г. Санкт-Петербург
13 сентября 2011 г. |
Дело N А21-2393/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайлюк Е. В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12977/2011) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.06.2011 по делу N А21-2393/2011 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ОАО "Калининградский морской торговый порт", место нахождения: 236003, г. Калининград, ул. Портовая, д. 24, ОГРН 1023901862676
к Калининградской областной таможне
об оспаривании постановления
при участии в заседании:
от заявителя: Бондарев Ю. А. - по доверенности от 01.03.2011
от заинтересованного лица: Любезнова В. Г. - по доверенности N 05-35/00041 от 11.01.2011, Волков Д. А. - по доверенности N 05-35/33806 от 21.12.2010
установил:
открытое акционерное общество "Калининградский морской торговый порт", место нахождения: 236003, г. Калининград, ул. Портовая, д. 24, ОГРН 1023901862676 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Калининградской областной таможни (далее - таможня, таможенный орган) по делу об административном правонарушении N 10226000-424/2011 от 24.03.2011 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Решением суда от 07.06.2011 требования заявителя удовлетворены, постановление N 10226000-424/2011 от 24.03.2011 признано незаконным и отменено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, таможня направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение Арбитражным судом Калининградской области норм материального права, просит решение от 07.06.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что в постановлении об административном правонарушении сделан неправильный вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 16.13. КоАП РФ.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества доводы апелляционной жалобы не признал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела пояснений к отзыву на жалобу.
Представители таможни не возражали, ходатайство судом удовлетворено.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.03.2011 на таможенный пост Морской порт Калининград им. Н. С. Хазова Калининградской областной таможни прибыло судно "ANKE EHLER", на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, заявителем были представлены генеральная декларация, грузовая декларация, а также коносаменты с указанием прибывших контейнеров, в том числе коносамент N ANK1105RK017.
В ходе выгрузки с морского транспортного судна товара (контейнеров) была произведена выгрузка контейнера RMTU 2611072 неуказанного в коносаменте N ANK1105RK017.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 10.03.2011 в отношении общества протокола об административном правонарушении, на основании которого 24.03.2011 таможенный орган вынес постановление по делу об административном правонарушении N 10226000-424/2011 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 16.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Привлекая заявителя к административной ответственности, таможенный орган указал на нарушение обществом статьи 160 Таможенного кодекса таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (редакция от 16.04.2010)) (далее - ТК ТС) и части 4 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Не согласившись с правомерностью вынесенного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ОАО "Калининградский морской торговый порт", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей таможни и общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 16.13 КоАП РФ разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу статьи 150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 2 статьи 160 ТК ТС разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, замена транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию таможенного союза, на другое транспортное средство осуществляются во время работы таможенного органа и в местах, специально предназначенных для этих целей, с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица.
Порядок действий должностных лиц таможенного органа, в должностные обязанности которых входят функции осуществления таможенного контроля и таможенного оформления судов и перевозимых ими товаров и транспортных средств, приема, оформления и учета документов, необходимых для таможенных целей определен Инструкцией об организации деятельности должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, и товаров перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 02.12.2005 N 1132 (в редакции от 14.01.2010, действующей на дату вынесения постановления N 10226000-424/2011 от 24.03.2011) (далее - Инструкция N 1132).
В соответствии с пунктом 6 названной Инструкции уполномоченное должностное лицо на основании информации, содержащейся в уведомлении, и сведений, имеющихся в таможенном органе, определяет формы таможенного контроля в отношении судна и перевозимых им товаров, а также уполномоченных должностных лиц, производящих таможенное оформление и таможенный контроль судов и экипажей при прибытии или убытии судов (далее - таможенный наряд).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции N 1132 таможенный наряд должен ознакомиться со сведениями и документами относительно прибывшего судна, имеющимися в таможенном органе.
После проверки представленных документов уполномоченное должностное лицо, входящее в состав таможенного наряда, проставляет в декларации о грузе или судовых манифестах на грузы (товары), подлежащие выгрузке в место, определенное таможенным органом, штамп "ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ", место выгрузки товаров, дату и оттиск личной номерной печати (подпункт 2 пункта 13 Инструкции N 1132).
После проверки документов и сведений товары в соответствии с Кодексом могут быть:
1) разгружены или перегружены (перевалены) в зоне таможенного контроля пункта пропуска без помещения на склад временного хранения (СВХ);
2) помещены на СВХ (глава 12 Кодекса), расположенный в зоне таможенного контроля (ЗТК) пункта пропуска или в не посредственной близости от этого пункта пропуска, с целью их декларирования и выпуска согласно порядку, установленному Правилами временного хранения и правовыми актами Федеральной таможенной службы России (помещение товаров на СВХ, расположенный в регионе деятельности таможни, структурное подразделение которой размещено в пункте пропуска, осуществляется в соответствии с порядком, установленным начальником этой таможни, с обязательным таможенным сопровождением) (пункт 23 Инструкции N 1132).
В соответствии со статьей 163 Закон N 311-ФЗ места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.
В силу части 3 статьи 163 Закон N 311-ФЗ зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях:
- если владелец земельного участка, помещения предполагает использовать указанные территории исключительно для хранения на них товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершения с такими товарами иных таможенных операций;
- если на отдельных участках территории преимущественно перевозятся или хранятся товары, находящиеся под таможенным контролем, либо в отношении указанных товаров совершаются иные таможенные операции и ограничение на перемещение таких товаров через границы зон таможенного контроля либо ограничение доступа к таким товарам необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 4 статьи 163 Закон N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует, что заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность по производству погрузо-разгрузочных работ и хранению грузов в постоянной зоне таможенного контроля на территории ОАО "КМТП" - акватория Калининградского морского торгового порта у причала N Po-Po, созданной приказом таможни от 13.10.2008 N 964.
В ходе исполнения обязательств по договору N 3/7-2011-Л/29 от 24.12.2010, после прибытия судна "ANKE EHLER" на таможенный пост Морской порт Калининград им. Н. С. Хазова Калининградской областной таможни перевозчик предоставил в таможенный орган пакет документов на товары доставленные судном для проведения соответствующей проверки.
Среди представленных перевозчиком в Таможенный орган документов был Коносамент N ANK1105RK017, в котором указан 21 контейнер, доставленные в порт. Проведя проверку представленных документов, таможенный орган проставил на всех страницах Коносамента N ANK1105RK017 штампы в соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 13 Инструкции с буквальным содержанием "ТМ (таможенный пост) МП (морского порта) Калининград им. Н. С. Хазова. 08 марта 2011. Груз таможенный. Выгрузка в ЗТК КМТП (в Зоне таможенного контроля "Калининградский морской торговый порт")", после чего обществом произведена выгрузка груза.
В связи с чем, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что выгрузка прибывших на судне "ANKE EHLER" товаров производилась на основании разрешения таможни, при этом неуказание (ошибочное указание индекса и номера) контейнера RMTU 2611072 в коносаменте N ANK1105RK017 не свидетельствует об отсутствии у общества названного разрешения.
Следует также отметить, что законодатель не исключает возможности возникновения вышеназванных несоответствий в индексах и номерах контейнеров перевозимых морским транспортом.
Действия общества при возникновении указанных обстоятельств регламентированы Правилами перевозки грузов в контейнерах морским транспортом РД 31.11.21.18-96, утвержденных Приказом Росморфлота от 22.10.1996 N 39 (далее - Правила N 39), а также Инструкцией о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 939 от 27.08.2003 (далее - Инструкция N 939).
В соответствии с пунктом 1.4.11 Правил N 39 если на прибывших контейнерах индексы и номера контейнеров и номера пломб частично не соответствуют номерам, указанным в коносаменте, в тальманских листах указываются фактические номера, индексы. На основании тальманских листов составляются акты извещения. С согласия получателя груза, перевозчика и по согласованию с таможней такие контейнеры принимаются без проверки содержимого.
В силу пункта 15 Инструкции N 939 если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствия наименования, массы товаров или количества мест данным, указанным в транспортных или коммерческих документах, лицо, осуществляющее грузовые операции в порту, незамедлительно извещает о данных фактах таможенный орган.
Лицо, осуществляющее грузовые операции в порту с участием перевозчика, составляют акт-извещение, в котором отражают сведения:
- о несоответствии наименования, массы или количества мест;
- о повреждении (порче) товаров;
- об обнаружении товаров, не указанных в транспортных документах.
Экземпляры акта-извещения прикладываются к документам, представляемым в таможенный орган при помещении товаров в ЗТК.
Как видно из материалов дела, процесс выгрузки контейнеров сопровождался составлением тальманской расписки (л.д. 148-150), документа, предназначенного, согласно статье 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", удостоверять факт и дату получения груза и указывающего состояние количество груза в той степени, в какой они могут быть установлены с помощью разумных средств проверки.
По завершению процесса выгрузки в соответствии с пунктом 15 Инструкции N 939 и пункта 1.4.11 Правил N 39, на основании тальманской расписки представители заявителя составили акт-извещение к акту приема-передачи N 00052 от 08.03.2011 (л.д. 91-96) о несоответствии индекса и номера выгруженного контейнера указанным в коносаменте ANK1105RK017.
После завершения процедуры согласования с получателем груза, перевозчиком и таможней выявленных несоответствий, о чем в акте-извещения к акту приема-передачи N 00052 от 08.03.2011 имеется отметка таможенного органа в виде оттиска печати (л.д. 91-96), заявитель принял контейнер RMTU 2611072 на хранение в ЗТК без проверки его содержимого, как то установлено Инструкцией N 939 и Правилами N 39.
Учитывая изложенное, а также добросовестное поведение заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности состава административное правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 16.13. КоАП РФ признается судом апелляционной инстанции ошибочным и основанным на неправильном толковании норм права.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Калининградской области от 07 июня 2011 года по делу N А21-2393/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2393/2011
Истец: ОАО "Калининградский морской торговый порт"
Ответчик: Калининградская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12977/11