г. Ессентуки
16АП-1594/07
05
декабря
2007 года
|
Дело N А15-355/07 |
Резолютивная часть постановления оглашена.
28 ноября 2007 года.
Постановление в полном объеме изготовлено
05 декабря 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Баканова А.П., Жукова Е.В.
при ведении протокола с/з
судьей Луговой Ю.Б.
С участием в заседании представителей:
от истца
не явились, извещены
от ответчика
Агасиев В.Ф. - представитель по доверенности (копия в деле), Алигаджиева Х.Ш. - адвокат по ордеру
от третьих лиц:
Территориальное управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан
Министерство финансов Республики Дагестан
не явились, извещены
Магомедов М.А. - представитель по доверенности (копия в деле)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ "Дагводресурсы"
на
решение
Арбитражного суда Республики Дагестан от
21 августа 2007 года
по делу
N А15-355/07
под председательством судьи Исаева М.С.
по иску Правительства Республики Дагестан
к
ФГУ "Дагводресурсы"
3-и лица:
Министерство финансов Республики Дагестан
Территориальное управление федерального агентства управления федерального имущества по Республике Дагестан
о
взыскании 23.400.000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Дагестан (далее - Правительство РД, истец), ссылаясь на ст. ст. 11, 12, 309, 310 ГК РФ, обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к ФГУ "Дагводресурсы" (далее - ответчик) о взыскании 23.400.000 руб., выделенных из резервного фонда Правительства Республики для выполнения работ по безаварийному пропуску паводков на реке Терек, с последующим их восстановлением за счет средств федерального бюджета, выделяемых ответчику на указанные цели.
Определениями суда 24.04.2007 и от 13.07.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, привлечены Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин РД) и Территориальное управление Федерального агентства федерального имущества по Республики Дагестан (далее - ТУ ФАУФИ по РД).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2007 исковые требования Правительства РД удовлетворены в полном объеме. С ФГУ "Дагводресурсы" в пользу Правительства РД взыскано 23.400.000 руб., и в доход федерального бюджета 100.000 руб. госпошлины по иску.
При вынесении указанного решения, суд пришел к выводу, что ответчик, в нарушение ст. 307 ГК РФ, уклоняется от возврата денежных средств, выделенных ему из резервного фонда Правительства РД на возвратной основе.
Не согласившись с таким решением, ФГУ "Дагводресурсы" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.08.2007 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. Апеллянт ссылается на п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой бюджетное учреждение, коим является ответчик, не имеет право получать кредиты (займы) из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению ФГУ "Дагводресурсы", обязательственных отношений между ним и истцом не возникало, следовательно, суд, принимая решение о взыскании денежных средств, неправомерно применил ст. 307 ГК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика поддержали апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней. Просили отменить решение суда Республики Дагестан и отказать в удовлетворении исковых требований Правительства РД за необоснованностью.
Представитель Минфина РД возражал против удовлетворения жалобы. Просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Истец и ТУ ФАУФИ по РД, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили, отзывы не апелляционную жалобу, не представили.
Согласно ст. 156 АПК РФ неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение истца и третьих лиц, о времени и месте судебного заседания, апелляционная жалобу ФГУ "Дагводресурсы" в порядке ст. 156 АПК РФ рассматривается в отсутствие представителей Правительства РД и ТУ ФАУФИ по РД.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, считает, что решение суда Республики Дагестан подлежит отмене, по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что распоряжениями Правительства Республики Дагестан от 14.08.2002 N 270-р и от 22.03.2004 N 71-р из резервного фонда Правительства РД, ФГУ "Дагводресурсы" выделены денежные средства на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на основном вале реки Терек в общей сумме 28.400.000 руб., с последующим их восстановлением за счет средств федерального бюджета.
Факт выделения денежных средств в указанной сумме подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами и не оспаривается самим ответчиком.
Требования Правительства РД о восстановлении в резервный фонд Правительства 28.400.000 руб. ответчик удовлетворил частично, возвратив 5.000.000 руб.
Полагая, что ФГУ "Дагводресурсы" необоснованно удерживает денежные средства в размере 23.400.000 руб., истец обратился в суд с соответствующим иском.
Согласно Уставу ФГУ "Дагводресурсы", учреждение является государственной некоммерческой организацией. По своей организационно-правовой форме учреждение является федеральным государственным учреждением (п. 2.1 Устава).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (п. 2.3 Устава).
Указанное положение о субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения содержится в ст. 120 ГК РФ, согласно которой собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Как следует из Устава, источником формирования имущества и денежных средств ФГУ "Дагводресурсы" являются ассигнования из федерального бюджета (п. 4.3).
При принятии решения об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не учел, что ответчиком по настоящему делу является учреждение. В силу ст. ст. 120, 296 и 298 ГК РФ учреждение обладает ограниченными правами по распоряжению имуществом; при недостаточности в распоряжении учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества.
Следовательно, при удовлетворении исковых требований о взыскании с ФГУ "Дагводресурсы" денежных средств, и отказе учреждения удовлетворить требование кредитора, у собственника имущества учреждения возникнет субсидиарная ответственность по его долгам.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 образовано Федеральное агентство водных ресурсов.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Согласно п. 5.2 Положения агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным агентству.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Таким образом, оспариваемое решение принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле - Российской Федерации, в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства Финансов Российской Федерации, а также Федерального агентства водных ресурсов.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции подлежит отмене в полном объеме на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ. При этом судебная коллегия апелляционной инстанции, отменяя решение суда, в соответствии с ч. 5 ст. 270 АПК РФ назначает рассмотрение настоящего дела по правилам суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21 августа 2007 года по делу А15-355/07 отменить.
Перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
Привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика: Российскую Федерацию, в лице Министерства финансов РФ и Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ.
Назначить рассмотрение дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции на 16 января 2008 года на 14 час. 30 мин. в помещении суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная 2, зал судебных заседаний N 2, тел. (879-34) 6-03-31.
В порядке подготовки дела к судебном разбирательству:
Истцу:
- направить копию искового заявления в адрес Министерства финансов РФ и Федерального агентства водных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ, доказательства направления представить в судебное заседание;
- уточнить исковые требования исходя из характера возникших правоотношений;
- представить положение о резервном фонде Правительства РД, а также доказательства полномочий на предъявления иска по возврату денежных средств в резервный фонд Правительства РД.
Министерству финансов РФ и Федеральному агентству водных ресурсов Министерства природных ресурсов РФ представить в суд и направить лицам, участвующим в деле мотивированный отзывы на иск, а также организационно- правовые документы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
Луговая Ю.Б. |
Судьи |
Баканов А.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-355/2007
Истец: Правительство РД, Правительство республики Дагестан
Ответчик: ФГУ "Дагводресурсы", ФГУ по водному хозяйству Республики Дагестан "Дагводресурсы"
Третье лицо: Министерство финансов Республики Дагестан, Министерство финансов Российской Федерации, Минфин РД, Территориальное управление ФАУФИ, Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом рд, Федеральное агентство водных ресурсов министерства природных ресурсов РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А15-355/2007
26.05.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2496/2008
03.12.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1594/07
28.09.2007 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1594/07