г. Москва
19 сентября 2011 г. |
Дело N А41-12784/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Диаковской Н.В., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Захаровой К.А.,
при участии в заседании:
от истцов:
от Комитета по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН: 5032000299, ОГРН: 1025004060014) - Тихонова А.И. - представитель по доверенности N 35 от 22 декабря 2010 года,
от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН: 5032004222, ОГРН: 1025004066966) - Тихонова А.И. - представитель по доверенности N 5 от 14 января 2011 года,
представители ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2011 года по делу N А41-12784/11, принятое судьей Завриевым С.С., по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки, с участием третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на следующие земельные участки:
- площадью 4858 кв.м., с кадастровым номером 50:20:001 03 36:1199, вид разрешенного использования - малоэтажное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б";
- площадью 4691 кв.м. с кадастровым номером 50:20:001 03 36:1200, вид разрешенного использования - малоэтажное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б";
- площадью 4 729 кв.м. с кадастровым номером 50:20:001 03 36:1201 вид разрешенного использования - малоэтажное жилищное строительство, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 Б (л.д.3-8 т.1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2011 года исковые требования Администрации Одинцовского муниципального района и Комитета по управлению имуществом Одинцовского муниципального района удовлетворены (л.д.131-134 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ ФАУГИ в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы ТУ ФАУГИ в Московской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Представитель истцов Администрации Одинцовского муниципального района и КУИ Одинцовского муниципального района возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Выслушав объяснения истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 07 мая 2003 года Главой Одинцовского района Московской области было вынесено постановление N 1170 о предоставлении ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" в аренду земельного участка площадью 0,4691 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б", сроком на 3 года для строительства школы.
На основании данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (арендодатель) и ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" (арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка N 1228 от 14 мая 2003 года, в соответствии с которым ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" приняло в аренду земельный участок площадью 0,4691 га с кадастровым номером 50:20:001 03 36:0060, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б", для строительства школы. Срок аренды земельного участка установлен с 20.05.2003 г.. по 20.05.2006 г..
Данный Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате за N 50-01/20-43/2003-164.1 от 20.06.2003 г..
09 июля 2003 г.. Главой Одинцовского района Московской области было вынесено постановление N 1905 о предоставлении ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" в аренду земельного участка площадью 0,4858 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б", сроком на 3 года для строительства школы.
На основании данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (арендодатель) и ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 1265 от 21 июля 2003 г.., в соответствии с которым ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" приняло в аренду земельный участок площадью 0,4858 га с кадастровым номером 50:20:001 03 36:0059, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б", для строительства школы. Срок аренды земельного участка установлен с 01.08.2003 г.. по 01.08.2006 г..
Данный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате за N 50-01/20-39/2003-576.1 от 31.07.2003 г..
29 августа 2003 г.. Главой Одинцовского района Московской области было вынесено постановление N 2473 о предоставлении ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" в аренду земельного участка площадью 0,4729 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б", сроком на 3 года для строительства школы.
На основании данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (арендодатель) и ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 1287 от 08 сентября 2003 г.., в соответствии с которым ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" приняло в аренду земельный участок площадью 0,4729 га с кадастровым номером 50:20:001 03 36:0061, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон 5 "Б", для строительства школы. Срок аренды земельного участка установлен с 15.09.2003 г.. по 15.09.2006 г..
Данный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате за N 50-01/20-58/2003-416.1 от 24.09.2003 г..
28 ноября 2006 г.. Главой Одинцовского района Московской области были вынесены постановления за N 3450, N 3426 и N 3451 о продлении срока действия договоров аренды земельного участка N 1228 от 14.05.2003 г.., N 1265 от 21.07.2003 г.. и N 1287 от 08.09.2003 г.. на три года.
На основании указанных постановлений 08 декабря 2006 г.. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района и ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" были заключены дополнительные соглашения к договорам аренды земельного участка N 1228 от 14.05.2003 г.., N 1265 от 21.07.2003 г.. и N 1287 от 08.09.2003 г.. о продлении срока действия договоров до 19.05.2009 г.., 31.07.2009 г.. и 14.09.2009 г.. соответственно.
Данные дополнительные соглашения были зарегистрированы в установленном законом порядке в УФРС по Московской области.
27 августа 2007 г.. Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области было вынесено постановление за N 2325 об изменении вида разрешенного использования земельных участков площадью 4 691 кв.м. КN 50:20:001 03 36:0060, площадью 4 858 кв.м. КN 50:20:001 03 36:0059, площадью 4 729 кв.м. КN 50:20:001 03 36:0061, находящихся в аренде у ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ", земли населенных пунктов, с "строительства школы" на "малоэтажное жилищное строительство", расположенных в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в г. Одинцово, микрорайон 5 "Б".
В связи с окончанием "малоэтажного жилищного строительства" на вышеуказанных земельных участках и вводом объекта - малоэтажных сблокированных жилых домов с объектами инженерной инфраструктуры, расположенных по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Говорова, д. 89, корп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, в эксплуатацию 12.01.2011 г.. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района и ЗАО "Компания комплексных социально-экономических программ" были заключены соглашения о расторжении Договоров аренды земельного участка N 1228 от 14.05.2003 г.., N 1265 от 21.07.2003 г.. и N 1287 от 08.09.2003 г.. с 22.10.2010 г..
Данные Дополнительные соглашения были зарегистрированы в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Московской области.Из представленных в материалы дела кадастровых планов усматривается, что земельные участки площадью 4 858 кв.м. с КN 50:20:001 03 36:0059, площадью 4 691 кв.м. с КN50:20:001 03 36:0060 и площадью 4 729 кв.м. с КN50:20:001 03 36:0061, и земельные участки площадью 4 858 кв.м. с КN 50:20:001 03 36:1199, площадью 4 691 кв.м. с КN50:20:001 03 36:1200 и площадью 4 729 кв.м. с КN50:20:001 03 36:1201 являются одними и теми же; в настоящее время новыми кадастровыми номерами данных земельных участков являются 50:20:001 03 36:1199, 50:20:001 03 36:1200 и 50:20:001 03 36:1201.
Из содержания выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.03.2011 г.. за N 20/009/2011-113, N 20/009/2011-114 и N 20/009/2011-115 следует, что правообладателем спорных земельных участков площадью 4 858 кв.м. (кадастровый номер 50:20:001 03 36:1199), площадью 4 691 кв.м. (кадастровый номер 50:20:001 03 36:1200), площадью 4 729 кв.м. (кадастровый номер 50:20:001 03 36:1201) является Российская Федерация.
Предъявляя настоящие исковые требования, Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района и Администрация Одинцовского муниципального района сослались на то, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (выписка из ЕГРП N 28/044/2020-153 от 28 октября 2010 года л.д.27 т.1).
По мнению истца, государственная регистрация права федеральной собственности на указанные земельные участки проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и является ошибочной.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Порядок заполнения и выдачи выписок из Единого государственного реестра прав установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 года N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у заявителя отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
Таким образом, по мнению заявителя, запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В Федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Доказательств внесения земельных участков в реестр федеральной собственности Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области не представлено. Земельные участки к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
Из части 2 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В силу статей 9,13,17 Закона о регистрации при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 июля 2001 года, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Кроме того, Территориальное управление ФАУГИ в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, на котором при предоставлении в аренду были расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", апелляционным судом установлено следующее.
Каких-либо доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации суду не представлено.
Указанные установленные апелляционным судом обстоятельства позволяют исключить возможность отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 июня 2011 года по делу N А41-12784/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12784/2011
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района, КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ Росимущества по московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области