Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 20.04.2007 N 54-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере
оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации"
В соответствии с нормами Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) увеличен размер МРОТ, внесены изменения в некоторые законодательные акты, касающиеся его применения. Нововведения вступят в силу с 01.09.2007. Работодателю необходимо заранее ознакомиться с ними, чтобы быть готовым к переменам переходного периода.
С 01.09.2007 МРОТ составит 2 300 руб., то есть увеличится более чем в 2 раза. Согласно пояснительной записке к проекту данного закона это позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников и будет способствовать решению еще одной важнейшей задачи в сфере реформирования оплаты труда, закрепленной в ст. 133 ТК РФ, - повышению МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения.
Понятие МРОТ дано в ст. 129 ТК РФ - оно тождественно термину "минимальная заработная плата" и представляет собой устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Из новой редакции ст. 129 ТК РФ это определение исключено, при этом законодатель не дал нового понятия МРОТ.
Статья 3 Федерального закона о МРОТ*(1), определяющая сферу его применения, изменена. В ее действующей редакции указано, что МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, и уточнено, что он используется исключительно в этом назначении. Теперь применять МРОТ для других целей не допускается.
Применять МРОТ или базовую сумму?
Федеральный закон о МРОТ выделяет понятия МРОТ и базовой суммы, у которых разная сфера применения.
Величина различных выплат, например стипендий, штрафов, установлена соответствующими федеральными законами исходя из МРОТ. При этом не утвержден МРОТ, который должен применяться именно для этих случаев. Поэтому в Федеральном законе о МРОТ сказано, что здесь применяется базовая сумма, и установлен ее размер. Согласно ст. 5 до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, их исчисление, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ, производится с 01.01.2001 исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ, производится с 01.01.2001 исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Нередко возникает вопрос о том, когда применять МРОТ, а когда - базовую сумму?
В частности, согласно ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит осуществляется, если объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тыс. раз превышает установленный законодательством РФ МРОТ или сумма активов баланса на конец отчетного года в 200 тыс. раз больше установленного законодательством РФ МРОТ. В Письме УМНС по г. Москве от 24.02.2004 N 11-14/11113 говорится, что в силу Письма Минфина РФ от 25.12.2001 N 28-01-24/3602 при определении объема выручки или суммы активов баланса в целях проведения ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя с 01.01.2001 следует исходить из базовой суммы (МРОТ), равной 100 руб.
Иногда споры о том, нужно ли применять МРОТ или базовую сумму, рассматриваются в суде.
Федеральный арбитражный суд МО рассмотрел дело о применении ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Из нее следует, что решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом МРОТ.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что величина МРОТ для данной ситуации установлена ст. 1 Федерального закона о МРОТ, то есть на момент заключения сделки она составляла 600 руб. (с 01.10.2003 по 31.12.2004), вследствие чего сделка не была признана крупной. Но ФАС МО посчитал, что необходимо применить ст. 5 данного закона, согласно которой исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от МРОТ, производится с 01.01.2001 исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Поэтому он признал сделку крупной. Так как от собственника имущества не было получено согласия на ее осуществление, договор был признан недействительным (Постановление от 27.06.2006 N КГ-А40/5932-06-П).
Федеральный арбитражный суд ЗСО рассмотрел спор, когда по условиям договора размер арендной платы корректируется при изменении МРОТ. Арендодатель полагал, что изменение МРОТ, указанного в ст. 1 Федерального закона о МРОТ, позволяет увеличивать сумму арендной платы. Но суд посчитал, что нужно проверять изменение базовой суммы, установленной ст. 5 названного закона, применяемой при исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от МРОТ, размер которой не изменился. Поэтому отсутствуют основания для изменения размера арендной платы (Постановление от 20.07.2005 N Ф04-4568/2005 (13140-А46-39).
Изменение размера минимальной заработной платы в субъекте РФ
Законодательством предусмотрена возможность установления в субъекте минимальной заработной платы, превышающей МРОТ. Новшества коснулись и этого порядка.
В действующей редакции ст. 2 Федерального закона о МРОТ сказано, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать законы субъектов РФ, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальный заработной платы в субъекте с учетом мнения трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Новый размер минимальной заработной платы распространяется на всех работодателей данного субъекта.
С 01.09.2007 это положение упразднено. Законодатель уделил много внимания данному вопросу, включив в ТК РФ ст. 133.1 "Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации". В ней отмечено, что трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений осуществляет разработку проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение данного соглашения. После его заключения руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта и не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Для этого указанное предложение официально публикуется вместе с текстом соглашения. Если такие работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на них со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
Административная ответственность за нарушение трудового
законодательства
В статье 5.27 КоАП предусмотрены санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Минимальный размер административного штрафа для индивидуальных предпринимателей увеличен с 5 до 10 МРОТ.
В.В. Никитин,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 11, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"