Пожарная безопасность на предприятии
В последнее время организации все больше внимания уделяют пожарной безопасности. Это вполне объяснимо - как известно, предупредить болезнь легче, чем лечить.
Обычно общение с контролерами не вызывает у налогоплательщиков положительных эмоций, поэтому в данной статье мы рассмотрим вопросы о том, в каких случаях можно избежать проверки, что в первую очередь интересует проверяющих, какими полномочиями они обладают, и многие другие.
Права и обязанности сторон
В мероприятиях по контролю соблюдения хозяйствующими субъектами мер пожарной безопасности участвуют две стороны: проверяющая и проверяемая. Рассмотрим их подробнее. Пожарные инспекторы (проверяющая сторона) обладают довольно широкими полномочиями. Согласно пп. 2 п. 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, пожарные инспекторы имеют право беспрепятственно обследовать и проверять территории, здания, сооружения, помещения организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Более того, они могут требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, относящихся к предмету проверки.
В свою очередь, должностные лица или представители проверяемой организации перед проверкой вправе потребовать у контролеров предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проведение проверки, подписанное руководителем пожарного управления или его заместителем, в котором должны содержаться соответствующие реквизиты (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ*(1)).
Обратите внимание: согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ тех проверяющих, которые не указаны в распоряжении, можно смело не пропускать на территорию хозяйствующих субъектов, равно как не следует впускать любых контролеров, если какой-либо документ из перечисленных выше не был ими предъявлен.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ*(2) на руководителей предприятий возлагаются обязанности:
- соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнения предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
- разработки и осуществления мер обеспечения пожарной безопасности;
- проведения противопожарной пропаганды, а также обучения своих работников мерам пожарной безопасности;
- включения в коллективный договор (соглашение) вопросов пожарной безопасности;
- содержания в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, предотвращения их использования не по назначению;
- оказания содействия пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения;
- обеспечения должностным лицам пожарной охраны при выполнении ими служебных обязанностей доступа на территорию, в здания, сооружения и иные объекты предприятий;
- представления по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведений и документов о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительного извещения пожарной охраны о возникших пожарах, неисправностях систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Следует отметить, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Кроме того, нужно завести журнал проверок, в котором фиксировать каждое посещение контролеров, а также их данные (ФИО, должность, подпись). В журнале указываются дата, время проведения, правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, сведения о выявленных нарушениях, составленных протоколах, административных правонарушениях и выданных предписаниях (п. 5 ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ). Журнал проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации. В случае отсутствия журнала в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.
Виды проверок и порядок их проведения
Пожарные инспекторы могут посетить организацию в рамках как плановой, так и внеплановой проверки. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года. Причинами же внеплановых проверок соблюдения установленных норм пожарной безопасности могут послужить, в частности, обращения граждан с жалобой, что организация нарушает их права и законные интересы в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением установленных правил пожарной безопасности. При этом если жалоба (обращение) не позволяет установить лицо, обратившееся в Госпожарнадзор, то есть попросту является анонимкой, то она не может служить основанием для внеплановой проверки норм пожарной безопасности (п. 5 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ).
Вызвать внеплановую проверку может также иная информация, полученная от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и предпринимателей.
Кроме того, на практике довольно часто причиной внеплановых проверок может послужить пожар. При этом вероятность посещения проверяющих возрастает у тех фирм, которые осуществляют ту же предпринимательскую деятельность, что и погорелец, например у организаций, реализующих строительные материалы.
Ну и, конечно, не стоит забывать о внеплановых посещениях инспекторов с целью проверить исполнение предписания об исправлении нарушений правил пожарной безопасности по результатам плановых проверок.
Продолжительность проверки организации не должна превышать один месяц (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ). Однако в исключительных случаях на основании мотивированного запроса проверяющего руководитель Госпожарнадзора или его заместитель может продлить данный срок, но не более чем на один месяц, например в связи с проведением дополнительных мероприятий в рамках проверки.
По результатам проверки пожарным инспектором составляется акт в двух экземплярах (п. 52 Приказа МЧС РФ N 132*(3)). В нем контролер дает краткую характеристику состояния пожарной безопасности проверяемого объекта, а также отражает результаты проверки. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз. В случае привлечения организации к ответственности за нарушение обязательных требований пожарной безопасности к акту приобщаются также объяснения ответственных работников.
Один экземпляр акта с копиями приложений пожарный инспектор в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручает руководителю организации, ее представителю под расписку либо направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если по результатам проверки норм пожарной безопасности в организации установлено административное правонарушение, то контролер оформляет протокол в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и выдает предписание об устранении выявленных нарушений, составленное в двух экземплярах. В данном документе указывается, какие нарушения пожарной безопасности в организации следует устранить и в какой срок*(4). При этом надо учитывать, что по истечении указанного срока пожарные придут проконтролировать исполнение их предписания (п. 50 Приказа МЧС РФ N 132). Однако в данном случае внеплановую проверку можно предотвратить. Для этого до установленного в предписании срока необходимо устранить все нарушения и представить подтверждающие документы в контролирующий орган.
В случае если вы с нарушениями, замечаниями по пожарной безопасности или с наложенными взысканиями не согласны, постановление инспекторов можно обжаловать в 10-дневный срок начальнику пожарной службы (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Основная задача контролеров заключается в проверке соблюдения организацией Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03)*(5) (далее - ППБ). Как показывает практика, при проверке хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения ППБ контролеры, как правило, обращают внимание лишь на основные, наиболее распространенные нарушения.
Первое, что потребует у проверяемого субъекта пожарный инспектор, - это приказ, утвержденный руководителем организации, и инструкцию о пожарной безопасности в фирме. Приказ руководителя помимо установления ответственных за пожарную безопасность сотрудников должен определять порядок осмотра помещения в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа сотрудников фирмы (п. 15 ППБ).
В инструкциях о мерах пожарной безопасности, в частности, должны быть определены (Приложение N 1 к Приказу МЧС РФ от 18.06.2003 N 313):
1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, проведения пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места для курения.
К сведению: статьей 6 Федерального закона N 87-ФЗ*(6) запрещено курение на рабочих местах и установлена обязанность работодателей оборудовать специально отведенные места для курения. Вместе с тем требования, которым они должны соответствовать, ни ППБ, ни один другой нормативный документ не предусматривают. По мнению автора, во избежание претензий со стороны пожарных инспекторов работодателям при оборудовании специальных мест для курения необходимо руководствоваться здравым смыслом, то есть не располагать их рядом с легковоспламеняющимися материалами и установить металлические урны;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Обратите внимание: в соответствии с п. 7 ППБ все сотрудники организации должны допускаться к работе только после противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение предупреждению и тушению возможных пожаров.
В каждом помещении на видных местах следует вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник фирмы мог с ней связаться (п. 13 ППБ). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ). Согласно п. 33 ППБ около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.
Кроме того, в зданиях и сооружениях, где одновременно на этаже находятся более 10 человек, должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре, соответствующая Нормам пожарной безопасности*(7), неустановка которой может послужить основанием для привлечения организации к административной ответственности (Постановление ФАС ЗСО от 19.03.2007 N Ф04-1430/2007(32406-А46-43)).
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, на основании которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников - "учебные тревоги". При этом планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).
Далее контролеры перейдут к проверке обеспечения помещений фирмы огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ). Количество, типы и виды средств тушения в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении N 3 к ППБ.
Не следует забывать и о своевременном обслуживании и проверке противопожарных систем и установок (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений, которые в соответствии с п. 34 ППБ должны постоянно содержаться в рабочем состоянии.
Для того чтобы разобраться, в каких случаях следует устанавливать автоматическую пожарную сигнализацию, в каких - автоматическую систему пожаротушения, необходимо обратиться к Нормам пожарной безопасности (НПБ 110-03)*(8). Например, если торговый зал располагается в цокольном или подвальном помещении и имеет площадь более 200 кв.м, то в соответствии с вышеупомянутыми нормами в зале необходимо установить автоматическую систему пожаротушения, если менее 200 кв.м - автоматическую пожарную сигнализацию.
Также следует учитывать, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда (п. 23 ППБ). В противном случае фирма может быть привлечена к административной ответственности. Так, судьи поддержали контролеров в привлечении организации к административной ответственности за установку без согласования с органами пожарного надзора шлагбаума, который перекрыл проезд к зданиям и сооружениям, установленный для пожарных машин (Постановление ФАС ЗСО от 05.09.2006 N Ф04-5502/2006(25831-А75-7)).
В прошлом номере мы начали разговор о пожарной безопасности на предприятии. В частности, были представлены ее правовые основы, уделено внимание видам проверок и порядку их проведения. Сегодня на повестке дня методология учета расходов на пожарную безопасность.
Методология учета
Действующие ППБ обязывают организации при осуществлении хозяйственной деятельности обеспечивать пожарную безопасность. К наиболее распространенным мерам обеспечения пожарной безопасности можно отнести установку противопожарной сигнализации в помещении (офисе, магазине) и приобретение огнетушителей. У бухгалтеров часто возникают вопросы, связанные с налоговым учетом затрат на их приобретение, установку, содержание и эксплуатацию.
При отражении в налоговом учете приобретения и обслуживания систем пожарной сигнализации бухгалтеру следует принять во внимание, что пожарная сигнализация является имуществом со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 10 000 руб. Следовательно, организации следует принять ее на учет как амортизируемое имущество (ст. 256 НК РФ). Причем в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость пожарной сигнализации будет определяться как сумма расходов на ее приобретение, доставку, установку и доведение до состояния, в котором она пригодна для использования.
Согласно Классификации основных средств*(9) приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 14 3319000), а также оборудование для пожаротушения (код 14 2944000) относятся к четвертой амортизационной группе оборудования со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
Таким образом, стоимость пожарной сигнализации будет учитываться в целях исчисления налога на прибыль посредством начисления амортизации одним из способов, указанных в ст. 259 НК РФ и принятых в учетной политике организации.
Пример.
ООО "Лагуна" смонтировало в своем офисе пожарную сигнализацию стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.), при этом стоимость работ по ее монтажу составила 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).
В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Акцептован счет поставщика оборудования пожарной сигнализации |
08 | 60 | 200 000 |
Отражена сумма НДС, предъявленная постав- щиком оборудования пожарной сигнализации |
19 | 60 | 36 000 |
Оплачен счет поставщика оборудования пожа- рной сигнализации |
60 | 51 | 236 000 |
Акцептован счет организации, осуществляю щей монтаж системы пожарной сигнализации |
08 | 76 | 100 000 |
Отражена сумма НДС, предъявленная органи- зацией, осуществляющей установку системы пожарной сигнализации |
19 | 76 | 18 000 |
Пожарная сигнализация введена в эксплуата- цию |
01 | 08 | 300 000 |
Сумма НДС, ранее уплаченная поставщикам оборудования и услуг, предъявлена к вычету |
68 | 19 | 54 000 |
При установке сигнализации, как правило, заключается договор на ее обслуживание, в котором оговариваются, в частности, проведение профилактических работ по поддержанию сигнализации в рабочем состоянии, а также реагирование на поступивший на пульт охраны сигнал. Затраты по договору можно учесть в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.
В случае приобретения огнетушителей следует учесть, что они не относятся к объектам амортизируемого имущества в целях налогообложения, так как их первоначальная стоимость не превышает 10 000 руб. (ст. 256 НК РФ). Поэтому затраты на их приобретение можно учесть при исчислении налога на прибыль в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в полной сумме по мере ввода их в эксплуатацию. В бухгалтерском учете огнетушители должны приниматься на учет в качестве объектов основных средств (п. 4, 5 ПБУ 6/01*(10)). Вместе с тем в силу абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 20 000 руб. могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением. Поскольку стоимость огнетушителей не превышает 10 000 руб., расхождений в налоговом и бухгалтерском учете не будет.
Расходы на зарядку и ремонт огнетушителей в налоговом учете можно учесть в составе прочих расходов в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ. В бухгалтерском учете такие затраты отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99*(11)).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ на налогоплательщиков-работодателей возложена обязанность, в частности, по обучению своих работников мерам пожарной безопасности. Следовательно, затраты организации на оплату такого обучения следует учесть при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов, связанных с осуществляемой деятельностью (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Кроме того, все произведенные организацией расходы в целях исчисления налога на прибыль должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Как поступить, если несмотря на принятые меры безопасности, пожар все-таки случается? Если утраченное вследствие пожара имущество (товар, материалы) застраховано, то организация может рассчитывать на получение компенсации от страховой компании. А если нет? В таком случае попавшей в беду фирме остается один способ компенсировать потери - учесть их стоимость в расходах. Как это можно сделать?
Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ затраты налогоплательщика в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направления предпринимательской деятельности подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. К последним, в частности, могут относиться и потери от пожаров (п. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). По мнению Минфина (Письмо от 13.03.2006 N 03-03-04/1/208), ими может быть стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации, за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества.
Таким образом, исключив из налоговой базы по налогу на прибыль сумму потерь от пожара, бухгалтер сможет уменьшить сумму налога, подлежащую к уплате в бюджет. В этой связи возникает вопрос: какие документы необходимо представить в налоговый орган для подтверждения расходов, в частности потерь от пожара, чтобы при камеральной налоговой проверке у контролеров не возникло претензий? По мнению автора статьи, такими документами являются:
справка Управления Государственной противопожарной службы, протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, которыми установлена причина возгорания;
акт инвентаризации, в котором нужно зафиксировать стоимость утраченного имущества. Порядок проведения инвентаризации и способ отражения результатов установлены Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ N 49*(12).
Кроме того, организация должна документально подтвердить, что причинами нанесения ущерба являются обстоятельства объективного характера. Следует отметить, что контролирующие органы занимают схожую позицию при решении подобных вопросов (письма Минфина РФ N 03-03-04/1/208, УФНС по г. Москве от 23.10.2006 N 20-12/92773).
По мнению автора, налогоплательщикам также будет интересна позиция чиновников, высказанная в Письме УФНС по г. Москве от 15.01.2007 N 19-11/2462. В письме указано, что отнесение суммы ущерба для целей бухгалтерского учета на чрезвычайные расходы и включение убытка в результате утраты полностью сгоревшего имущества в состав внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации производятся на основании ст. 265 и 313 НК РФ. Причем факт пожара и утраты имущества необходимо подтвердить документально, приложив ко всему прочему справку о закрытии уголовного дела, которая удостоверяет факт отсутствия виновных лиц. Также чиновники, сославшись на п. 3 ст. 250 НК РФ, пришли к выводу о том, что сумма полученного организацией от страховой компании страхового возмещения отражается в составе внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль. Кроме указанного пункта в подтверждение своих разъяснений московские налоговики привели письма ФНС РФ от 26.12.2006 N 02-1-08/269@, Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-03-04/1/18.
Минфин в Письме от 06.05.2006 N 03-03-04/1/421 указал, что суммы "входного" НДС, ранее принятые к вычету, по товарам, выявленным при проведении инвентаризации имущества в случае пожара как недостающие, подлежат восстановлению. Восстановленный "входной" НДС в данном случае можно учесть в составе потерь от пожаров как внереализационные расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии документального подтверждения факта пожара и утраты имущества*(13).
Вместе с тем арбитражные суды придерживаются иной точки зрения. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 02.10.2006 N А48-4247/05-15 указано, что восстанавливать в подобных случаях "входной" НДС не надо. Довод налоговиков о том, что организация должна восстановить спорную сумму НДС, поскольку продукция не реализована и порча имущества в результате производственной аварии не подпадает под перечень случаев, приведенных в ст. 170 НК РФ во взаимосвязи со ст. 39, ст. 146 и другими нормами НК РФ, признан судом необоснованным.
Чем рискуем?
В соответствии со ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может возлагаться на собственников имущества, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций, на лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, а также на должностных лиц в пределах их компетенции. Это подтверждается и арбитражной практикой (постановления ФАС СКО от 21.11.2006 N Ф08-5914/2006-2464А, ФАС ДВО от 14.09.2006 N Ф03-А73/06-2/2961). Указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Административная ответственность
Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений). Например, если в ходе ревизии проверяющие выявили мелкие нарушения ППБ, то они могут не привлекать организацию к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Если запасные выходы из здания заставлены коробками, в таком случае они могут в предписании потребовать убрать коробки, и на этом все закончится. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать. В данном случае проверяющие вправе воспользоваться п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с которым должностное лицо за невыполнение в установленный срок предписания пожарных инспекторов может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ (от 1 000 до 2 000 руб.) или дисквалифицировано на срок до трех лет. Организации за такое неповиновение грозит штраф от 100 до 200 МРОТ (от 10 000 до 20 000 руб.).
Но так бывает, к сожалению, не всегда. На практике пожарные инспекторы, как правило, одними предписаниями не ограничиваются. При выявлении в рамках проверки нарушений установленных норм пожарной безопасности контролеры фиксируют их в акте проверки и оформляют протокол об административном правонарушении*(14). В данном случае их действия основаны на ст. 20.4 КоАП РФ. Штрафные санкции, предусмотренные п. 1 данной статьи, также варьируются от 1 000 до 2 000 руб. для должностных лиц и от 10 000 до 20 000 руб. - для организации. Кроме того, данная норма помимо денежных штрафов предусматривает такую меру ответственности, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом меру ответственности юридического лица будут определять контролеры.
Суды, как правило, в подобных ситуациях поддерживают инспекторов. Так, контролеры по результатам проверки привлекли организацию к административной ответственности по п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб., указав при этом, что помещения, занимаемые организацией, не защищены установками автоматической пожарной сигнализации; помещение газовой котельной сообщается дверным проемом с производственными помещениями; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом.
Судьи поддержали в этой ситуации чиновников, указав, что факты нарушения организацией требований пожарной безопасности, предусмотренных ППБ, установлены и подтверждены материалами дела (Постановление ФАС УО от 19.02.2007 N Ф09-452/07-С1).
В Постановлении ФАС ДВО от 14.08.2006 N Ф03-А16/06-2/2565 рассмотрена ситуация, в которой пожарные инспекторы по результатам проверки привлекли фирму к административной ответственности за нарушения ППБ, выразившиеся в хранении под лестничным маршем горючих материалов (п. 40) и загромождении коридора этажа здания посторонними предметами (п. 53). Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление пожарных проверяющих, указав на малозначительность совершенного организацией административного правонарушения, поскольку оно не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло тяжких последствий и устранено. Однако ФАС ДВО с таким выводом не согласился и, ссылаясь на п. 18 Постановления ВАС РФ N 10*(15), указал, что совершенное организацией административное правонарушение посягает на общественную безопасность, поэтому не может быть признано малозначительным.
Если вышеперечисленные нарушения совершены в условиях особого противопожарного режима*(16), то в соответствии с п. 2 ст. 20.4 КоАП РФ:
- на должностных лиц налагается штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.;
- на организации - от 20 000 до 30 000 руб. по усмотрению контролеров.
Если нарушение ППБ повлекло пожар без тяжких последствий, то штрафные санкции для должностных лиц и организаций могут увеличиться до 4 000 и 40 000 руб. соответственно (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
Пунктом 6 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, предусмотренных для пожарных машин и техники. За данное правонарушение размер штрафных санкций составит:
на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1 000 руб.);
на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ (от 5 000 до 10 000 руб.).
Причем необходимо иметь в виду, что к административной ответственности за нарушение норм пожарной безопасности могут привлечь как должностное лицо, так и фирму. Свидетельством тому является Постановление ФАС СЗО от 29.11.2006 N А44-1749/2006-10А. В нем суд отказал фирме в признании постановления государственного пожарного надзора о привлечении к административной ответственности за нарушения ППБ незаконным и отклонил ее довод о том, что ее руководитель уже был привлечен к ответственности за данные правонарушения, поскольку это не исключает ответственности юридического лица.
Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо практика, подтверждающая это, имеется. Так, в Постановлении ФАС СКО от 27.09.2006 N Ф08-4766/2006-2045А судьи не поддержали пожарных инспекторов, указав, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишили фирму возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ей правонарушения. Другими словами, в данном случае фирма была лишена предоставленных КоАП РФ гарантий защиты своих прав.
Кроме того, не стоит забывать о том, что согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения данного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пп 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, Постановление ФАС ВВО от 20.09.2006 N А31-1943/2006-16).
Уголовная ответственность
Помимо административной для нарушителей правил пожарной безопасности предусмотрена и уголовная ответственность (ст. 219 УК РФ). Уголовное дело заводится в том случае, если нарушение ППБ повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом в соответствии с п. 1 ст. 219 УК РФ виновное лицо могут наказать штрафом в сумме до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев Максимальное наказание по данной норме УК РФ - лишение свободы сроком до трех лет.
Если из-за нарушения норм пожарной безопасности погиб один человек, то виновному лицу грозит лишение свободы сроком до пяти лет (п. 2 ст. 219 УК РФ), если два и более - виновник может лишиться свободы на срок до семи лет (п. 3 ст. 219 УК РФ).
С.А. Королев,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 12, 13, июнь, июль, 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
*(2) Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
*(3) Приказ МЧС РФ от 17.03.2003 N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации".
*(4) Срок выполнения предписания (устранения выявленных нарушений) устанавливается проверяющим с учетом степени потенциальной опасности выявленных правонарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц.
*(5) Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
*(6) Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
*(7) Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утв. Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.
*(8) Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315.
*(9) Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
*(10) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н.
*(11) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(12) Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
*(13) Московские налоговики в Письме N 19-11/2462 по данному вопросу заняли противоположную позицию: они посчитали, что учесть при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль восстановленные суммы НДС, ранее принятые к вычету по утерянным вследствие пожара основным средствам, нельзя.
*(14) Именно эти документы являются в суде подтверждением правонарушения (Постановление ФАС ЗСО от 05.12.2006 N Ф04-7956/2006(28872-А27-27)), и наоборот, отсутствие одного из них может послужить основанием для направления дела на новое рассмотрение (Постановление ВСО от 11.09.2006 N А33-8507/06-Ф02-4718/06-С1).
*(15) Постановление ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
*(16) В соответствии со ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ особый противопожарный режим устанавливается решением органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности. При этом на период действия данного режима утверждаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"