город Омск
22 сентября 2011 г. |
Дело N А46-4572/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6216/2011) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу N А46-4572/2011 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению департамента имущественных отношений Администрации г. Омска
к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области
о признании незаконным отказа от 21.02.2011 N 0201/1598 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Андиколовская А.Е. (водительское удостоверение, по доверенности N 06/28 от 12.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - Кузнецов С.Л. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 09/5809 от 15.03.2011 сроком действия 1 год),
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - заявитель, Департамент, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением (т. 1, л.д. 4-13) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, ГУЗР Омской области, Управление) о признании незаконным отказа в предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска, с кадастровыми номерами: 55:36:00 00 00:926, 55:36:00 00 00:935, 55:36:00 00 00:937, 55:36:00 00 00:939, 55:36:00 00 00:946, 55:36:00 00 00:961, 55:36:01 01 05:552, 55:36:02 01 03:523, 55:36:03 01 02:51, 55:36:03 08 01:743, 55:36:03 01 15:3205, 55:36:04 01 09:111, 55:36:04 06 01:308, 55:36:07 04 02:3552, 55:36:08 28 01:3234, 55:36:09 01 03:2049, 55:36:09 03 01:3212, 55:36:09 03 01:3213, 55:36:09 03 03:3223, 55:36:10 06 17:21, 55:36:11 02 01:3170, 55:36:12 03 05:3234, 55:36:12 03 05:3594, 55:36:15 01 01:276, 55:36:15 03 16:61, 55:36:15 03 16:62, 55:36:15 06 03:3049, 55:36:17 01 16:1036, 55:36:17 02 01:3032, 55:36:19 08 04:1028, 55:36:19 01 02:2057, 55:36:19 01 02:2143, и возложении обязанности на ГУЗР Омской области предоставить указанные земельные участки департаменту в постоянное (бессрочное) пользование.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные Департаментом требования частично, признав незаконным отказ ГУЗР Омской области в части непредоставления департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска в постоянное (бессрочное) пользование находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска, с кадастровыми номерами 55:36:00 00 00:926, 55:36:00 00 00:935, 55:36:00 00 00:937, 55:36:00 00 00:939, 55:36:00 00 00:946, 55:36:00 00 00:961, 55:36:01 01 05:552, 55:36:02 01 03:523, 55:36:03 01 02:51, 55:36:03 08 01:743, 55:36:03 01 15:3205, 55:36:04 01 09:111, 55:36:04 06 01:308, 55:36:07 04 02:3552, 55:36:08 28 01:3234, 55:36:09 01 03:2049, 55:36:09 03 01:3212, 55:36:09 03 01:3213, 55:36:09 03 03:3223, 55:36:10 06 17:21, 55:36:11 02 01:3170, 55:36:12 03 05:3234, 55:36:12 03 05:3594, 55:36:15 01 01:276, 55:36:15 03 16:61, 55:36:15 03 16:62, 55:36:15 06 03:3049, 55:36:17 01 16:1036, 55:36:17 02 01:3032, 55:36:19 08 04:1028, 55:36:19 01 02:2057, 55:36:19 01 02:2143, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", Порядку предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённому постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п.
Арбитражный суд также обязал ГУЗР Омской области предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:00 00 00:961, 55:36:01 01 05:552, 55:36:02 01 03:523, 55:36:03 01 02:51, 55:36:03 08 01:743, 55:36:04 01 09:111, 55:36:04 06 01:308, 55:36:07 04 02:3552, 55:36:08 28 01:3234, 55:36:09 01 03:2049, 55:36:09 03 01:3212, 55:36:09 03 01:3213, 55:36:09 03 03:3223, 55:36:10 06 17:21, 55:36:11 02 01:3170, 55:36:12 03 05:3234, 55:36:12 03 05:3594, 55:36:15 03 16:61, 55:36:15 03 16:62, 55:36:15 06 03:3049, 55:36:17 01 16:1036, 55:36:17 02 01:3032, 55:36:19 08 04:1028, 55:36:19 01 02:2143 Департаменту в постоянное (бессрочное) пользование до разграничения государственной собственности на землю земельных участков, расположенных на территории г. Омска.
В удовлетворении требований Департамента в части восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя по земельным участкам с кадастровыми номерами: 55:36:00 00 00:926, 55:36:00 00 00:935, 55:36:00 00 00:937, 55:36:00 00 00:939, 55:36:00 00 00:946, 55:36:03 01 15:3205, 55:36:15 01 01:276, 55:36:19 01 02:2057 арбитражным судом отказано. При этом, отказывая в удовлетворении требований заявителя в данной части, арбитражный суд исходил из того, что согласно письму федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Омской области от 18.05.2011 N 3678 земельные участки с указанными кадастровыми номерами сняты с кадастрового учёта, то есть не могут являться объектами гражданских прав на момент принятия судом решения.
Не согласившись с принятым решением, ГУЗР Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы ГУЗР Омской области указывает на применение судом первой инстанции нормы права, не подлежащей применению, а именно: статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств того, что разворотные площадки являются имуществом.
По мнению подателя апелляционной жалобы, выводы арбитражного суда о наличии у Департамента полномочий на обращение за предоставлением спорных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование противоречат нормам права, на которые ссылается суд в обжалуемом решении.
Кроме того, ГУЗР Омской области полагает, что права и законные интересы Департамента оспариваемым отказом не нарушены, в связи с чем Департамент не является лицом, обладающим правом на обращение в суд (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В представленном до начала судебного заседания отзыве Департамент просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ГУЗР Омской области - без удовлетворения.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от ГУЗР Омской области поступило заявление о приобщении к материалам дела копии письма федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области N 6139 от 18.08.2011.
Судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела указанного письма, поскольку данный документ не существовал на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, как и обстоятельства, указанные в данном письме, в связи с чем не могли быть учтены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения. На основании изложенного указанный документ в судебном заседании суда апелляционной инстанции возвращен представителю подателя апелляционной жалобы.
Представитель ГУЗР Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу N А46-4572/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В ходе реализации общегородской целевой программы "Формирование объектов недвижимости для решения вопросов местного значения на период до 2009 года", утверждённой решением Омского городского Совета от 10.10.2007 N 56, заявителем за счёт средств местного бюджета осуществлены мероприятия по формированию и постановке на кадастровый учёт земельных участков для организации разворотных площадок транспорта общего пользования, в том числе с кадастровыми номерами:
55:36:00 00 00:926, площадью 3719 кв.м., местоположение которого установлено в 116 м юго-восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Дмитриева, д. 10;
55:36:00 00 00:935, площадью 1264 кв.м., местоположение которого установлено в 28 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. 1 Мая, д. 102;
55:36:00 00 00:937, площадью 1911 кв.м., местоположение которого установлено в 125 м северо-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Новаторов, 2;
55:36:00 00 00:939, площадью 2102 кв.м., местоположение которого установлено в 164 м южнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Карбышева, д. 42;
55:36:00 00 00:946, площадью 4294 кв.м., местоположение которого установлено в 50 м восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Крупской, д. 19/3;
55:36:00 00 00:961, площадью 4828 кв.м., местоположение которого установлено в 105 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 21 Амурская, д. 14;
55:36:01 01 05:552, площадью 615 кв.м., местоположение которого установлено в 10 м севернее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, мкр. Береговой, ул. П.Г. Косенкова, д. 26;
55:36:02 01 03:523, площадью 1141 кв.м., местоположение которого установлено в 47 м западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, мкр. Крутая горка, ул. В.А. Силина, д. 5;
55:36:03 01 02:51, площадью 1054 кв.м., местоположение которого установлено в 35 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, мкр. Новоалександровский, ул. Новоалександровская, д. 1;
55:36:03 08 01:743, площадью 5431 кв.м., местоположение которого установлено в 270 м юго-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, пр-кт. Губкина, д. 2;
55:36:03 01 15:3205, площадью 2313 кв.м., местоположение которого установлено в 337 м юго-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, ул. Комбинатская, д. 46;
55:36:04 01 09:111, площадью 1604 кв.м., местоположение которого установлено в 59 м северо-западнее относительно строения, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Раздольная, д. 1;
55:36:04 06 01:308, площадью 947 кв.м., местоположение которого установлено в 235 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22 Партсъезда, д. 105;
55:36:07 04 02:3552, площадью 467 кв.м., местоположение которого установлено в 25 м севернее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Орджоникидзе, д. 287;
55:36:08 28 01:3234, площадью 636 кв.м., местоположение которого установлено в 50 м юго-западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский административный округ, пос. Большие Поля, ул. Комсомольская, д. 7;
55:36:09 01 03:2049, площадью 1002 кв.м., местоположение которого установлено в 20 м восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Фурманова, д. 6;
55:36:09 03 01:3212, площадью 13469 кв.м., местоположение которого установлено в 55 м западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Леконта, д. 1;
55:36:09 03 01:3213, площадью 771 кв.м., местоположение которого установлено в 37 м восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Лобкова, д. 3;
55:36:09 03 03:3223, площадью 5088 кв.м., местоположение которого установлено в 53 м восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Котельникова, д. 12;
55:36:10 06 17:21, площадью 922 кв.м., местоположение которого установлено в восточной части кадастрового квартала 55:36:10 06 17: г. Омск;
55:36:11 02 01:3170, площадью 3856 кв.м., местоположение которого установлено в 45 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 1-я Рыбачья, д. 105;
55:36:12 03 05:3234, площадью 7999 кв.м., местоположение которого установлено в 57 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, пр-кт Космический, д. 32;
55:36:12 03 05:3594, площадью 2981 кв.м., местоположение которого установлено в 43 м восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 5-я Кордная, д. 67 А;
55:36:15 01 01:276, площадью 1756 кв.м., местоположение которого установлено в 16 м севернее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 1-я Учхозная, д. 53;
55:36:15 03 16:61, площадью 222 кв.м., местоположение которого установлено в в юго-западной части кадастрового квартала 55:36:15 03 16: г. Омск;
55:36:15 03 16:62, площадью 146 кв.м., местоположение которого установлено в в юго-западной части кадастрового квартала 55:36:15 03 16: г. Омск;
55:36:15 06 03:3049, площадью 894 кв.м., местоположение которого установлено в 45 м северо-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, мкр. Осташково, ул. Ноябрьская, д. 3;
55:36:17 01 16:1036, площадью 386 кв.м., местоположение которого установлено в 10 м восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, пос. Птицефабрика, д. 1;
55:36:17 02 01:3032, площадью 884 кв.м., местоположение которого установлено в 125 м западнее относительно двухэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, мкр. Булатова, ул. Осипова, д. 54;
55:36:19 08 04:1028, площадью 916 кв.м., местоположение которого установлено в 26 м южнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, мкр. Входной, д. 28/1;
55:36:19 01 02:2057, площадью 2299 кв.м., местоположение которого установлено в 504 м юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 16 Самарская, д. 43;
55:36:19 01 02:2143, площадью 500 кв.м., местоположение которого установлено в 245 м западнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, пос. Магистральный, ул. Новостройка, д. 51.
Для предоставления указанных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Департамент в октябре 2010 года, январе 2011 года и в феврале 2011 года обратился в ГУЗР Омской области с соответствующими заявлениями.
Однако в установленный срок ГУЗР Омской области не рассмотрело данные заявления и не подготовило проекты решений о предоставлении земельных участков либо ответы об отказе в предоставлении земельных участков с обоснованием отказа.
В связи с указанным бездействием по результатам проверки деятельности Управления прокуратурой города Омска 20.01.2011 руководителю ГУЗР Омской области было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
По истечении месяца после внесения прокуратурой представления письмом от 21.02.2011 N 0201/1598 (т. 1, л.д. 124-126) заинтересованное лицо со ссылкой на приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области", предусматривающий, по мнению Управления, необходимость предоставления совместно с заявлениями о предоставлении земельных участков для транспортного обслуживания населения проектов планировки соответствующих территорий муниципального образования городской округ г. Омск, отказало в предоставлении испрашиваемых земельных участков по прилагаемому перечню.
Полагая, что данный отказ в части не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
29.06.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ГУЗР Омской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с главой 8 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Статьёй 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания населения на территории городского округа.
Довод подателя апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции указанной нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ввиду отсутствия доказательств того, что разворотные площадки являются имуществом, расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный. В рассматриваемом споре речь идет о вещном праве на недвижимое имущество - земельных участках, занятых существующими отстойно-разворотными площадками и необходимых для решения вопроса местного значения городского округа.
Кроме того, пункт 3.5.155 Региональных нормативов градостроительного проектирования по Омской области, утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п, среди другого имущества, необходимого для транспортного обслуживания населения, прямо выделяет отстойно-разворотные площадки на конечных пунктах маршрутной сети общественного пассажирского транспорта для снятия с линии в межпиковый период около 30 процентов подвижного состава.
Отстойно-разворотные площадки в силу пункта 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, также являются местом отдыха водителей автобусов, работающих на регулярных городских автобусных маршрутах.
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждённый решением Омского городского Совета от 25.07.2007 года N 43, предусматривает проведение мероприятий по развитию городского пассажирского транспорта и элементов обслуживания пассажироперевозок, в том числе и формирование конечных пунктов маршрутной сети, площадок отстоя транспорта, резервирование участков под их размещение (раздел 4.2.9).
Как было установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и доказательств обратного ГУЗР Омской области не представлено, в целях реализации Генерального плана по предложению департамента транспорта Администрации г. Омска заявитель обеспечил формирование земельных участков, занятых существующими отстойно-разворотными площадками.
В соответствии со статьёй 21 Устава города Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, основной задачей Администрации г. Омска является обеспечение функций и полномочий, предоставленных исполнительно-распорядительному органу муниципального образования г. Омск действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структура Администрации г. Омска формируется Мэром г. Омска и по его представлению утверждается Омским городским Советом.
Заявитель осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённым постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 N 395-п, согласно которому Департамент является структурным подразделением Администрации г. Омска.
Основанными задачами департамента является осуществление от имени муниципального образования г. Омск функций управления муниципальным имуществом, управление и распоряжение муниципальным имуществом г. Омска и землями, расположенными в границах г. Омска, в пределах своей компетенции (подпункты 1, 3 пункта 18 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска). Для выполнения указанных задач заявитель приобретает в интересах органов местного самоуправления г. Омска способами, предусмотренными действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, объекты недвижимости и иное имущество в собственность муниципального образования г. Омск.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя полномочий на приобретение земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование со ссылкой на то, что в соответствии с указанными положением он имеет право лишь на обращение за предоставлением данных участков в собственность расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельный и прямо противоречащий процитированным положениям.
По убеждению суда апелляционной инстанции, рассматриваемое обращение в полной мере согласуется с перечисленными выше задачами Департамента по управлению и распоряжению имуществом от имени муниципального образования г. Омск.
С учетом содержания указанного выше Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённого постановлением Мэра г. Омска от 10.08.2005 N 395-п, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, обращаясь к ГУЗР Омской области, предварительно согласовав позицию с иными подразделениями администрации г. Омска, с заявлениями о представлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, необходимых для разрешения вопросов местного значения городского округа, Департамент действовал от имени муниципального образования г. Омск в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Следовательно, отказ в удовлетворении таких заявлений, препятствует осуществлению Департаментом возложенных на него полномочий, равно как и разрешению стоящих перед муниципальным образованием г. Омск вопросов местного значения в области предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, что также свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя, а потому соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
В обоснование своей позиции об отсутствии у заявителя полномочий для обращения с рассматриваемым заявлением к ГУЗР Омской области податель апелляционной жалобы также ссылается на пункт 1, подпункт 1 пункта 16 Положения о департаменте транспорта Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 397-п, в соответствии с которыми на территории города Омска функцию по организации транспортного обслуживания населения города Омска осуществляет департамент транспорта Администрации города Омска, являющийся структурным подразделением Администрации города Омска, а также подпункт 2 пункта 22 Положения об Администрации административного округа города Омска, утверждённого постановлением Мэра г. Омска от 31.12.2008 N 1198-п, в соответствии с которым Администрация административного округа г. Омска осуществляет функции по обеспечению благоустройства и содержания разворотных площадок городского пассажирского транспорта.
Изложенная позиция ГУЗР Омской области ошибочна, поскольку податель апелляционной жалобы не принимает во внимание, что названные функции относятся к осуществлению правомочий по содержанию разворотных площадок и транспортному обслуживанию населения города Омска, которые, в свою очередь, могут осуществляться указанными лицами лишь после формирования границ земельных участков, на котором располагаются такие площадки, и предоставления сформированных земельных участков на каком-либо праве муниципальному образованию.
Кроме того, означенные функции не предполагают возможности как департамента транспорта Администрации города Омска, так и Администрации административного округа города Омска обращаться в уполномоченный орган с целью предоставления земельного участка для использования в качестве разворотной площадки городского пассажирского транспорта, поскольку, как уже отмечалось выше, такое заявление относится к правомочию по распоряжению муниципальным имуществом (земельными участками).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены, в том числе полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а также предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" порядок предоставления в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в городе Омске, для целей, не связанных со строительством, за исключением земельных участков, которые предоставляются для размещения временных объектов, для ведения дачного хозяйства, садоводства, осуществляется в порядке, определённом статьями 10, 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ, если иное не предусмотрено областным законодательством.
Статьёй 11 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" определён порядок предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не связанных со строительством. Согласно установленному этой статьёй порядку земельный участок предоставляется на основании заявления, которое подаётся в специально уполномоченный орган (каковым, по верному замечанию суда первой инстанции, является ГУЗР Омской области согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95). В случае, если информация, указанная в заявлении, требует дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в двухнедельный срок со дня поступления заявления. При этом срок рассмотрения заявления исчисляется со дня поступления необходимой дополнительной информации.
Орган местного самоуправления на основании обращения специально уполномоченного органа с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Специально уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется также в соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, для целей, не связанных со строительством, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п (далее по тексту - Порядок). Данный орган, утверждая Порядок, действовал в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 9 статьи 4 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области").
В соответствии с положениями пункта 14 указанного Порядка лицам, указанным в статьях 20, 24 Земельного кодекса Российской Федерации, может быть предоставлен земельный участок для целей, не связанных со строительством, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Согласно пункту 15 Порядка, предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления, поданного в специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области.
В пункте16 Порядка закреплено, что в заявлении должны быть указаны:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры земельного участка;
3) местоположение земельного участка;
4) испрашиваемое право на земельный участок.
Пунктом 17 Порядка установлено, что специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области в недельный срок рассматривает указанное заявление и подготавливает проект решения о предоставлении земельного участка либо ответ об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием отказа.
В соответствии с пунктом 18 Порядка решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
Решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование, постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, не может быть принято в случае отсутствия кадастрового паспорта земельного участка.
Материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом, по сути, не оспаривается, что Департаментом в ГУЗР Омской области были поданы заявления о предоставлении земельных участков для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа г. Омска, к которым были приложены кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, а также уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним сведений об этих земельных участках.
Таким образом, заявления Департамента в полной мере отвечают требованиям указанного Порядка, а также статьям 11, 11.1 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" (предоставлено соответствующее заявление в уполномоченный орган, с приложением установленных указанными актами документов).
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что установленных законодательством оснований для отказа в предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования 32 спорных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, не имелось.
Суд первой инстанции также правомерно констатировал, что положенное в основу отказа указание заинтересованным лицом на отсутствие среди приложенных к заявлениям документов проектов планировки соответствующих территорий муниципального образования городской округ г. Омск, законным основанием для отказа в предоставлении земельных участков не является.
Представление названных проектов не предусмотрено ни Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", ни Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, ни какими-либо другими правовыми актами.
При этом суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание, что ранее Департаменту заинтересованным лицом неоднократно предоставлялись земельные участки на названном праве и на праве собственности без истребования проектов планировки соответствующих территорий муниципального образования городской округ г. Омск.
Кроме того, требуемые заинтересованным лицом проекты планировки территории являются общедоступными документами, размещёнными в сети Интернет и опубликованными в средствах массовой информации. Помимо этого, из материалов дела, в том числе кадастровых паспортов спорных земельных участков, следует, что испрашиваемые земельные участки заняты не проектируемыми, а уже существующими отстойно-разворотными площадками, используемыми много лет.
Вместе с тем, разрешая вопрос о восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости исключения из предложенного заявителем способа восстановления нарушенных прав и интересов земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:00 00 00:926, 55:36:00 00 00:935, 55:36:00 00 00:937, 55:36:00 00 00:939, 55:36:00 00 00:946, 55:36:03 01 15:3205, 55:36:15 01 01:276, 55:36:19 01 02:2057.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Поскольку в материалах дела имеется письмо федерального государственного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Омской области от 18.05.2011 N 3678, согласно которому земельные участки с указанными кадастровыми номерами сняты с кадастрового учёта (т. 2, л.д. 75, 76), суд первой инстанции пришел к выводу, что они не могут являться объектами гражданских прав на момент принятия обжалуемого решения.
Как следует из апелляционной жалобы ГУЗР Омской области, заинтересованное лицо обжалует решение арбитражного суда в полном объеме, однако каких-либо доводов относительно приведенных выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо ФБУ "КП" по Омской области от 18.08.2011 об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:00 00 00:961, 55:36:03 08 01:743, 55:36:08 28 01:3234 не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку на момент принятия решения судом первой инстанции данные участки не были исключены (что подтверждено представителем ГУЗР Омской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные Департаментом требования частично, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ГУЗР Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате заинтересованным лицом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.06.2011 по делу N А46-4572/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4572/2011
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Главное Управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6216/11