16 сентября 2011 г. |
Дело N А72-2816/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Медков Никита Валерьевич, доверенность от 15.08.2011 года,
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июня 2011 года по делу N А72-2816/2011 (судья Ипполитова И.И.),
по заявлению Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей (ИНН 7302000627, ОГРН 1027300539353), Ульяновская область, г.Димитровград,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, Ульяновская область, г.Димитровград,
об оспаривании действий, решения,
УСТАНОВИЛ:
Димитровградское муниципальное унитарное предприятие котельных и тепловых сетей обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением: о признании незаконным решения N 083 002 11 ВД 0005716 от 20.04.2011 г.. УПФР в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области; о признании незаконными действий УПФР в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области по выставлению инкассовых поручений: N 08300270016880 от 20.04.2011 г.. пени ПФР на сумму 95188 руб. 67 коп.; N 08300270016881 от 20.04.2011 г.. пени ПФР на сумму 8683 руб. 50 коп.; N 08300270016882 от 20.04.2011 г.. взносы ФФОМС на сумму 111576 руб.; N 08300270016883 от 20.04.2011 г.. пени ФФОМС на сумму 12570 руб. 90 коп.; N 08300270016884 от 20.04.2011 г.. пени ТФОМС на сумму 202864 руб.; N 08300270016885 от 20.04.2011 г.. пени ТФОМС на сумму 22856 руб. 15 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 17.06.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в силу действия п. 5 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации.
В сложившейся ситуации требование Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей о применении п. 4 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не основаны на законе.
Статьей 134 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлена очередность удовлетворения требований кредиторов. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что: "вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом".
В решении N 083 002 11 ВД 0005716 от 20.04.2011 г. указана сумма задолженности за 2010 год.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" "под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом", следовательно, сумма задолженности, указанная в требовании, является текущим платежом и подлежит взысканию вне очереди.
Не согласившись с выводами суда, Димитровградское муниципальное унитарное предприятие котельных и тепловых сетей подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что в отношении Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей как должника ведется сводное исполнительной производство, в рамках которого исполняются требования ПФР в очередности, установленной ст. 134 Закона о несостоятельности и ст. 855 ГК РФ, а именно в хронологическом порядке.
Димитровградское муниципальное унитарное предприятие котельных и тепловых сетей признано банкротом 02.02.2004 года.
Закон о несостоятельности устанавливает различный правовой режим удовлетворения требований кредиторов к должнику, находящемуся в процедуре банкротства, в зависимости от времени возникновения денежного обязательства или обязательства по уплате обязательных платежей.
С учетом редакции п. 4 ст. 142 действующей до 30.12.2008 г. требования кредиторов пли уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требовании кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Таким образом, отнесение обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, к текущим платежам не распространяют свое действие на процедуру конкурсного производства в отношении Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей.
Пункт 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 296-ФЗ, установлено, что требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В судебном заседании представитель Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным.
В заседании был объявлен перерыв с 05.09.2011 года по 12.09.2011 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
20.04.2011 г.. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области вынесено решение N 083 002 11 ВД 0005716 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов -ДМУПКиТС в банках, в том числе: пени по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 95.188 руб. 67 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС в сумме 111.576 руб. 00 коп. и пеней в сумме 12.570 руб. 90 коп., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС в сумме 202.864 руб. 00 коп. и пеней в сумме 22.856 руб. 15 коп.
26.04.2011 г.. на расчетный счет ДМУПКиТС в ЗАО "Региональный коммерческий банк" N 40602810700000000892 выставлены инкассовые поручения: N 08300270016880 от 20.04.2011 г.. о взыскании пени ПФР на сумму 95188 руб. 67 коп.; N 08300270016881 от 20.04.2011 г.. о взыскании пени ПФР на сумму 8683 руб. 50 коп.; N 08300270016882 от 20.04.2011 г.. о взыскании взносов ФФОМС на сумму 111576 руб.; N 08300270016883 от 20.04.2011 г.. о взыскании пени ФФОМС на сумму 12570 руб. 90 коп.; N 08300270016884 от 20.04.2011 г.. о взыскании пени ТФОМС на сумму 202864 руб.; N 08300270016885 от 20.04.2011 г.. о взыскании пени ТФОМС на сумму 22856 руб. 15 коп.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании указанных действий по выставлению инкассовых поручений незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 1 Постановления Пленума от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.
Положение п. 5 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является специальной нормой, которая применяется в отношении уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства, поэтому общая норма, относящаяся к обязательным платежам, установленная п. 2 ст. 1 42 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в данном случае не может быть применена.
В силу действия п. 5 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
По своей природе взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования идентичны взносам на обязательное пенсионное страхование.
С 01.01.2010 г. порядок уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пп. 1 п. 1 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Из пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 следует, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
Согласно Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный номер в ПФР 083 -002-000044) оформленного ДМУПКиТС (Форма РВС-1 ПФР) по итогам 2010 года подлежат уплате: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть 1 857 331 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть 171 308 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС в сумме 111 576 руб. 00 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС в сумме 202 864 руб. 00 коп.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Согласно ст. 19 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации.
Статьей 134 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлена очередность удовлетворения требований кредиторов. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что: "вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом".
В решении N 083 002 11 ВД 0005716 от 20.04.2011 г. указана сумма задолженности за 2010 год.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" "под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом", следовательно, сумма задолженности, указанная в требовании, является текущим платежом и подлежит взысканию вне очереди.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о правомерности действий Управления Пенсионного фонда.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно абзацу 2 п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 г. требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки. Следовательно, пени, начисленные на текущую недоимку по страховым взносам за 4 квартал 2010 года, подлежат взысканию.
Податель жалобы в обоснование того, что страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования удовлетворяются в очередности, установленной ст. 142 Закона о банкротстве в редакции, действующей до 30.12.2008 г., ссылается на пункт 13 и пункт 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 25 от 22.06.2006 г.. "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" и не учитывает положения пункта 15 этого же Постановления.
Однако в пункте 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 25 от 22.06.2006 г. указано, что согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
При применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Кроме того, судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства, не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов, подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
Следует учитывать особую правовую природу страховых взносов. Закон "Об основах обязательного социального страхования в РФ" от 09.06.1999 г. N 165-ФЗ закрепил, что взносы во внебюджетные фонды (Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) являются частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения.
Таким образом, взносы в Пенсионный фонд и Фонды обязательного социального и медицинского страхования имеют единую правовую природу.
Учитывая, что в абзаце 5 статьи 2 Закона о банкротстве (в редакции действующей до 30.12.2()()8г) указано. что обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды являются обязательными платежами, следовательно, особую правовую природу и назначение имеют не только страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, но и страховые взносы в иные внебюджетные фонды, такие как фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования.
Податель жалобы указывает, что конкурсное производство в отношении Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей введено 29.01.2004 г., следовательно, внесенные изменения в Закон "О несостоятельности (банкротстве) от 30.12.2008 г. не могут быть применимы при разрешении данного спора.
Однако Пленум Высшею Арбитражного Суда РФ дал разъяснение по вопросам, возникающим при рассмотрения дел о банкротстве 22 июня 2006 г. (т.е. до принятия ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ. в период действия редакции п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ до внесения в нее изменений от 30.12.2008 г.).
Высший Арбитражный Суд давал разъяснения именно о порядке применения норм Закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ и ввел исключение для удовлетворения требований по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относится пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17.06.2011 г.. соответствует складывающейся единообразной судебной практике по спорам данной категории. Так, аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2011 г.. по делу N А72-6681/2010 по заявлению ДМУП КиТС к Пенсионному фонду о признании незаконными решения, требования и действий по выставлению инкассовых поручений, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 г. по тому же делу, а также в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2011 года по делу N А72-9156/2010.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 июня 2011 года по делу N А72-2816/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Димитровградского муниципального унитарного предприятия котельных и тепловых сетей в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2816/2011
Истец: Димитровградское МУП котельных и тепловых сетей, ДМУП КиТС конкурсный управляющий Мищенко Д. В.
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Димитровграде, ГУ УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской обл.