Комментарий к Федеральному закону РФ от 20.04.2007 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 53-ФЗ) внес многочисленные поправки в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и нормы других законодательных актов, устанавливающих основные положения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, изменены нормы, регламентирующие отдельные способы размещения заказа.
Согласно ст. 4 Закона N 53-ФЗ он вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 23.04.2007. Исключение составляют изменения, перечисленные в пп. "б" п. 9 ст. 1 Закона N 53-ФЗ, они вступят в силу только с 01.01.2008.
Основные положения
Прежде всего, отметим, что устранено противоречие норм Бюджетного кодекса и Закона N 94-ФЗ, ставшее предметом рассмотрения в Президиуме ВАС РФ*(1). В настоящее время в законодательстве больше не содержится определение понятия "собственные нужды" учреждения, по которым закупки могут производиться на сумму до 200 тыс. руб. без проведения конкурсных процедур. Согласно новой редакции ст. 71 БК РФ, введенной Законом N 53-ФЗ, бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, в настоящее время - 60 тыс. руб.*(2). При этом законодатель уточнил срок, в который бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать одноименные товары, работы и услуги на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. Он равен одному кварталу.
Обратите внимание: с 1 января 2008 года на основании изменений, внесенных Законом N 63-ФЗ*(3), ст. 71 БК РФ утрачивает силу.
Кроме того, Законом N 53-ФЗ установлено, что к правоотношениям, регламентируемым Законом о госзаказе, не относится оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также с которыми Россия заключила международные договоры. Перечень таких организаций должен утверждаться Правительством РФ.
Государственные заказчики
Законом N 53-ФЗ изменен перечень субъектов, которые могут выступать в качестве государственных и муниципальных заказчиков. Согласно новой редакции ст. 4 Закона N 94-ФЗ ими могут быть государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В предыдущей редакции Закона N 94-ФЗ бюджетные учреждения, внебюджетные фонды и иные получатели средств федерального бюджета являлись государственными или муниципальными заказчиками, только если были наделены такими полномочиями органами государственной власти РФ.
Комиссия по размещению заказов
Закон N 53-ФЗ ввел прямой запрет на принятие членами конкурсной комиссии решения путем заочного голосования, а также на передачу своих полномочий по размещению заказов иным лицам.
Размещение заказа у единственного поставщика
Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, отнесены к случаям размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами. Определено, что по итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом без проведения конкурса.
Кроме того, Законом N 53-ФЗ предусмотрено, что размещать заказ у единственного поставщика независимо от суммы можно на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), на энергоснабжение.
Заключение государственного или муниципального контракта
В пункте 3 ст. 9 старой редакции Закона N 94-ФЗ были перечислены условия, при которых заказчик имел право отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или запроса котировок. Сейчас заказчик обязан это сделать.
Цена государственного
или муниципального контракта
Законом N 53-ФЗ установлено, что цена государственного или муниципального контракта не может изменяться в ходе исполнения государственного контракта. Исключение составляют случаи, названные в ч. 6, 6.2 и 6.3 новой редакции ст. 9 Закона N 94-ФЗ.
Так, если цена отражена в конкурсной документации, то заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ или услуг и, соответственно, первоначальную цену контракта не более чем на 10%. Согласно предыдущей редакции закона такую возможность можно было предусматривать только в конкурсной документации в отношении работ и услуг, изменять объем которых можно было не более чем на 5%, и цена контракта в связи с увеличением объема работ также могла увеличиться не более чем на 5%.
В зависимости от предмета государственного или муниципального контракта срок его выполнения и цена могут быть различными. Законом N 53-ФЗ предусмотрено изменение цены контракта, если он заключен на срок более трех лет и цена его составляет 10 млрд. руб. и более. Если выполнение данного контракта невозможно без изменения его цены вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ. В аналогичных случаях цена контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ, составляющая 1 млрд. руб. и более, или муниципального контракта в 500 млн. руб. и более может быть изменена соответственно законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления.
Исполнение государственного или муниципального контракта
Согласно новому п. 6.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Новой редакцией Закона N 94-ФЗ предусмотрена ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае просрочки выполнения своих обязательств. Заказчик вправе требовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. В контракте должно быть прописано условие уплаты неустойки. Ее размер не может быть меньше 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования. Однако если поставщик (исполнитель, подрядчик) докажет, что обязательства не были выполнены вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика, то он освобождается от уплаты неустойки. Прежде была предусмотрена ответственность только за нарушение обязательств заказчиком.
Расторжение контракта
Иногда заказчик вынужден расторгнуть государственный или муниципальный контракт по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств. Теперь в таком случае согласно п. 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа при уклонении победителя торгов или запроса котировок от заключения контракта с согласия этого участника. Причем если до расторжения государственного или муниципального контракта поставщиком (исполнителем, подрядчиком) частично исполнены обязательства по нему, то при заключении нового государственного или муниципального контракта количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по контракту, ранее заключенному с победителем конкурса, аукциона или запроса котировок. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненных работ, оказанных услуг.
Способы размещения заказа
Способы размещения заказа остались неизменны - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Причем теперь при размещении государственного или муниципального заказа путем проведения торгов предмет заказа (поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг) может разбиваться на лоты, и участник конкурса может подать заявку на участие в конкурсе в отношении определенного лота. По каждому лоту заключается отдельный государственный (муниципальный) контракт (п. 2.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ).
Закупки в форме аукциона
С 1 января 2008 года размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд может осуществляться исключительно путем проведения аукциона.
Согласно старой редакции п. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Однако при этом согласно новому п. 2.1 не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) следующие требования к участнику размещения заказа:
- к квалификации, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы;
- к деловой репутации;
- о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.
Обратите внимание: обязанность проведения аукциона установлена лишь для случаев капитального ремонта. Заключение договоров на проведение текущего ремонта возможно на основании конкурса, без проведения аукциона.
При отнесении работ по ремонту зданий и сооружений к текущему или капитальному ремонту организациям рекомендовано руководствоваться Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р)*(4), а также Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000*(5).
В случае капитального ремонта зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.). К текущему ремонту имущества относятся работы по систематическому и своевременному предохранению его от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.
Сопоставление заявок на участие в конкурсе
Контракт заключается с участником, предложившим лучшие условия. Для этого конкурсная комиссия сопоставляет заявки на участие в конкурсе, используя определенные критерии. В новой редакции ст. 28 Закона N ?94-ФЗ перечень критериев оценки заявок несколько сокращен. Критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта являются:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) затраты на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.
Использование иных критериев запрещено, кроме проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг, услуг в области оценочной деятельности, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа. В этих случаях конкурсная комиссия вправе учитывать такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса, если он предусмотрен конкурсной документацией.
Законом N 53-ФЗ разъяснено, как поступить, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта. Лучшей признается заявка, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В новой редакции изложен п. 11 ст. 28 Закона N 94-ФЗ: уточнены сроки, в которые заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. В течение дня, следующего за днем подписания протокола, сведения о нем размещаются на официальном сайте заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации и в течение пяти рабочих дней в официальном печатном издании.
Начальная цена лота
Начальная цена контракта (лота) теперь всегда рассматривается как начальная (максимальная) цена, при этом в случае подачи заявки с превышением данной цены предусмотрено ее отклонение на этом основании.
Конкурсные процедуры
Еще одно изменение связано с продлением сроков конкурсных процедур. Теперь согласно ст. 27 Закона N 94-ФЗ срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, из них до 10 дней отводится на оценку и сопоставление заявок. При этом на основании ст. 29 Закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса - со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Таким образом, теперь 10-дневный срок является минимальным, по истечении которого можно подписать государственный (муниципальный) контракт после вскрытия конвертов и подписания протокола.
Определенные послабления для бюджетных учреждений предусмотрены и в ст. 42 Закона N 94-ФЗ - теперь возможно размещение заказа способом запроса котировок в случаях, если начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта не превышает 500 тыс. руб. (ранее ограничение составляло 250 тыс. руб.). Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.
Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола. На электронные аукционы ценовой порог поднят до 1 млн. руб. (ранее действовало ограничение в 500 тыс. руб.). Кроме того, стало возможным присылать котировки в форме электронного документа или по факсу.
Согласно новой редакции ст. 21 Закона N 94-ФЗ теперь можно вносить изменения и в извещение о проведении конкурса, и в конкурсную документацию, но не позднее чем за пять дней до окончания подачи заявок с продлением срока на 20 дней. При этом срок подачи заявок продлевается. Условия контракта можно изменять и при поставках товаров, и при выполнении работ, и при оказании услуг на 10% в количественном выражении.
Кроме того, уточнен порядок выделения квоты малым предприятиям (ст. 15 Закона N 94-ФЗ): вместо жестко определенной доли в 15% теперь установлен диапазон от 10 до 20% от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ (такой перечень был определен Постановлением Правительства РФ N 642*(6)).
Обратите внимание: муниципальные заказчики вправе, но не обязаны осуществлять такое размещение заказов. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 3 млн. руб., на оказание услуг - не может быть более 2 млн. руб.
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного Кодекса Российской Федерации".
*(2) Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке".
*(3) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
*(4) Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
*(5) Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
*(6) Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"