г. Чита |
|
16 сентября 2011 г. |
Дело N А78-2940/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Н. М. Паньковой, Д. В. Басаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 июля 2011 года по делу N А78-2940/2011 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Краснокаменске Забайкальского края (ИНН 7530012861 ОГРН 1097530000589) к Открытому акционерному обществу "Урулюнгуй" (ИНН 7518005924 ОГРН 1097530015069) о взыскании штрафных санкций в размере 125138 рублей 90 копеек,
(суд первой инстанции судья Сидоренко В. А)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю (ИНН 7536008244 ОГРН 1027501150588): Ченский В. А. - представитель по доверенности N 29 от 01.03.2011 г.
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (далее учреждение, УПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Открытому акционерному обществу "Урулюнгуй" (далее ОАО "Урулюнгуй", Общество) о взыскании штрафных санкций в размере 125138 рублей 90 копеек.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 5 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены частично, с ОАО "Урулюнгуй" взысканы штрафные санкции в размере 5000 рублей. Установив в действиях Общества наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 17 Федерального закона 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон о персонифицированном учете), суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер штрафных санкций с 125138 рублей 90 копеек до 5000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в обжалуемой части, ссылаясь на то, что оснований для применения положений статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации у суда первой инстанции не имелось.
Обществом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель третьего лица апелляционную жалобу заявителя поддержал, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить заявленные учреждением требования удовлетворить в полном объеме.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель обратился с ходатайством о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованным лицом не заявлено возражений относительно проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой УПФР части.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не проверяется в части взыскания с Общества штрафных санкций в размере 5000 рублей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ОАО "Урулюнгуй" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В свою очередь, пунктом 2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования утверждены Постановлением ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п.
В ходе камеральной проверки (акт проверки от 26.08.2010 года N 10, л.д. 13) учреждением установлено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2010 год, представлены Обществом 26 августа 2010 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Решением УПФР от 20 сентября 2010 года N 11 (л.д. 15) ОАО "Урулюнгуй" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафной санкции в размере 125138 рублей 90 копеек.
Требованием об уплате штрафных санкций от 27 октября 2010 года N 8 (л.д. 18) Обществу предлагалось уплатить сумму штрафных санкций в добровольном порядке в срок до 18 ноября 2010 года. В связи с неисполнением названного требования, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Установив наличие правовых оснований для взыскания с ОАО "Урулюнгуй" штрафных санкций и соблюдение УПФР процедуры привлечения Общества к финансовой ответственности, суд первой инстанции посчитал возможным снизить размер штрафных санкций до 5000 рублей.
Суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части (в части снижения размера штрафных санкций) не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Суд первой инстанции обоснованно сослался на подлежащую применению в настоящем деле статью 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", согласно которой правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Как следует из указанной статьи, к законодательству Российской Федерации о пенсионном страховании относится, в том числе, и Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Следовательно, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений".
Указанная правовая позиция выражена в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Таким образом, к данным правоотношениям применимы и нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие общие вопросы привлечения к ответственности.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, установленный законом перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим и суд при определении размера штрафных санкций вправе признать в качестве смягчающих ответственность иные обстоятельства.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации).
В рамках предоставленных ему дискреционных полномочий суд первой инстанции признал в качестве смягчающих ответственность Общества обстоятельств - привлечение к ответственности за совершение правонарушения впервые, не причинение своими действиями каких-либо негативных последствий для государства и застрахованных лиц, а так же Конституционный принцип соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции в качестве дополнительного смягчающего ответственность обстоятельства принимает признание Обществом вины и фактическую уплату страховых взносов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 июля 2011 года по делу N А78-2940/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 5 июля 2011 года по делу N А78-2940/2011 в обжалуемой Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Н. М. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2940/2011
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Краснокаменске Забайкальского края (межрайонное), УПФ РФ (ГУ) в г. Краснокаменске Забайкальского края
Ответчик: ОАО "Урулюнгуй"
Третье лицо: ОПФ РФ (ГУ) по Забайкальскому краю, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3394/11