г. Хабаровск
23 сентября 2011 г. |
N 06АП-3784/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С. Б.,
судей Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цебенко Н.Н.,
при участии в заседании:
от ООО "Гудман": Васина В.Н., представителя по доверенности от 09.09.2011,
от ОАО "Российские железные дороги": Морозовой В.П., представителя по доверенности от 09.11.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 07.07.2011
по делу N А73-5473/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Букиной Е.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гудман"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 460506, 69 рубля пени за просрочку доставки груза
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гудман" (далее - ООО "Гудман") (ОГРН - 1022501301217, ИНН - 2536091437, место нахождения: г. Владивосток, ул.Фадеева, 63 а) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") (ОГРН - 1037739877295, ИНН - 7708503727, место нахождения: г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) о взыскании пени за просрочку доставки груза в сумме 455 688,36 рубля (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 07.07.2011 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом от 07.07.2011, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права. Считает что, законодательством не предусмотрено внесение в графу железнодорожной накладной "Особые отметки и заявления отправителя" сведений о необходимости частичной выгрузки вагонов. Кроме того, указывает, что груз в адрес истца следовал в составе рефрижераторной секции с вагонами до станции назначения Хабаровск-2, соответственно срок доставки увеличивается на все время задержки рефрижераторной секции.
В судебном заседании представитель ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель истца в судебном заседании в отношении доводов жалобы представил возражения, оспоренное в апелляционном порядке решение от 07.07.2011 просил оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что перевозчиком ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя ООО - "Гудман" в вагонах 58715582 20, 58756198 20, 53711123 20 принят для перевозки груз, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными под номерами: ЭС777330, ЭС777550, ЭС778001, в которых указано об истечении сроков доставки груза 20.01.2011.
ООО "Гудман", ссылаясь на то, что указанные вагоны были доставлены 02.02.2011 с нарушением срока доставки 11 суток, 16.03.2011 обратилось к перевозчику с претензией об уплате пени за просрочку доставки груза.
Претензия получена перевозчиком 21.03.2011.
Ответчик в удовлетворении претензии отказал, ссылаясь на пропуск установленного законом срока для ее предъявления (письмо от 18.04.2011 N ДТЦФТОПР-4008/11).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Гудман" в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок (статья 97 УЖТ РФ).
При рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом (пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ").
Согласно статье 2 Правил исчисления срока доставки грузов железнодорожным транспортом, нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Согласно пункту 11 Правил исчисления сроков, перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
В транспортных железнодорожных накладных N ЭС777330, ЭС777550, ЭС778001 соответствующая отметка отсутствует. Следовательно, при исчислении срока доставки груза подлежат применению положения статьи 33 УЖТ РФ, Правила исчисления сроков доставки груза железнодорожным транспортом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанных Правил срок доставки увеличивается на 2 суток для каждой промежуточной железнодорожной станции, производящей погрузку (выгрузку) рефрижераторной секции, в случаях ее погрузки (выгрузки) на нескольких железнодорожных станциях.
Срок доставки груза увеличивается на все время задержки при задержке рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей (пункт 6.7 Правил).
Доказательств, свидетельствующих о вине грузоотправителя (грузополучателя) при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении, что является основанием для увеличения срока доставки груза на все время задержки, в материалы дела не представлено.
В силу вышеизложенных норм, нельзя признать обоснованным увеличение перевозчиком срока доставки груза на 10 суток.
Доказательств, подтверждающих факт неучета в железнодорожной накладной увеличения срока доставки груза при выгрузке рефрижераторной секции на промежуточной железнодорожной станции, на что ссылается ответчик, в материалы дела, в нарушение статьи 65 АПК РФ, также не представлено.
Кроме того, при установленном в железнодорожных накладных сроке истечения доставки груза 20.01.2011, начисление пени за просрочку, согласно расчету к исковому заявлению, производилось истцом с 22.01.2011, что свидетельствует об учете установленных правилами 2 суток задержки вагонов на промежуточной станции.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).
О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости (п.6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов).
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции __ для ___(указывается причина задержки)
Срок доставки увеличивается на _ сутки, о чем составлен акт общей формы N ____ от ___________". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
В нарушение установленных правил удостоверения причин задержки груза, отметка в вышеуказанных железнодорожных накладных не удостоверена оттиском календарного штемпеля перевозчика.
Кроме того, согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 985170 вагоны 58756511, 58719386 выгружались на станции Хабаровск - 2 с 19.01.2011 по 23.01.2011, тогда как акты общей формы, о которых имеется отметка в накладных, составлены 16.01.2011.
Таким образом, перевозчик не представил доказательств того, что просрочка доставки груза произошла вследствие не зависящих от него обстоятельств, что является основанием освобождения от ответственности за просрочку доставки груза.
Факт просрочки доставки груза подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами. Доказательств наличия законных оснований увеличения срока доставки груза, в материалы дела не представлено.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив просрочку доставки груза, проверив расчет суммы пени за просрочку, обоснованно сделал вывод о наличии правовых оснований для взыскания пени в сумме 455 688,36 рубля.
На основании вышеизложенных обстоятельств доводы апелляционной жалобы считаются необоснованными и подлежат отклонению.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие безусловных оснований для отмены решения от 07.07.2011, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.07.2011 по делу N А73-5473/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Б. Ротарь |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5473/2011
Истец: ООО "Гудман", ул. Орехова, 69, кв, 37 "Гудман"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога", ОАО РЖД - ДВЖД