город Тула |
|
15 сентября 2011 г. |
Дело N А54-5405/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дорошковой А.Г.,
судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации г. Новомичуринска и администрации Погореловского сельского поселения
на решение Арбитражного суда Рязанской области от 31.03.2011
по делу N А54-5405/2010 (судья Стрельникова И.А.), принятое по заявлению ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии"
к администрации Новомичуринского городского поселения Пронского муниципального района Рязанской области,
третье лицо: администрация Погореловского сельского поселения Пронского муниципального района Рязанской области,
о признании недействительным постановления N 164 от 09.09.2010 об отказе в представлении условно разрешенного вида использования земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Аушкин П.А. - начальник правового управления (доверенность от 30.12.2010 N 427);
от ответчика: Шумилова Е.И. - глава городского поселения; Бабкина Л.Ю. - начальник юридического сектора (доверенность от 14.04.2011 N 14); Швейстова Т.М. - председатель комитета архитектуры (доверенность от 15.02.2011 N 8);
от третьего лица: Решетникова С.Н. - глава сельского поселения;
установил:
открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Новомичуринского городского поселения от 09.09.2010 N 164 "Об отказе в предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного на территории Новомичуринского городского поселения".
Определением суда от 15.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования - Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.
Решением арбитражного суда от 31.03.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик и третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
На основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 29.12.1992 N 244 серии РЯО-II-000 Рязанская ГРЭС (с 29.09.2006 правопреемником является ОАО "ОГК-6") на праве бессрочного (постоянное) пользования владеет земельным участком площадью 389,32 га (т.1, л.д.21-31). Как следует из приложения к акту от 29.12.1992 N 244, земельный участок с кадастровым номером 62:11:0010201:145 условно поделен на четыре секции золоотвала.
Согласно кадастровому плану от 04.08.2010 N 6200/301/10-1462 данный земельный участок 62:11:0010201:145 относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для производственной деятельности (т.1, л.д.32-33). На нем расположены 3 секции золоотвала (шлакоотвала), принадлежащих Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 62 МГ N 517045, серии 62 МГ N 414073 (т.1, л.д. 34-35).
27 апреля 2010 г. общество обратилось в администрацию г. Новомичуринска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка 62:11:0010201:1450: "для размещения и эксплуатации сооружений и объектов, обслуживающих электростанцию" (т.1, л.д.16).
Постановлением от 05.07.2010 N 103 администрация назначила публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования - Новомичуринское городское поселение на 06.09.2010 (т.1, л.д.17-18), в т.ч. дополнении ст. 44.1 главы 2.1 (п-2) условно разрешенным видом использования "золоотвал секции 3 и 4 - для размещения и эксплуатации сооружений и объектов, обслуживающих электростанцию"
В п. 5 данного постановления Обществу предложено предоставить на публичные слушания обосновывающие материалы в виде карты границ с указанием секций золоотвала, площадей и проекта рекультивации 1 и 2 секций золоотвала, мероприятия по реализации проекта (т.1 л.д.17-18).
По результатам публичных слушаний администрация постановила отказать в предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного под золоотвалом филиала ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС, на условно разрешенный вид использования земельного участка "размещение электростанций обслуживающих их сооружений и объектов"; рекомендовать филиалу ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС разделить земельный участок золоотвала на секции и выйти с предложением на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка золоотвала секции 3, которая действительно эксплуатируется электростанцией для размещения золошлаковых отходов; рекомендовать филиалу ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС выполнить проект рекультивации 1 и 2 секции золоотвала, чтобы не допустить ухудшение экологической обстановки на территории Новомичуринского городского поселения и в целом Пронского муниципального района (постановление от 09.09.2010 N 164).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями федеральных законов.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- основные виды разрешенного использования;
- условно разрешенные виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ним.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требования технических регламентов.
В отличие от порядка использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного для основного вида разрешенного использования, при котором владелец земельного участка самостоятельно выбирает вид использования из нескольких видов разрешенного использования, предусмотренных в градостроительном регламенте для данной территориальной зоны или подзоны, разрешение на условно разрешенный вид использования выдается органом местного самоуправления(ч.6 ст.37 ГрК РФ). Для этого заинтересованное лицо направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки (ст. ГрК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказе в предоставлении такого разрешения главой администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций комиссии.
Условно разрешенный вид использования является видом разрешенного использования, не предусмотренным градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны или подзоны, т.е. исключением из общего правила.
Так, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования и застройки муниципального образования Новомичуринское городское поселение, утвержденным решением Совета депутатов Новомичуринского городского поселения от 28.07.2009 N 2, рассматриваемый земельный участок расположен в зоне П-2 "Производственные зоны промышленно-коммунальных объектов 111 класса вредности (СЗЗ-300м)", в котором сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно при условии соблюдения нормативных санитарных требований.
Условно разрешенные виды использования для этой зоны не предусмотрены.
ОАО "ГК-6" является объектом электроэнергетики, имеющиеся на территории земельного участка сооружения, в том числе сооружения золоотвала, входят в состав единого технологического комплекса Общества как организации, осуществляющей производство и передачу электрической и тепловой энергии, что соответствует положениям Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса".
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (в редакции, действовавшей на день вынесения оспариваемого акта) установлен перечень видов разрешенного использования земель, в соответствии с которым определено 16 видов разрешенного использования земель. При этом в отдельную группу видов разрешенного использования выделены "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Судом установлено, что спорный земельный участок заявителя расположен в территориальной зоне ПЗ, в связи с чем на него распространяет свое действие градостроительный регламент, предусмотренный Правилами землепользования и застройки Новомичуринского городского поселения. Земельный участок, используемый под шлакоотвалы, согласно Типовому перечню видов разрешенного использования относится к 10 виду разрешенного использования.
Без получения разрешения на данный вид разрешенного использования заявитель не вправе использовать земельный участок для обслуживания электростанции. Кроме того, оспариваемым постановлением нарушено право заявителя на оплату земельного налога с учетом фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении заявителю соответствующего разрешения по мотиву отсутствия в Правилах испрашиваемого обществом условно разрешенного вида использования земельного участка и неполучения положительного решения на публичных слушаниях носит формальный характер, не содержит основания, препятствующие в предоставлении испрашиваемого вида землепользования.
Администрация Погореловского сельского поселения в своей апелляционной жалобе указала, что судом не исследован вопрос о том, вправе ли Новомичуринское городское поселение распорядиться спорным земельным участком 62:11:0010201:145, поскольку согласно кадастровой выписке о земельном участке N 6200/301/11-28955, выданной 21.04.2011 учреждением "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области, данный земельный участок расположен на территории двух муниципальных образований: Новомичуринского сельского поселения и Погореловского сельского поселения. Полагает, что при установлении административных границ указанных муниципальных образований не было учтено кадастровое деление этих территорий, в связи с чем спорный земельный участок административными границами разделен на две части.
Принимая во внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется на определенных территориях, суд назначил землеустроительную экспертизу.
В заключении эксперта филиала "Индекс-Тула" ООО "Экспертный центр "Индекс" от 29.07.2011 содержится вывод, что на 20.10.2010 земельный участок с кадастровым номером 62:11:0010201:145 однозначно находится в границах муниципального образования - Новомичуринское городское поселение, г. Новомичуринск. На 21.04.2011 однозначный вывод о нахождении земельного участка с кадастровым номером 62:11:0010201:145 в границах двух муниципальных образований сделать нельзя.
Описание прохождения кадастровых кварталов Пронского кадастрового района Рязанского кадастрового округа было утверждено приказом Роснедвижимости по Рязанской области от 09.06.2005 N 32.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
Законом Рязанской области от 08.10.2008 N 116-ОЗ "Об утверждении границы муниципального образования "Пронский муниципальный район и границ муниципальных образований, входящих в его состав" границы Новомичуринского городского поселения представлены в Приложении N 2 методом описания поворотных точек, а границы Погореловского сельского поселения в Приложении N 8, также описанием поворотных точек. Результаты межевания указаны в проектной документации.
Согласно статьям 9, 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов входит описание местоположений границ муниципальных образований, а сам государственный кадастр состоит из трех разделов: реестр объектов недвижимости - систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания сведений об объекте, кадастровых дел (совокупность документов) и кадастровой карты, представляющей собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктах и пр.
К землеустроительной документации территории муниципального образования, территории населенного пункта как объектов землеустройства относится карта (план) объекта, в которой в графической и текстовой формах отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики (ст. 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Из описания административных границ между Новомичуринским городским поселением и Погореловским сельским поселением, данного в Приложениях N 2 и N 8 к Закону Рязанской области N 116-З, следует:
по смежеству с Погореловским сельским поселением от точки 31 граница идет по контуру террикона (золоотвал), огибая его с восточной, южной и западной сторон, далее огибает очистные сооружения с западной стороны, затем вдоль автодороги, на протяжении 5,380 км. (в описательной части заключения эксперта допущена опечатка на 1,667 км) до точки 45, расположенной у развилки автодорог (абз.3 п.2 Приложения N 2 - границы городского поселения);
по смежеству с Новомичуринским городским поселением от точки 1231 граница идет в юго-западной направлении вдоль автодороги, далее огибает очистные сооружения с западной стороны, затем идет по границе террикона (золоотвал), огибая его с западной, южной и восточной сторон, на протяжении 5,380 км, до точки 1245, расположенной на железной дороге( абз.16 п.5 Приложения N 8 - границы сельского поселения).
Таким образом, в основу описания местоположения административных границ в качестве базиса применено дополнительное текстовое описание местоположения административной границы относительно искусственного объекта - террикона (отвала).
Отвалы, терриконы, шлакозолоотвалы представляют собой искусственную насыпь из отвальных грунтов, полезных ископаемых, промышленных, бытовых отходов, и при инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Департаментом государственного экологического контроля Минприроды России от 06.07.1995, относятся к одному коду -04.
Вместе с тем, из заключения и устных пояснений эксперта "Индекс-Тула" Хахаевой С.Л., данных в судебном заседании , следует, что в составленной графической схеме земельного участка с применением указанного в Законе N 116-З расстояния между исходными точками видно, что межмуниципальная граница проходит не по границе указанного участка, а внутри земельного участка (стр.17 заключения эксперта).
Так как Закон Рязанской области от 08.10.2008 N 116-ОЗ предусматривает прохождение межмуниципальной границы по контуру террикона (отвала), расположенного на спорном участке, в самом в тексте закона имеются противоречия. При таких обстоятельствах нет оснований считать, что земельный участок с кадастровым номером 62:11:0010201:145 однозначно находится на территории двух муниципальных образований, а администрация Новомичуринского городского поселения, рассмотревшая обращение ОАО "ОТК-6" по вопросу виду землепользования, превысила полномочия.
Суд также учитывает, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и в силу ограничения, предусмотренного земельным законодательством и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131, не может пересекать границу населенного пункта.
Согласно кадастровому паспорту площадь рассматриваемого земельного участка составляет 3893215.85+/- 691 кв. м, в настоящее время заинтересованными лицами не оспорена.
Администрация Погореловского сельского поселения, полагающая, что часть земельного участка находится на территории сельского поселения, с которой земельный налог подлежит уплате в бюджет соответствующего образования, вправе защитить свои интересы иными способами (в административном или судебном порядке), предусмотренными гражданским законодательством.
Как видно из письма ФГУ Земельная кадастровая палата" по Рязанской области от 25.04.2011 N 01-16/814 (т.4 л.д. 139), в государственном реестре изменение описания местоположения земельного участка осуществлено в порядке информационного взаимодействия на основании постановления администрации Погореловского сельского поселения от 07.02.2011 N 17 "Об утверждении местоположения земельного участка с кадастровым номером 62:11:0010201:145".
Однако кадастровый учет изменений местоположения земельного участка Учреждением произведен по заявлению ненадлежащего лица с нарушением статей 15, 20, 25, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судебные расходы по делу распределяются по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В счет оплаты судебной экспертизы Новомичуринское городское поселение платежным поручением от 10.08.2011 N 630 перечислило на депозитный счет Двадцатого арбитражного апелляционного суда 30 000 рублей. Поскольку спор разрешен не в пользу ответчика, указанного сумма определением суда подлежит переводу с депозитного счета суда на расчетный счет экспертной организации - "Индекс - Тула" филиал ООО "Центр судебных и негосударственных экспертиз "Индекс".
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 31.03.2011 по делу N А54-5405/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5405/2010
Истец: ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии", Филиал ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС
Ответчик: Администрация муниципального образования - Новомичуринское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области
Третье лицо: "ИНДЕКС-ТУЛА" филиал ООО "Центр судебных негосударственных экспертиз "ИНДЕКС", Администрация МО-Погореловское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области