-апрель 2009 года в сумме 496666,64 руб., в том числе:
- в доход федерального бюджета основной долг 102684,92 руб.,
- в доход краевого бюджета основной долг 393981,72 руб.
Во взыскании оставшейся суммы долга правомерно отказано.
Судом первой инстанции были рассмотрены все доводы ответчика, в том числе и о том, что по 2004 году за ООО "Хилокская лесная компания" имеется значительная сумма переплаты в бюджет, которые подлежат зачислению в счет арендных платежей по договору N 22. Суд пришел к выводу о том, что ООО "Хилокская лесная компания" вправе истребовать ошибочно уплаченные в федеральный бюджет денежные средства в установленном законом порядке в рамках самостоятельного иска.
Выводы суда первой инстанции являются верными и суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для их переоценки.
Принимая во внимание, что факт задержки ответчиком арендных платежей за аренду участка лесного фонда в период январь-апрель 2009 года подтвержден материалами дела, истцом правомерно начислены проценты на основании ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчет процентов, представленный истцом, ответчиком не оспорен.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на отсутствие факта пользования участками лесного фонда судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку ответчик, имея обязанность вносить арендные платежи, от прав, предусмотренных договором (пользование участком лесного фонда), в спорный период не отказывался.
Доводы апелляционной жалобы проверены и, по мнению суда апелляционной инстанции, не могут влиять на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 августа 2010 года по делу N А78-2850/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Т.В. Стасюк |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2850/2009
Истец: Государственная лесная служба Забайкальского края
Ответчик: ООО "Хилокская лесная компания"
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-2850/2009
01.11.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4182/09
26.08.2010 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-2850/09
04.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-2850/2009
22.12.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4182/09
12.10.2009 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4182/09