Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2011 г. N 09АП-21850/11

 

город Москва

дело N А40-30857/11-75-123

19.09.2011

N 09АП-21850/2011-АК

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2011.

Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2011

 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Т.Т. Марковой,

судей М.С. Сафроновой, Е.А. Солоповой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2011 по делу N А40-30857/11-75-123, принятое судьей А.Н. Нагорной,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газфлот" (ОГРН 1027700198635, 117420, г. Москва, ул. Наметкина, 12А)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве (ОГРН 1047710090526, 125373, г. Москва, Походный проезд, 3, стр. 2)

о признании недействительными решений, обязании возместить НДС путем зачета;

при участии в судебном заседании:

от заявителя - М.В. Юзвак по доверенности N ГФ-19-67д от 24.03.2011, Т.В. Федотовой по доверенности N ГФ-19-184д от 13.09.2011, А.Ю. Васильева по доверенности N ГФ-19-69д от 24.03.2011, Д.М. Щекина по доверенности N ГФ-19-94д от 19.04.2011;

от заинтересованного лица - М.В. Иконникова по доверенности N 03-11/11-60 от 08.06.2011, С.Н. Нагиевой по доверенности N 03-11/11-3 от 11.01.2011;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газфлот" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве от 24.12.2010 N 12-19/76 об отказе (частично) в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, решения N 12-19/77 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании возместить из бюджета налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 в размере 48.679.524 руб. путем зачета в счет уплаты предстоящих налоговый платежей по налогу на добавленную стоимость или иным федеральным налогам (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 06.07.2010 обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 20.10.2010 N 12-22/139 и приняты решение от 24.12.2010 N 12-19/76 об отказе (частично) в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, решение N 12-19/77 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 24.12.2010 N 12-19/76 обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 в сумме 46.679.524 руб.

Решением от 24.12.2010 N 12-19/77 обществу отказано в привлечении к налоговой ответственности, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 05.03.2011 N 21-19/083802 поданная обществом апелляционная жалоба на решения инспекции от 24.12.2010 N 12-19/76, N 12-19/77 оставлена без удовлетворения, решения инспекции утверждены и признаны вступившими в законную силу.

Основанием вынесения оспариваемых решений послужили выводы инспекции о том, что выполненные ОАО "Севморгеофизика", ООО "Геофизические системы данных", ОАО "Дальморнефтегеофизика", ОАО "Центральная геофизическая экспедиция", ЗАО "Пангея" геологоразведочные работы непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации, в связи, с чем на основании ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации Российская Федерация не признается местом реализации этих работ (услуг).

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что в проверяемом периоде заявитель в качестве подрядчика по договору, заключенному с ОАО "Газпром" (заказчик) от 07.07.2009 N 01/0412-1660 осуществлял геологоразведочные работы, согласно заданию заказчика и календарному плану, которые предусматривали проведение полевых работ, сейсморазведки 3Д, супервизии сейсморазведочных работ методом 3Д, камеральных работ по обработке и интерпретации сейсморазведки 3Д на Киринском месторождении, принадлежащем ОАО "Газпром".

Из пояснений налогоплательщика следует, что сейсморазведочные исследования проводятся в соответствии с Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ, утвержденным приказом МПР России от 07.02.2001 N 126, с целью изучения недр при поисках нефти и газа, выявления перспективных структур, в которых могут содержаться залежи углеводородов. Сейсморазведочные исследования относятся к методам разведочной геофизики и основаны на изучении особенностей распространения упругих (сейсмических) волн в земной коре. Сейсморазведочные исследования по методике 3Д используются на поисково-оценочном этапе изучения месторождений, так и в период их разработки. Результатом проведения сейсморазведки 3Д является уточненная трехмерная геологическая модель месторождения, которая в дальнейшем служит для выбора точек бурения поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин.

В целях исполнения принятых обязательств по договору с ОАО "Газпром" обществом привлечены субподрядчики: ОАО "Севморнефтегеофизика", ООО "Геофизические системы данных", ОАО "Дальморнефтегеофизика", ОАО "Центральная геофизическая экспедиция", ЗАО "Пангея".

Согласно техническим заданиям к договорам, существо сейсмоисследований состоит в сборе информации о геологическом строении недр в морской акватории (полевые работы); наблюдении за качеством сбора информации в ходе сейсморазведки в полевой партии (супервизия); обработке и интерпретации полученных данных (камеральные работы).

Таким образом, предметом спорных договоров являлось оказание информационных услуг.

Как следует из пункта 2 Методических рекомендаций по применению пространственной сейсморазведки 3Д на разных этапах геологоразведочных работ на нефть и газ (утвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации 03.07.2000 и Министерством энергетики 23.06.2000), целью сейсмических исследований 3Д на определенном участке недр является изучение геологических объектов с помощью упругих колебаний - сейсмических волн.

Результатом проведения сейсморазведки является - создание геологической модели исследуемого участка, картирование структурных поверхностей по площади участка, то есть, по результатам сейсмоисследований можно выделить различные слои, залегающие ниже уровня дна моря (земной поверхности), на глубинах до 5000-6000 метров. Проследить каким образом различные слои простираются по площади изучаемого участка, как изменяется их глубина залегания; определением запасов/ресурсов полезных ископаемых на исследуемом участке, либо его части, что следует из тех документов, которые составляются по итогам проведения сейсморазведки.

Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций на поиск и оценки геологоразведочных работ составляется "Отчет о геологических результатах и оценке ресурсов" с оценкой ресурсов участка или его части, на котором выполнялись сейсморазведочные исследования или же, по результатам открытия месторождения, составляется "Отчет по оперативному подсчету запасов нефти и газа открытой залежи" в котором приводится оценка запасов.

В соответствии с пунктом 3.5 Методических рекомендаций, по итогам сейсморазведки на этапе разведки составляется "Отчет по подсчету запасов нефти, природного газа, газового конденсата и попутных компонентов".

Целью покупателя услуг по сейсморазведке методом 3Д является получение информации об участке недр, право недропользования на котором закреплено соответствующей лицензией, а не о какой-либо конкретной точке, расположенной на этом участке.

Сейсморазведка не может расцениваться в качестве этапа строительства скважин еще и исходя из методики ее проведения.

Согласно спорным договорам объектом исследования являются территории, превышающие во много раз участок, который может занимать скважина.

В соответствии с заключенными обществом договорами исследованию подлежали площади: 620 кв. км. в пределах Южно-Киринской структуры (п. 1.1 договора подряда от 01.07.2009 N 33600/155-09 с ОАО "Севморнефтегеофизика"); 105 кв. км. на Киринском месторождении (п. 1.1 договора от 22.06.2009 N 33600/138-09 с ЗАО "Пангея"); 1220 кв. км. на Киринском блоке (п. 1.1 договора от 01.10.2009 N 33600/240-09 с ОАО "Центральная Геофизическая Экспедиция); 105 кв. км. на Киринском месторождении (договор подряда от 25.06.2009 N 33600/142-09 с ОАО "Дальморнефтегеофизика").

Исследования территории с указанными размерами не направлены на строительство конкретной скважины (подготовку точки бурения).

Из пункта 1.2 Методических указаний, следует, что сейсморазведка 3Д не только не способствует строительству скважин, а напротив, ведет к сокращению скважин. Сейсморазведка является самостоятельным методом научного исследования, который позволяет сформировать информацию о недрах, достаточно достоверную для оценки запасов полезных ископаемых и рисков их добычи без бурения большого количества поисковых и разведочных скважин.

При проведении сейсморазведки 3Д используется вся доступная релевантная целям исследования информация.

Инспекция ссылается на то, что согласно геологическому заданию на выполнение камеральных работ (приложение N 1 к договору подряда от 26.08.2009 N 33600/217-09) задачами указанных работ являются комплексная интерпретация данных сейсморазведки и скважинных данных Киринского месторождения, уточнение привязки сейсмических отражений со скважинами Киринская N 1, Лунская-5 (т.2 л.д.34).

Вывод инспекции о том, что это обстоятельство свидетельствует о непосредственной связи сейсморазведки со строительством и использованием скважин на Киринском месторождении, необоснован.

Скважина Лунская-5 построена на Лунском месторождении, находящемся в пределах Киринского перспективного участка недр (приложение 3 с лицензии ШОМ 14710 HP, т.5 л.д.143) в 1989. Скважина Киринская N 1 построена за счет средств государственного бюджета в 1991.

Таким образом, сейсмоисследования не могут быть связаны со строительством этих скважин. Эти исследования не могут быть связаны и с использованием названных скважин, поскольку каких-либо работ непосредственно на этих скважинах не выполняется.

В геологическом задании, на которое ссылается инспекция, указано на необходимость использования не скважин, а информации, полученной при их бурении в конце 1980 начале 1990. Данная информация является государственной собственностью и предоставляется без проведения каких-либо работ на участке недр по запросу заинтересованных лиц на основании ст. 27 Закона Российской Федерации "О недрах" и Порядком и условиями использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью.

Кроме того, результаты сейсмоисследований используются при предоставлении геологической информации о недрах государственным органам, что является обязанностью владельца лицензии в соответствии со ст. ст. 27, 28 Закона Российской Федерации "О недрах" и ст. ст. 7, 8 Лицензионного соглашения к лицензиям ШОМ 14565 НЭ, ШОМ 14710 HP.

Именно с целью исполнения этой обязанности ОАО "Газпром" привлечен заявитель для выполнения геологоразведочных работ в соответствии с договором подряда (т. 2 л.д. 81-84) и заданием к этому договору (т. 2 л.д. 95-98). Проведение сейсмоисследований необходимо для создания геологической модели и подготовки результирующего отчета по подсчету запасов Киринского месторождения и его защиты в государственной комиссии по запасам (т. 2 л.д. 97).

В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации "О недрах", полученная пользователем недр в результате сейсмоисследований информация является его собственностью и, следовательно, может быть передана по возмездным договорам.

При этом, информация о недрах, полученная в результате сейсмоисследований, может использоваться независимо от недропользования на определенном лицензионном участке.

Таким образом, непосредственным объектом сейсмоисследований является получение информации, а не недр как имущественного объекта.

В письме Минфина России от 12.05.2011 N 03-07-08/145 указано, что местом реализации научно-исследовательских работ, выполняемых иностранной организацией для российской организации, признается территория Российской Федерации независимо от места их фактического оказания и, соответственно, такие работы облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации (т. 6 л.д.6-7).

Информационный характер данных услуг подпадает под положения подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абз. 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщения, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации. Для такого рода услуг предусмотрено правило, в соответствии с которым место их реализации определяется местом нахождения покупателя услуг.

Таким образом, законодатель не связывает место оказания информационных услуг с местом сбора соответствующей информации.

Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 24.12.2009 N 03-07-08/272 на поставленный вопрос об обложении услуг по обработке геологической информации, полученной при осуществлении работ на объектах, расположенных на территории иностранного государства, оказываемых российской организацией на территории Российской Федерации другой российской организации, следует, что вышеуказанные услуги по обработке геологической информации, оказываемые российской организацией другой российской организации, являются на территории Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и на основании п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации облагаются налогом по ставке 18 % независимо от того, с какими объектами (расположенными на территории Российской Федерации или за ее пределами) связана данная информация.

В письме от 29.01.2009 N 03-07-08/12 Минфина России разъяснено, что местом реализации консультационных и маркетинговых услуг, в том числе связанных с объектами недвижимости, находящимися на территории Российской Федерации, оказываемых иностранным лицам территория Российской Федерации не признается и такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Поскольку заявитель является российской организацией (п. 2 ст. 11 НК РФ), и в силу абз. 1 подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то услуги по сбору и обработке информации о строении шельфа на участке Киринского месторождения реализуются на территории Российской Федерации, что в свою очередь, влечет обязанность продавца обложить такие услуги по ставке 18 % и ведет к возникновению права покупателя на вычет, которое корреспондирует указанной обязанности.

В соответствии с подп. 1 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации, местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом.

К таким работам (услугам) относятся в частности, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде. Работы (услуги) должны повлечь изменения количественных или качественных характеристик объектов недвижимости либо его правового состояния. В том случае, если в ходе работ (услуг) воздействия на объект недвижимости не оказывается, то вывод о наличии непосредственной связи между операциями и объектом недвижимости, необоснован.

Услуги по сбору информации не изменяют объект недвижимости, следовательно, положения подп. 1 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации применению к ним не подлежат.

Кроме того, спорные услуги не являются как неотъемлемый этап строительства скважины на Киринском месторождении, поскольку работы, проводимые на Киринском месторождении, являлись этапом доразведки месторождения, уточнения границ залежей и контура подсчета запасов.

Также целью тематических работ, выполненных на Киринском перспективном участке, согласно техническим заданиям (приложения к договорам с субподрядчиками и заказчиком ОАО "Газпром", представлены налоговому органу в рамках проверки), являлось определение дальнейших направлений поисковых работ на Киринском блоке на основе переинтерпретации имеющихся геолого-геофизических данных в сравнении с прилегающим Лунским месторождением, а также создание единой базы данных по ловушкам, с целью оптимизации планирования поисково-разведочных работ на Киринском и других блоках шельфа острова Сахалин.

По итогам проведенных исследований, в соответствии с Инструкцией о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ СССР материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов, утвержденной 26.08.1983 и Инструкцией о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ СССР материалов технико-экономического обоснования коэффициентов извлечения нефти из недр, утвержденной 04.11.1986, проводится подсчет запасов нефти и газа, а также готовится проект разработки месторождения.

Разведка полезных ископаемых (геологоразведка) является отдельным видом недропользования (ст. 6 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1), которое осуществляется независимо от того, будет ли проводиться добыча полезных ископаемых на определенном участке недр.

Выделение этого вида недропользования обусловлено тем, что по результатам геологоразведки происходит оценка запасов полезных ископаемых и уточнение ранее проведенных оценок, данные об оценке запасов проходят обязательную государственную экспертизу (ст. 29 Закона Российской Федерации "О недрах") и отражаются в государственном балансе полезных ископаемых. То есть сейсмоисследования, проводимые в рамках геологоразведки, направлены не на непосредственное воздействие на определенный участок недр, а нацелены на сбор и обработку информации о недрах для ее предоставления уполномоченным государственным органам, ведущим учет и регистрацию геологической информации о недрах.

Применительно к рассматриваемым в деле обстоятельствам следует учитывать, что до настоящего времени добычи полезных ископаемых на Киринском месторождении не осуществлялось.

В соответствии с условиями Лицензионного соглашения (п. 4.2.7) проект первой стадии разработки месторождения должен быть подготовлен не позднее седьмого года с даты государственной регистрации лицензии (2015), а ввод месторождения в первую стадию должен произойти в течение двух лет с даты утверждения проектного документа первой стадии разработки месторождения (пункт 4.2.8 Лицензионного соглашения).

Согласно информации, опубликованной ОАО "Газпром", ввод Киринского месторождения в эксплуатацию планируется только в 2014.

Проведение геологоразведочных работ для сбора геологической информации (в том числе - сейсмоисследований) является обязанностью ОАО "Газпром" как владельца лицензии на разведку и добычу углеводородного сырья в пределах Киринского месторождения ШОМ N 14565 в соответствии с пунктом 4.2.2 Лицензионного соглашения (приложение к лицензии на право пользования недрами). Предоставление геологической информации о недрах государственным органам является обязанностью владельца лицензии в соответствии со статьей 7 Лицензионного соглашения.

Таким образом, сейсмоисследования являются самостоятельным видом работ в рамках геологической разведки и не связаны с проведением каких-либо иных работ.

Для применения положений подп. 1 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо установить непосредственную связь работ (услуг) с определенным недвижимым имуществом (в данном случае - со скважиной), вместе с тем, такой связи в ходе мероприятий налогового контроля не установлено.

Работы, приобретенные обществом у российских организаций-субподрядчиков, подлежат налогообложению НДС, равно как и работы, реализованные обществом для ОАО "Газпром".

Соответственно, условия для применения налоговых вычетов, установленные п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации соблюдены.

По запросу налогоплательщика Минфин России в письме от 11.02.2008 N 03-07-08/31 о налогообложении работ по проведению сейсморазведочных исследований на континентальном шельфе Российской Федерации разъяснил, что работы по проведению сейсморазведочных исследований в перечень работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п. 1.1 ст. 148 НК РФ) не включены, местом их реализации признается территория Российской Федерации и, соответственно, вышеуказанные работы подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Одновременно Минфин России указал, что определение места осуществления таких работ по месту нахождения недвижимого имущества неправомерно, поскольку не относятся к строительным, монтажным, строительно-монтажным, ремонтным, реставрационным и другим подобным работам (услугам).

Доводы налогоплательщика в обоснование своей позиции являются обоснованными.

Таким образом, выполнение работ по договору с ОАО "Газпром" является облагаемой НДС операцией (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), что не опровергается инспекцией (т. 1 л.д. 46), работы по сбору и обработке научной информации в ходе сейсмоисследований, приобретенные ООО "Газфлот" по договорам с привлеченными им организациями также подлежат налогообложению НДС и налогоплательщик вправе применить по ним налоговые вычеты в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2011 по делу N А40-30857/11-75-123 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

 

Председательствующий

Т.Т. Маркова

 

Судьи

М.С. Сафронова
Е.А. Солопова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А40-30857/11-75-123


Истец: ООО "Газфолт"

Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 48 по г. Москве

Третье лицо: МИФНС России N 48 по г. Москве