город Ростов-на-Дону |
дело N А32-56269/2009 |
13 сентября 2011 г. |
15АП-8365/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зобовой Л.В.,
при участии:
от истца: представителя Боляковой М.П. (доверенность N 8456 от 17.10.2009);
от ответчиков:
от Администрации муниципального образования город Краснодар представителя Садовской О.Б.(доверенность N 1423/01 от 09.02.2011);
от Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар представителя Березовского В.В. (доверенность N 3487749 от 24.12.2010);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро-Строй-Монтаж"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2011 по делу N А32-56269/2009
принятое судьей Колодкиной В.Г.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агро-Строй-Монтаж"
к Администрации муниципального образования город Краснодар,
Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар,
Департаменту финансов Администрации муниципального образования города Краснодар
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью Строительно-инвестиционная корпорация "Девелопмент-Юг"
о взыскании убытков в сумме 1058528381,32 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агро-Строй-Монтаж" (далее ООО "Агро-Строй-Монтаж", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту финансов Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании с ответчиков реально понесенных убытков в сумме 13582119 руб. и упущенной выгоды в сумме 786879982 руб. (с учетом принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "СИК Девелопмент-Юг"
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2011 г.. в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии доказательства резервирования земельного участка, принадлежащего на праве аренды истцу, для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке и государственной регистрации ограничения в связи с этим права аренды, а также доказательств понесенных истцом реальных расходов по изготовлению проектно-сметной и исполнительной документации, по освоению и использованию земельного участка по целевому назначению до принятия органом местного управления решения о резервировании земельного участка.
ООО "Агро-Строй-Монтаж" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2011 г.. в установленном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило отменить решение, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что судом не применена подлежащая применению ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающая возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды, связанных с ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Постановлением и.о. главы муниципального образования город Краснодар N 3418 от 23.12.2004 г.. утверждены материалы предварительного согласования места размещения комплекса жилых домов с благоустройством на земельном участке площадью 15097,7 кв.м. с адресными ориентирами: ул.им.Мачуги Василия/ул.Игнатова в Карасунском внутригородском округе города Краснодара; ООО "Агро-Строй-Монтаж" разрешено производство проектно-изыскательных работ и разработка проекта строительства комплекса жилых домов. 16.03.2005 г.. Администрацией МО г.Краснодар и ООО "Агро-Строй-Монтаж" 16.03.2005 г.. заключен инвестиционный договор по строительству 3-х 22-этажных домов со встроено-пристроенными помещениями поликлиники, объектов торговли и бытового обслуживания по ул.Мачуги в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара. В рамках заключенного договора по реализации инвестиционного проекта ООО "Агро-Строй-Монтаж" было обязано за счет собственных и (или) привлеченных (заемных) средств произвести строительство указанных в договоре объектов в соответствии с градостроительной документацией, утвержденной администрацией МО г.Краснодар. Во исполнение требований постановления N 3418 от 23.12.2004 г.. истец заключил с ООО "СИК Девелопмент-Юг" договор о совместной деятельности N1 от 18.03.2005 г.., которым последнему поручено исполнение функций заказчика-застройщика жилого комплекса. В связи с изданием постановления главы МО г.Краснодар от 23.04.2009 г.. N 1287, земельный участок находящийся в аренде у истца был зарезервирован для муниципальных нужд, с отнесением к земельным участкам общего пользования. Издание указанного постановления ограничило право истца на землю. В связи с изданием данного постановления, невозможностью реализации договора о сотрудничестве N1 от 18.03.2005 г.., инвестиционного договора от 16.03.2005 г.., постановления N3418 от 24.12.2004 г.. ООО "Агро-Строй-Монтаж" понесло расходы. Решение суда вынесено без учета заключения эксперта от 10.05.2011 г.., определившего размер реально понесенных расходов в сумме 13582119 руб. и упущенной выгоды в сумме 786879982 руб. Документы, представленные для проведения экспертизы: акты сдачи-приемки работ, технические ответы, проектно-сметная документация, являются доказательствами реально понесенных истцом расходов.
Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент финансов Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар в отзывах апелляционную жалобу не признали, просили оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2011 г.. без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда, исковые требования удовлетворить.
Представители администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар апелляционную жалобу не признали по изложенным в отзывах основаниям.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.08.2011 до 06.09.2011.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что постановлением и.о главы муниципального образования город Краснодар от 3.12.2004 г.. N 3418 "Об утверждении ООО "Агро-Строй-Монтаж" материалов предварительного согласования места размещения комплекса жилых домов с благоустройством с адресными ориентирами: ул.Им. Мачуги Василия/ул. Игнатова в Карасунском внутригородском округе города Краснодара", администрацией муниципального образования город Краснодар утверждены материалы предварительного согласования места размещения ООО "Агро-Строй-Монтаж" комплекса жилых домов с благоустройством на земельном участке площадью 15097,7 кв.м. с адресными ориентирами: ул.Мачуги Василия/ ул.Игнатова в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Согласно пункту 2 данного постановления, ООО "Агро-Строй-Монтаж" разрешено производство проектно-изыскательских работ и разработка проекта строительства комплекса жилых домов с благоустройством на земельном участке площадью 15097,7 кв.м. с адресными ориентирами: ул. Им Мачуги Василия/ ул. Игнатова в Карасунском внутригородском округе города Краснодара. Пунктом 4 постановления установлено, что предоставление земельного участка ООО "Агро-Строй-Монтаж" будет оформлено в установленном порядке после предоставления согласованной схемы генерального плана на стадии рабочий проект. 16.03.2005 г. между Администрацией муниципального образования город Краснодар и ООО "Агро-Строй-Монтаж" заключен инвестиционный договор по строительству 3-х двадцати двух этажных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями поликлиники, объектов торговли и бытового обслуживания по ул. Мачуги в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
Предметом заключенного между сторонами договора являлось сотрудничество в ходе реализации инвестиционного проекта по строительству 3-х 22-х этажных жилых домов со встроено-пристроенными помещениями поликлиники, объектов торговли и бытового обслуживания.
Согласно договору по реализации инвестиционного проекта ООО "Агро-Строй-Монтаж" обязалось за счет собственных средств и (или) привлеченных (заемных) средств произвести строительство указанных в договоре объектов в соответствии с градостроительной документацией, утвержденной Администрацией МО город Краснодар.
В соответствии с пунктом 2 договора окончательная площадь застройки, тип, этажность домов, номенклатура и конфигурация помещений, благоустройство микрорайона определяются проектной документацией и согласовываются сторонами по договору, а окончательный объем инвестиций, необходимый для строительства сопутствующих мероприятий уточняется сторонами после утверждения проектной документации.
В соответствии с пунктом 3.1 инвестиционного договора право собственности на имущество, созданное в результате инвестиционного проекта по строительству указанных в договоре объектов, приобретает ООО "Агро-Строй-Монтаж".
Пунктом 5.2.3 договора ООО "Агро-Строй-Монтаж" своими силами и средствами обязалось осуществить строительство поликлиники, площадью 1000 кв.м. с предчистовой отделкой без установки оборудования и передать помещения поликлиники безвозмездно Администрации муниципального образования город Краснодар в счет долевого участия на обеспечение развития и эксплуатации систем инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства города Краснодара, а также осуществить благоустройство сквера на отведенном земельном участке.
Таким образом, в рамках исполнения постановления от 23.12.2004 г.. и выполнения обязательств по инвестиционному договору N 3816 от 18.03.2005 г.. ООО "Агро-Строй-Монтаж" за счет собственных и (или) привлеченных (заемных) средств обязалось провести: геоинженерные изыскания по земельному участку, согласовать схему генерального плана с получением предварительных технических условий, разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектно-техническую, проектно-сметную документацию по строительству комплекса жилых домов с благоустройством территории, пройти государственную техническую экспертизу рабочего проекта с получением окончательных технических условий, произвести строительство объектов в соответствии с утвержденной Администрацией МО город Краснодар проектно-технической и инженерной градостроительной документацией.
18.03.2005 г.. между ООО "Агро-Строй-Монтаж" и ООО Строительно-Инвестиционная Корпорация "Девелопмент-Юг" заключен договор N 1, предметом которого является сотрудничество сторон в строительстве жилого комплекса 17-22-х этажных жилых домов ориентировочной площадью 40000 кв.м. со встроено-пристроенными помещениями, включая поликлинику общей площадью 1000 кв.м., по адресу ул. Василия Мачуги на пересечении с ул. Игнатова в Карасунском административном округе г. Краснодара.
Согласно пункту 1.2 договора исполнение функций заказчика-застройщика поручено ООО СИК "Девелопмент-Юг".
Согласно договору в обязанности ООО СИК "Девелопмент-Юг" входит получение технических условий на инженерное строительство объекта; разработка и согласование проектно-сметной документации; осуществление строительства и ввода объекта в эксплуатацию, обеспечение технического и авторского надзора, оформления исходно-разрешительной документации, разработки проектно-сметной документации, строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
В обязанности ООО "Агро-Строй-Монтаж" входит оказание услуг ООО СИК "Девелопмент-Юг", а именно: оформление постановления главы МО город Краснодар "О предварительном согласовании места размещения объекта"; осуществление сопровождения выполнения работ по изготовлению межевого дела и его согласованию со смежными землепользователями, с последующей передачей ООО СИК"Девелопмент-Юг"; осуществление выполнения работ по подготовке описания земельного участка; осуществление постановки земельного участка на кадастровый учет; согласование генерального плана с главным архитектором города; оформление постановления главы МО город Краснодар "О предоставлении ООО СИК "Девелопмент-Юг" земельного участка под строительство"; оказание содействия в получении утвержденного архитектурно- планировочного задания, положительных заключений инспектирующих и надзорных служб по рабочему проекту (экологический надзор, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, ГО ЧС); оказание содействия в получении разрешения на снос деревьев, попадающих в границы застройки, в получении консолидированного экспертного заключения "Крайгосэкспертизы" по разработанной проектной документации на строительство объекта; оказание содействия ООО СИК "Девелопмент-Юг" в получении разрешения на строительство объекта, в открытии кредитной линии.
Согласно пункту 3 договора за оказанные ООО "Агро-Строй-Монтаж" услуги ООО СИК "Девелопмент-Юг" обязалось в пятидневный срок с момента подписания настоящего договора и открытия кредитной линии перечислить в безналичном порядке на расчетный счет ООО "Агро-Строй-Монтаж" 600000 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день перечисления и 600000 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день перечисления после получения постановления муниципального образования город Краснодар на строительство объекта и открытия кредитной линии.
Дополнительным соглашением N 1 от 12.12.2005 г.. стороны внесли изменения в пункт 3.1.1 договора, изложив его в следующей редакции: "В пятидневный срок с момента подписания сторонами настоящего договора и открытия кредитной линии перечислить в безналичном порядке на расчетный счет ООО "Агро-Строй-Монтаж" сумму в размере 16019848 рублей, а также 600000 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день перечисления после получения постановления МО город Краснодар на строительство объекта и открытия кредитной линии".
Дополнительным соглашением N 2 от 08.12.2008 г. стороны внесли изменения в пункт 3.1.1 договора, изложив его в следующей редакции: "В пятидневный срок с момента подписания сторонами настоящего договора и открытия кредитной линии перечислить в безналичном порядке на расчетный счет ООО "Агро-Строй-Монтаж" сумму в размере 16 019 848 руб.".
Платежным поручением N 1 от 13.09.2005 г. ООО СИК "Девелопмент-Юг" во исполнение договора N 1 от 18.03.2005 г. перечислило ООО "Агро-Строй-Монтаж" сумму в размере 16 019 848 рублей.
На основании постановления главы муниципального образования город Краснодар от 05.12.2008 г. N 4297 между Администрацией муниципального образования город Краснодар и ООО "Агро-Строй-Монтаж" 08.12.2008 г. заключен договор аренды N 4300015516, согласно условиям которого истцу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 15098 кв.м., расположенный в Карасунском внутригородском округе города Краснодара по ул. Имени Мачуги В.Н., 66, кадастровый номер 23:43:04 08 002:176, для строительства комплекса жилых домов с благоустройством со сроком действия с 05.12.2008 г. по 05.12.2011 г.
Договор зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 02.03.2009 г.
18.03.2009 г. между ООО "Агро-Строй-Монтаж" и ООО СИК "Девелопмент-Юг" заключен договор б/н уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 4300015516 от 08.12.2008 г., согласно условиям которого ООО "Агро-Строй-Монтаж" уступило ООО СИК "Девелопмент-Юг" в полном объеме права и обязанности арендатора по договору аренды N 4300015516 от 08.12.2008 г., заключенному с Администрацией МО город Краснодар.
Уступка прав осуществлена во исполнение заключенного между сторонами договора N 1 от 18.03.2005 г. (с учетом дополнительного соглашения N 2 от 08.12.2008 г.) о сотрудничестве.
Договор уступки зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 14.04.2009 г.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.04.2009 г.. N 1287 земельный участок с кадастровым номером 23:43:04 08 002:0176 зарезервирован для муниципальных нужд сроком на три года для отнесения земельного участка к земельным участкам общего пользования.
Настоящее постановление опубликовано в Краснодарских известиях 05.05.2009 г..
Согласно ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации во исполнение части 4 названной статьи постановлением от 22.07.2008 N 561 (вступило в силу 07.08.2008) утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, принимаемое соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации, вступает в силу с момента такой публикации, является основанием внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений и государственной регистрации установленных ограничений прав на земельные участки.
В соответствии со статьей 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п.6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (статья 2 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
По смыслу названной нормы государственная регистрация ограничений прав также является единственным доказательством их существования.
В материалы дела не представлены доказательства государственной регистрации в установленном законом порядке ограничения, в связи резервированием земельного участка, принадлежащего на праве аренды истцу, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст.57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:
1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
3) временным занятием земельных участков;
4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
2. Убытки возмещаются:
1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;
2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.57 ЗК РФ, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков возмещение убытков предусмотрено в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, текст постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.04.2009 г.. N 1287 не содержит указания на изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:43:04 08 002:0176, ранее предоставленного в аренду ООО "Агро-Строй-Монтаж".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, предусматривающие определение размера убытков по соглашению сторон в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации. При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
На основании ст.15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст.16 ГК РФ).
Для взыскания убытков необходима доказанность в совокупности следующих обстоятельств: факта наступления вреда, наличия причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействиями) причинителя вреда и наступившими последствиями, размера причиненного вреда и вины причинителя вреда.
При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено (пункты 10,11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г.. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В рамках рассматриваемого дела на основании определения суда от 23.03.2011 г. для определения размера реально понесенных ООО "Агро-Строй-Монтаж" расходов по объекту "Жилой комплекс" по ул. Мачуги-Игнатова в Карасунском округе города Краснодара и упущенной выгоды экспертным учреждением ООО "Аврора" проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта от 10.05.2011 г.. размер реально понесенных расходов по объекту "Жилой комплекс" по ул.Мачуги-Игнатова в Карасунском округе города Краснодара по состоянию на 11.04.2011 г.. составляет 13582119 руб.
Из исследовательской части заключения следует, размер реально понесенных расходов составляет 12538328,02 руб.:
-стоимость проектно-сметной и исполнительной документации 8862247,48 руб., при этом, подтвержденная платежно-расчетными документами и счетами-фактурами - 1842387,92 руб. (л.д.36 т.8),
-стоимость платежей за аренду земельного участка и погашение кредитов составляет 3676080,54 коп. (л.д. 37 т.8).
Итоговая сумма в размере 13582119,41 руб. определена в результате пересчета затрат за 2005-2009 г..г. с использованием ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Сумма упущенной выгоды (неполученных доходов) определена экспертом в размере 786879982 руб.
В силу части 2 статьи 64 и части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств и исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Как усматривается из содержания экспертного заключения, выводы эксперта о наличии реально понесенных истцом расходов основываются на оплате работ по выполнению проектно-сметной и исполнительной документации в отношении объекта Жилой комплекс со встроено-пристроенными помещениями по ул. Мачуги-Игнатова в г. Краснодаре".
Между тем, заказчиком указанных работ являлось ООО СИК "Девелопмент-Юг" и им же данные работы были оплачены согласно платежным документам, имеющимся в деле.
Дополнительным соглашением от 20.07.2009 г.. к соглашению о расторжении договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 4300015516 от 08.12.2008 г.. стороны подтвердили понесенные ООО СИК "Девелопмент-Юг" инвестиционные расходы по реализации проекта "Березовая роща", предполагаемого к размещению на земельном участке, расположенном по адресу г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. им. Мачуги В.Н., 66 с кадастровым номером 23:43:04 08 002:176, в размере 48489981,32 руб., которые ООО "Агро-Строй-Монтаж" обязалось возместить.
Доказательства оплаты указанной суммы истцом также представлены.
Статьей 42 Земельного кодекса предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
Для фактического использования земельного участка (строительства) необходимо получение разрешения на строительство. В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство не выдается без градостроительного плана земельного участка.
В нарушение части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса истцом не было представлено доказательств наличия действительной возможности получения доходов от договора аренды земельного участка с целевым использованием для жилищного строительства, прежде всего - разрешительной документации на строительство жилых домов на указанном земельном участке.
Оценив представленные доказательства в установленном ст. 71 АПК РФ порядке, суд первой инстанции обоснованно указал, что необходимая совокупность элементов для взыскания убытков, а именно: размер убытков, противоправность действий муниципального органа, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у заявителя неблагоприятными последствиями, реальность получения дохода при обычных условиях гражданского оборота, мер, предпринятых потерпевшим для его получения, сделанных с этой целью приготовлений, а также разумных затрат, которые мог понести участник оборота, если бы его право не было нарушено, не доказана.
Отсутствие хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о взыскании реального ущерба и упущенной выгоды.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2011 по делу N А32-56269/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56269/2009
Истец: ООО "Агро-Строй-монтаж"
Ответчик: Администрация МО г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент финансов Администрации муниципального образования города Краснодар, Департамент финансов муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: ООО СИК "Девелопмент-Юг", ООО Строительно-Инвестиционная корпорация "Девелопмент-Юг", Болякова Мария Павловна, Парцахашвили Марина Юрьевна
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4332/12
24.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7631/12
02.10.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10172/12
13.07.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-56269/09
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4332/12
27.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4332/12
13.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7266/11
13.09.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8365/11
20.06.2011 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-56269/09