г. Челябинск |
|
12 сентября 2011 г. |
Дело N А76-3168/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Дмитриевой Н.Н.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Пироговой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.06.2011 по делу N А76-3168/2011 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области - Налимова И.В. (доверенность N 227 от 15.11.2010), Назарова Т.А. (доверенность N 177 от 01.09.2011),
Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - Шувалов М.Ю. (доверенность N 05-10/000093 от 11.01.2011)
04.03.2011 в Арбитражный суд Челябинской области обратилось областное государственное унитарное предприятие "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области (далее - заявитель, плательщик, ОГУП "ОЦТИ") с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - налоговый орган, инспекция) о возврате излишне уплаченных страховых взносов в пенсионный фонд - 15 661,07 руб., процентов в связи с нарушением срока возврата - 907,26 руб.
Факт переплаты взносов в период 2007 - 2009 годов спорным не является, взносы перечислены на счет, администратором которого являлся налоговый орган, тот же орган обязан вернуть переплаченные денежные средства, ссылки на необходимость согласования возврата с территориальным органом пенсионного фонда (далее фонд) считает неосновательным (т.1 л.д.3).
Требования уточнены, возвратить следует 18 444,27 руб. страховых взносов и 1 430,07 руб. процентов за просрочку возврата (т.2 л.д.25).
Налоговый орган против удовлетворения требований возражал, указал, что в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009, возврат сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных в 2010 году, должен осуществляться фондом - территориальным отделением в Центральном районе г. Челябинска (т.2 л.д.9).
Определением суда от 11.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление пенсионного фонда России в Центральном районе г. Челябинска (т.1 л.д.1-2).
Решением суда от 24.06.2011 заявленные требование удовлетворены частично - суд обязал инспекцию произвести возврат 15 822,07 руб. страховых взносов, проценты - 1150,1 руб. При перечислении денежных средств на бюджетный счет, где администратором является инспекция, обязанность возврата возлагается на тот же орган, произведен пересчет процентов (т.2 л.д.128-134).
25.07.2011 от инспекции поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения. Налоговый орган ссылается на письмо от 11.08.2010 N ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@, где указан порядок возврата страховых взносов.
Возврат налога производится инспекцией на основании решения фонда, но поскольку фонд отказался выносить решение о возврате, у налогового органа отсутствовали законные основания возвращать переплаченный платеж.
Налогоплательщик возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом. 05.09.2011 им заявлен частичный отказ от требований взыскания процентов на 1150,1 руб., принятый судом.
Третье лицо извещено о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явилось. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
Исследовав доказательства, находящиеся в материалах дела, выслушав подателя жалобы и возражения плательщика, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
ОГУП "Областной центр технической инвентаризации" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.09.2003, состоит на учете, является плательщиком страховых взносов в пенсионный фонд (л.д. 7), на протяжении 2007 - 2009 годов уплачивались страховые взносы на код бюджетной классификации (далее КБК) "182".
25.05.2010 предприятие обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 40695,39 руб. (страховая часть) и 20804,53 руб. (накопительная часть) (т. 1 л.д. 129). Письмом от 31.05.2010 налоговый орган в возврате отказал, указав на необходимость обращения к фонду (т.1 л.д. 130).
05.10.2010 г заявитель обратилось с заявлением в УПРФ в Центральном районе г. Челябинска с таким же заявлением (т. 1 л.д. 131), который решением от 06.10.2010 N 3 также отказал в возврате (т.1 л.д. 132).
08.10.2010 заявитель вновь обратился с заявление в инспекцию (т.1 л.д. 134), которая отказала решением от 25.10.2010 (т.1 л.д. 135).
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего.
По мнению подателя апелляционной жалобы - инспекции фонд неправомерно отказал в возврате спорной суммы. Признавая наличие переплаты, ее возврат может, произведен в установленном порядке - по решению фонда.
Суд пришел к выводу, что предъявленная сумма страховых взносов является излишне уплаченной за период 2007-2009 и внесена плательщиком в доход бюджета на КБК "182", администратором которого является налоговая инспекция, поэтому и возврат должен быть тем же органом.
Суд апелляционной инстанции не видит оснований для изменения судебного решения.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон).
В ч. 3 ст. 62 Закона определено, что по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
При этом статьей 60 указанного Закона определен порядок взыскания недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 года (включительно) - недоимка, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Тогда как суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат возврату (зачету) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, исчисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. должна осуществляться в порядке, действующем до вступления в силу Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем, право на зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов за 2007- 2009 г., возникает не ранее даты их фактической уплаты, то есть в 2010 году, в связи с чем, к данным правоотношениям применяются положения действующего с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
То есть, вопрос о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм пеней (исходя из КБК в платежных поручениях) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2007-2009 г. в счет страховых взносов на обязательное страхование за указанный период должен решаться в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определен порядок осуществления возврата (зачета) сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с п. 2 указанной статьи зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Таким образом, действующее с 01.01.2010 г. законодательство возлагает обязанность по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно, на органы Пенсионного фонда РФ.
То обстоятельство, что на основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Фонд за расчетные периоды с 2002 г. по 2009 г. включительно, является Федеральная налоговая служба, не может являться основанием для изменения установленной Федеральным законом N 212-ФЗ компетенции Пенсионного фонда РФ как органа контроля за уплатой страховых взносов с 01.01.2010 г.
Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России.
В соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании Заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.
Согласно положениям Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, заявка на возврат оформляется администратором доходов бюджета по администрируемым им КБК с учетом кода главы главного администратора дохода бюджета, в ведении которого находится администратор доходов бюджета.
В 2010 году ФНС России является главным администратором доходов бюджета ПФР за расчетные периоды 2002 - 2009 годов по следующим КБК:
182 1 02 02010 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии";
182 1 02 02020 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
В этой связи ФНС России и ПФР совместно разработали и утвердили (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010) Порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов), зачисленных в бюджет ПФР в 2002 - 2009 годы.
В соответствии с Порядком возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет ПФР на КБК, главным администратором которых является ФНС России, осуществляется в следующем порядке:
1. Плательщик страховых взносов представляет заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
2. Территориальный орган ПФР рассматривает заявление плательщика страховых взносов с учетом информации, имеющейся в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (АДВ-11), и декларации по страховым взносам.
По результатам рассмотрения указанных документов территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) и оформляют его по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование".
3. Указанное решение территориальный орган ПФР направляет с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
4. Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет Заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
5. Орган Федерального казначейства в установленном порядке направляет налоговому органу как администратору доходов бюджета документы, предусмотренные Порядком Минфина России от 05.09.2008 N 92н и Порядком Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, подтверждающие проведение операции по возврату излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) плательщику.
6. Налоговый орган направляет территориальному органу ПФР в рамках Соглашения об информационном обмене между ФНС России и ПФР копии электронных документов, исполненных органами Федерального казначейства при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, в соответствии с Порядком решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) принимают территориальные органы ПФР.
Таким образом, органом, полномочным принимать решение о возврате возникшей переплаты, являлось территориальное подразделение фонда, в связи с чем, инспекция, отказывая предприятию в возврате переплаты и разъясняя порядок рассмотрения заявления, формально не нарушила требований законодательства.
Вместе с тем, нет оснований для отмены судебного решения, поскольку,
-наличие и размер переплаты не является предметом спора и подтвержден налоговым органом, который пояснил, что единственным препятствием для возврата является отсутствие решения фонда,
-органом, обязанным произвести возврат, в конечном счете, является инспекция,
-предприятие, реализуя свое право на возврат переплаты, обращалось в установленном порядке в фонд, но получило отказ, т.е. соблюдала установленные процедуры. Законность отказа предметом данного дела не является,
Поскольку ведомственные противоречия между различными государственными органами не должны влиять на законные права участников налоговых отношений возложение обязанности по возврату переплаты на инспекцию является правильным, основания для изменения решения в этой части отсутствуют.
В части отказа от ранее заявленных требований (в части процентов) производство по делу подлежит прекращению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 150 п.4, 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Принять частичный отказ областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" от ранее заявленных требований.
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.06.2011 по делу N А76-3168/2011 отменить в части обязания Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району выплатить проценты в сумме 1150 руб. 10 коп., производство по делу в этой части прекратить.
В остальной части судебное решение оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3168/2011
Истец: ОГУП "Областной центр технической инвентаризации", ОГУП "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской обл.
Ответчик: ИФНС России по Центральному району г. Челябинска
Третье лицо: ГУ УПФР в Центральном районе г. Челябинска, УПФР В ЦЕНТРАЛЬНОМ Р-НЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8072/11