г. Пермь |
|
25 августа 2010 г. |
Дело N А60-16448/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Дюкина В.Ю., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9": Теребова И.В. по доверенности от 18.06.2010,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июня 2010 года
по делу N А60-16448/2010,
принятое судьей Горбашовой И.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
об оспаривании бездействия,
установил:
Открытое акционерное общество (ОАО, общество) "Территориальная генерирующая компания N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области, выразившееся в неисправлении кадастровой ошибки в составе сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка площадью 615 886 кв.м, месторасположение: область Свердловская, г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, дом 24, с кадастровым номером 66:45:0000000:50; кроме того, заявитель просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области исправить кадастровую ошибку путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка площадью 615 886 кв.м, месторасположение: область Свердловская, г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, дом 24, с кадастровым номером 66:45:0000000:50, соответствующие десятому виду разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" в размере 68 603 541 руб. 54 коп.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2010 произведена замена заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области, на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленные требования - удовлетворить. В апелляционной жалобе указано на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя апелляционной жалобы, арбитражный суд необоснованно сослался на преюдициальное значение судебного акта по делу N А60-29248/2009. Заявитель также указывает, что суд необоснованно не применил пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в соответствии с которым суд по требованию любого лица вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях. Значимым, по мнению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9", является то, что регистрирующий орган в письме согласился отнести земельный участок к 10-й группе разрешенного использования при предоставлении дополнительных документов. Заявитель жалобы полагает также, что заинтересованное лицо должно было доказать законность своего бездействия. Кроме того, данная сторона указывает на то, что в настоящее время осуществляется очередная актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Заинтересованное лицо направило в арбитражный суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь при этом на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, ОАО энергетики и электрификации "Свердловэнерго" (ранее - АО "Свердловэнерго" Красногорская теплоэлектроцентраль) ранее на праве бессрочного пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 66:45:02:00188:0213, общей площадью 966 500 кв.м, для промплощадки ТЭЦ, что следует из свидетельства о праве на землю от 09.11.93 N 1155/С-301 (л.д. 23).
Из материалов дела следует и то, что на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 26.05.2005 N 2198 "О предоставлении ОАО "Свердловэнерго" земельного участка по улице Заводская, N 24 в аренду" (л.д. 52) прекращено право бессрочного пользования ОАО энергетики и электрификации "Свердловэнерго" на указанный выше земельный участок, ОАО энергетики и электрификации "Свердловэнерго" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 615885,9 кв.м в квартале с кадастровым номером 66:45:0200188 с целевым использованием под объект промышленности, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводская, 24, сроком на 10 лет.
Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО энергетики и электрификации "Свердловэнерго" от 14.08.2004 ОАО было реорганизовано (л.д. 14), имущественный комплекс "Красногорская ТЭЦ", а также право на земельный участок, занимаемый данным имущественным комплексом, на основании разделительного баланса перешел в собственность ОАО "Свердловская генерирующая компания".
01.05.2006 ОАО "Свердловская генерирующая компания" было реорганизовано путем присоединения к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (л.д. 18-19), право бессрочного пользования на указанный земельный участок площадью 615 885,9 кв.м перешло к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (л.д. 20-21).
07.04.2010 ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" обратилось в регистрирующий орган с просьбой исправить кадастровую ошибку, допущенную при указании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200188:0213, рассчитанной с учетом ошибочного использования среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 9-й, а не 10-й группы разрешенного использования, так как фактически указанный земельный участок предоставлялся ранее и используется до настоящего времени для расположения Красногорской теплоэлектроцентрали, осуществляющей производство энергии.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что бездействие заинтересованного лица нарушает права ОАО "Территориальная генерирующая компания" в сфере экономической деятельности, так как ошибочное отнесение земельного участка к девятому виду разрешенного использования повлекло за собой неправильный расчет, существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка и необходимость уплаты завышенной суммы земельного налога, что в конечном итоге может стать причиной повышения тарифов на тепловую энергию для потребителей, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции указал, что кадастровая ошибка в сведениях заинтересованным лицом не допущена, в связи с чем оспариваемое бездействие заинтересованного лица, выразившееся в неисправлении данной ошибки, отсутствует. При этом арбитражный суд исходил из того, что в данном случае на основании пункта 2.4 Методических указаний кадастровая стоимость указанного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов, что и было сделано заинтересованным лицом; порядок определения стоимости соответствует пункту 2.1.3 Методических указаний. Кроме того, арбитражный суд принял во внимание наличие вступившего в законную силу судебного акта по ранее рассмотренному делу N А60-29248/2009-С5, которым установлен факт правомерного расчета заинтересованным лицом кадастровой стоимости земельного участка площадью 615886 кв.м, кадастровый номер 66:45:0000000:50, находящегося по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул.Заводская, д.24, исходя из удельного показателя, соответствующего 9 группе разрешенного использования (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 22 указанного Федерального закона в орган кадастрового учета должны быть представлены копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право собственности заявителя на объект недвижимости. Правоустанавливающими документами являются документы, на основании которых возникает, прекращается и переходит право собственности или иное вещное право, возникает и прекращается ограничение (обременение) таких прав на объекты недвижимого имущества. Сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
В случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (подпункт 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222)
В случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов (пункт 2.4 Методических указаний).
Арбитражным судом первой инстанции было установлено, что спорный земельный участок не был включен в перечень земельных участков, по которым постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждена государственная кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует и то, что постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2009 по делу N А60-29248/2009 отказано в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости в размере 1 669 334 367 руб. 66 коп. и обязании Управления внести в государственный кадастр объектов недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с номером 66:45:0000000:50 по состоянию на 01.01.2009 в размере 68 603 541 руб. 54 коп., отказано.
Посчитав, что указанным постановлением установлен факт правомерного расчета заинтересованным лицом кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя, соответствующего 9 группе разрешенного использования, арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что кадастровая ошибка в сведениях заинтересованным лицом не допущена.
Как следует из положений статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, законодателем предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
По существу настоящего спора арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из того, что для обязания регистрирующего органа исправить кадастровую ошибку необходимой предпосылкой является установление самого факта такой ошибки. Между тем, орган кадастрового учета наличие кадастровой ошибки не признает. Из материалов дела не усматривается, что кадастровая ошибка, об устранении которой фактически заявлено обществом "Территориальная генерирующая компания N 9", была выявлена.
При таких обстоятельствах указание в апелляционной жалобе на то, что орган кадастрового учета в письме от 10.08.2009 N 05-10/1815 впоследствии согласился отнести земельный участок к 10-й группе при предоставлении дополнительных документов, признается не имеющим правового значения. Соответствующие документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования земельного участка, в кадастровый орган заявителем не были представлены.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что в настоящее время осуществляется очередная актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, и соответствующие документы в отношении спорного земельного участка направлены органом местного самоуправления оценщику, выводы арбитражного суда не опровергает, поскольку само по себе не свидетельствует о признании ранее внесенных сведений в государственный кадастр недвижимости в качестве ошибочных. При этом изменения в правоустанавливающие документы, определяющие разрешенное использование земельного участка, до настоящего времени не внесены.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заинтересованное лицо должно было доказать законность своего бездействия, также признается несостоятельным.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровая служба сама исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости не может, она лишь может инициировать, организовать процедуру исправления ошибки лицом, допустившим ее, после признания установленным факта наличия допущенной кадастровой ошибки. Иные лица, на действия которых, в том числе, ссылается ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9", и без участия которых исправление потенциальной кадастровой ошибки невозможно, к участию в настоящем деле не привлечены, требований к ним обществом не заявлено.
Более того, предметом иска по настоящему делу пересмотр вида разрешенного использования спорного земельного участка не является.
Таким образом, заявленные требования не могут быть удовлетворены, решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" уплатило государственную пошлину в размере 2 000 руб. платежным поручением от 30.06.2010 N 40467, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2010 года по делу N А60-16448/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе платежным поручением от 30.06.2010 N 40467.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-16448/2010
Истец: ОАО "ТГК-9" в лице филиала ОАО "ТГК-9" "Свердловтеплосбыт", ОАО "ТГК-9" филиал Кизеловская ГРЭС-3, ОАО "Территориальная генерирующая компания 9" (ОАО "ТГК-9")
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Свердловской области (Роснедвижимость), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области