город Омск
16 сентября 2011 г. |
Дело N А46-1284/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5473/2011) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2011 по делу N А46-1284/2011 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению
индивидуального предпринимателя Ширшовой Альварт Владимировны (ОГРН 304232035600156)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
при участи в деле третьих лиц: Правительства Омской области,
Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля",
Администрации г. Омска,
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска,
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска
об исправлении кадастровой ошибки,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Корнеев А.Г. по доверенности N 260 от 30.12.2010 сроком действия по 31.12.2011, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации ;
от индивидуального предпринимателя Ширшовой Альварт Владимировны - Болдырев В.А. по доверенности 55АА N 0319116 от 14.07.2011 сроком действия 3 года, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Правительства Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Администрации г. Омска - Окишев К.В. по доверенности N 02-24/417 от 28.01.2011 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области - Соболев К.Ю. по доверенности N 5241 выданной 14.07.2011 сроком действия 3 года, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска - Машкова Е.А. по доверенности от 29.08.2011 N 15-56/15560 сроком действия до 31.12.2011, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
установил:
Индивидуальный предприниматель Ширшова Альварт Владимировна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Ширшова А.В.) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением (т. 1 л.д. 16-22) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо) об исправлении допущенной 27.12.2007 кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 путем замены сведений о размере кадастровой стоимости участка с 21 001 164 руб. 74 коп. на размер кадастровой стоимости 11 398 314 руб. 70 коп., рассчитанный для участка, предназначенного для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (в соответствии с видом разрешенного использования N 5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены Правительство Омской области, Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), Администрация г. Омска, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"), Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по ОАО г. Омска), Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС по САО г. Омска).
Решением от 03.06.2011 по делу N А46-1284/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные ИП Ширшовой А.В. требования в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции констатировав отсутствие в материалах дела доказательств, позволяющих отнести земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 одновременно и к 5 и к 7 видами разрешенного использования, пришел к выводу об отсутствии у заинтересованного лица оснований для отнесения спорного земельного участка к седьмой группе видов разрешенного использования, поскольку это противоречит вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Омской области от 25.09.2008 по делу N А46-16065/2008, а также 7 группе видов разрешенного использования, предусмотренных приложением 2 таблицы 1 "Типовой перечень видов разрешенного использования" к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 NП/0152.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росреестра по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра по Омской области указывает на то, что при определении размера кадастровой стоимости спорного земельного оно руководствовалось пунктом 3.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктом, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, согласно которому при определении кадастровой стоимости земельного участка, подходящего под более чем один вид разрешенного использования, таковая осуществляется исходя из сведений о том виде, при котором кадастровая стоимость является наибольшей.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Омской области считает неправомерным принятие судом первой инстанции во внимание результатов предыдущей кадастровой оценки спорного земельного участка, который был отнесен к виду функционального использования "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания", что соответствует 5 виду разрешенного использования.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители Администрации г. Омска, ФГУ "Земельная кадастровая палата", ИФНС России по САО г. Омска в устных выступлениях в заседании суда апелляционной инстанции и в письменных отзывах поддержали правовую позицию подателя апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения данного спора по существу.
Представитель предпринимателя отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным не подлежащим отмене.
Правительство Омской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", ИФНС России по ОАО г. Омска, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От ИФНС России по ОАО г. Омска поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя, котрое суд апелляционной инстанции счел возможным удовлетворить.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Правительства Омской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", ИФНС России по ОАО г. Омска.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на апелляционную жалобу, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ИП Ширшовой А.В принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2546 кв.м, с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88, предоставленный для общественно деловых целей под строение, имеющий почтовый адрес: г. Омск, проспект Мира, д. 100 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2005 серии N 55 АВ N 047719 (т. 1 л.д. 26).
На данном земельном участке расположено нежилое двухэтажное строение, общей площадью 2864,3 кв.м., находящееся в собственности заявителя (свидетельство о государственной регистрации права N 005387 серия 55 АГ от 31.08.2009, от 05.07.2010 серии 55АА N 119206, т. 1 л.д. 27).
До проведения кадастровой оценки земельных участков, расположенных в г. Омске, по со стоянию на 2007 год, земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 (прежний номер 55:36:05 02 06:0088) согласно Оценочной описи (т. 1 л.д. 78-80) относился ко 2 группе вида использования земель, удельный показатель кадастровой стоимости составлял 617 руб. 04 коп. за кв.м., его кадастровая стоимость составила 1 570 981 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 до 27.12.2007 составляла 12 100 985 руб. Это означает, что показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка составлял 4 752, 94 руб. / кв. м. (12 100 985 / 2 546).
В соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости от 23.05.2008 N 36/08-20167 (т. 1 л.д. 23-24) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 составляет 21 001 164 руб. 74 коп., удельный показатель кадастровой стоимости 8 248 руб. 69 коп. кв.м.
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.09.2008 по делу N А46-16065/2008 признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесении в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 21 001 164 руб. 74 коп.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 18.11.2010 N 8890-р указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования "для общественно деловых целей под строение, для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки культуры, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" (т. 1 л.д. 76-77).
На основании указанного распоряжения решением от 14.12.2010 N 36/10-10405 в государственный кадастр недвижимости внесены уточненные сведения относительно вида разрешенного использования земельных участков, в том числе и с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88.
По состоянию на 22.03.2011 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 составляет 21 001 164 руб. 74 коп.
Полагая, что в государственном кадастре недвижимости присутствует ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88, обусловленная неверным определением вида его разрешенного использования, повлекшая неверное определение его кадастровой стоимости, ИП Ширшова А.В. обратилась в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
03.06.2011 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющиеся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Системный анализ смысла и содержания приведенных норм права указывает на то, что для установления наличия (отсутствия) кадастровой ошибки суду надлежит проверить достоверность сведений, на основании которых внесены данные о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
В соответствии с пунктами 3.2.6, 3.3.1 Положения об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, утвержденного Приказом Роснедвижимости от 30.12.2004 N П/119, к функциям Управления Роснедвижимости по Омской области относится организация ведения государственного земельного кадастра, проведение государственной кадастровой оценки земель.
Президентом РФ 25.12.2008 издан Указ N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии". Данным Указом на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Пунктом 3 отмеченного Указа упразднено Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Согласно пункту 4 Указа Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии переданы функции упраздняемых Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Пунктом 5 Указа установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В силу пунктов 4, 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктами 11 и 13 Правил разработаны методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Технические рекомендации).
Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации (приложение N 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 16 видов разрешенного использования.
Согласно п. 1.4 Методических указаний и п. 1.3. Технических рекомендаций определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п. 1.2 указанных Методических указаний, осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
При этом Технические рекомендации предусматривают, что при формировании перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется номер вида разрешенного использования земельных участков.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (подпункт 2.2.2. Методических указаний).
Из вышеизложенного следует, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок. Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом перечень состава видов разрешенного использования земельного участка является закрытым, что установлено вступившим в законную силу постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по делу N А46-11429/2010.
В силу пункта 2.2 Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2).
Указанным Типовым перечнем предусмотрены, в том числе:
- группа видов разрешенного использования N 5: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
- группа видов разрешенного использования N 7: земельные участки для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии;
Вместе с тем, применительно к составу 7 вида разрешенного использования, обозначенного во втором (правом) столбце таблицы Типового перечня видов разрешенного использования, спорный земельный участок не относится, поскольку он не принадлежит ни к одной из указанных в данном составе организаций.
Таким образом, оснований для отнесения спорного земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования не имелось, что свидетельствует о наличии ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорного земельного участка.
В то же время к составу 5 вида разрешенного использования относятся, в том числе, земельные участки для размещения объектов оптовой и розничной торговли; земельные участки ресторанов, кафе, баров; земельные участки столовых при предприятиях и учреждениях и предприятий поставки продукции общественного питания, земельные участки рынков; земельные участки ремонтных мастерских и мастерских технического обслуживания; земельные участки химчисток, прачечных; земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования; земельные участки фотоателье, фотолабораторий; земельные участки бань; земельные участки парикмахерских; земельные участки предприятий по прокату; земельные участки объектов по оказанию обрядовых услуг (свадеб и юбилеев); земельные участки игровых залов, игровых автоматов, игорных домов (казино), тотализаторов, организации лотерей (включая продажу лотерейных билетов).
Довод Управления Росреестра по Омской области о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 правомерно рассчитана исходя из 7 вида разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", удельный показатель кадастровой стоимости для которого принят в размере 8 248 руб. 69 коп. за кв.м., не может быть признан судом апелляционной инстанции обоснованным
Как отмечено выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 25.09.2008 по делу N А46-16065/2008 установлено, что земельный участок, принадлежащий предпринимателю, относится к 5 виду разрешенного использования. Более того, в этом же решении указано, что установленный для 7 вида разрешенного использования средний удельный показатель кадастровой стоимости земель составляет 8 971руб. 72 коп. за кв.м., а не 8 248 руб. 69 коп. за кв.м., примененный при расчете стоимости названного земельного участка.
По правилам статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах Управление Росреестра по Омской области, для которого эти судебные акты также являются обязательным, необоснованно исчислило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 исходя из 7 вида разрешенного использования с удельным показательем кадастровой стоимости равным 8 248 руб. 69 коп.
Более того, кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный земельный кадастр до оспариваемой стоимости, рассчитанная с применением показателя стоимости характерного вида функционального использовании "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" свидетельствует о необходимости отнесения земельного участка к виду разрешенного использования N 5.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, земельный участок ИП Ширшовой А.В. находился в кадастровом квартале 55:36:05 02 06, относится к оценочному кварталу N 132, что следует из общедоступного источника ("Третья столица", N 8, 02.03.2006; "Третья столица" (специальный выпуск), N 11, 23.03.2006).
Согласно Результатам государственной кадастровой оценки земель поселений в городах и поселках с численностью населения свыше 10 тысяч человек на территории Омской области (приложение N 1 к Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области") в оценочном квартале N 132 кадастровая стоимость 4 752. 94 руб. кв.м. соответствует виду функционального использования "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания" (столбец N 7 таблицы).
Таким образом, еще до 27.12.2007 было известно, что земельный участок имеет вид функционального использования "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания". Следовательно, в земельный кадастр должны были быть внесены сведения о стоимости земельною участка, рассчитанной для участка, предназначенного для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (в соответствии с видом разрешенного использования N 5).
Кроме того, как следует из материалов дела, на спорном земельном участке расположено принадлежащее истцу на праве собственности здание торгового комплекса (нежилое двухэтажное строение с подвалом) (свидетельство о государственной регистрации права от 19.05.2005 серии N 55 АВ N 047719, т. 1, л.д. 26), и отнесение данного земельного участка к 7 виду разрешенного использования является нарушением принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков (подпункт 5 пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что в процессе проведения работ по кадастровой оценке указанного земельного участка на стадии отнесения земельного участка к одному из видов разрешенного использования, предусмотренных Техническими рекомендациями, земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 не мог быть отнесен Управлением Роснедвижимости по Омской области к 7 группе видов разрешенного использования, является правильным.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о возможности одновременного отнесения данного земельного участка к 5 и к 7 группам видов разрешенного использования, следовательно, довод подателя жалобы о том, что при определении размера кадастровой стоимости спорного земельного он руководствовался пунктом 3.7 Технических рекомендаций, несостоятелен, поскольку отнесение спорного земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования не соответствует установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изложенные выводы в полной мете соответствуют сложившейся судебной практике, сформированной Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа, в частности в постановлении от 03.06.2011 по делу N А46-11304/2010.
Принимая во внимание ошибочное отнесение Управлением Роснедвижимости по Омской области земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 06:88 к 7 группе видов разрешенного использования, суд первой инстанции обоснованно счет необходимым исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра в отношении спорного земельного участка путем включения с 27.12.2007 в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, рассчитанной для участка, предоставленного для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (5 вид разрешенного использования) с использованием удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка соответствующего кадастрового квартала по 5 виду разрешенного использования, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" от 27.12.2007, в размере 11 398 314 руб. 70 коп. (4 476,95 руб./м2 Ч 2546 м2).
Правомерность такого расчета кадастровой стоимости земельного участка подтверждена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009, Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.10.2010 N ВАС-10610/10 по делу N А46-15248/2009 и в многочисленных постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Таким образом, удовлетворив заявленные предпринимателем требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, Управлением Роснедвижимости по Омской области не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Роснедвижимости по Омской области от уплаты государственной пошлины освобождено, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе Управления Роснедвижимости по Омской области не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2011 по делу N А46-1284/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1284/2011
Истец: ИП Ширшова Альварт Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Администрация г. Омска, Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, Правительство Омской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"