22 сентября 2011 г. |
Дело N А55-2938/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Балуева Ю.С., доверенность от 02 ноября 2010 г. N 2070;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Флегонтова Г.А., доверенность от 24 декабря 2010 г. N 12-7271;
от третьего лица - Филиппова В.А., доверенность от 06 июля 2011 г. N 156,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2011 г.
по делу N А55-2938/2011 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал", г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (станция обезжелезивания с переходом на площадке), общей площадью 1 603, 60 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера В, В1, и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия противоречат требованиям ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) и нарушают права и законные интересы заявителя, который согласно ст. 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно выписке из реестра муниципального имущества от 18 июня 2010 г. N 15-07-16/32424 спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы города Самары от 31 декабря 1998 г. N 677.
Указанным постановлением в связи с завершением строительства пускового комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье производительностью 100 тыс.м3/сутки утвержден акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством пускового комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье производительностью 100 тыс.м3/сутки.
Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что сооружение, право на которое заявлено к регистрации, является объектом нового строительства. Однако документы, подтверждающие законность создания указанного объекта, на регистрацию представлены не были, что и послужило основанием для отказа в государственной регистрации.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Департамента управления имуществом городского округа Самара, муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание (станция обезжелезивания с переходом на площадке), общей площадью 1 603, 60 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера В, В1.
Сообщением от 18 января 2011 г. N 01/476/2010-117 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности (т. 1 л.д. 9-10).
Основанием для отказа явилось непредставление на государственную регистрацию документов, подтверждающих законность создания спорного объекта.
Полагая действия регистрирующего органа незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
На основании ст. 25 Закона о госрегистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Из материалов дела следует, что постановлением главы г. Самары от 31 декабря 1998 г. N 677 утвержден акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта от декабря 1998 г., которым принят в эксплуатацию объект недвижимости - нежилое здание (станция обезжелезивания 130 тм3/сут (т. 1 л.д. 98-104).
Из акта приемки следует, что строительство данного объекта велось на основании разрешения на строительство, выданного постановлением главы от 02 февраля 1998 г. N 34 (т. 1 л.д. 99-100).
В соответствии с п. 8 постановления Совета Министров СССР от 23 января 1981 г. N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.
Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
Постановлением главы города Самары от 22 мая 2000 г. N 390 муниципальному предприятию "Самараводоканал" в постоянное пользование предоставлен фактически занимаемый земельный участок насосной станцией II подъема комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье в Куйбышевском районе (т. 1 л.д. 29).
На основании акта от 11 сентября 2000 г. N 9149 предприятию отведен земельный участок площадью 16,7173 га (т. 1 л.д. 30).
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод регистрирующего органа о непредставлении на государственную регистрацию акта государственной приемочной комиссии, так как из материалов дела следует, что акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта - комплекс водозаборных и очистных сооружений в Самарском заречье ранее в регистрирующий орган представлялся и имеется в его архиве (т. 1 л.д. 123).
В соответствии со ст. 19 Закона о госрегистрации государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что государственный регистратор имел возможность получить акт приемки из архивных материалов Управления Росреестра по Самарской области.
Из материалов дела следует, что Управление Росреестра по Самарской области приостановило государственную регистрацию, между тем соответствующие архивные материалы затребованы не были.
Распоряжением администрации Куйбышевского района г. Самары от 29 сентября 2003 г. N 512 объекту недвижимости присвоен адрес: Южное шоссе, 3 а в Куйбышевском районе (т. 1 л.д. 14).
Из материалов дела следует, что нежилое здание (станция обезжелезивания с переходом на площадке), общей площадью 1 603, 60 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, литера В, В1, включено в реестр муниципальной собственности 31 декабря 1998 г. на основании постановления главы города Самары от 31 декабря 1998 г. N 677, о чем свидетельствует выписка из реестра (т. 1 л.д. 12).
На государственную регистрацию заявителем также представлен кадастровый паспорт на спорное здание, согласно которому год ввода в эксплуатацию - 1998 (т. 1 л.д. 15-26, 47-70).
Кроме того, на государственную регистрацию представлены балансовая справка МП г. Самары "Самараводоканал" от 14 мая 2010 г., из которой следует, что объект недвижимости - станция обезжелезивания с переходом на площадке, расположенная по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 3а, литер В, В1, на момент передачи в муниципальную собственность находился на балансе муниципального предприятия "Самараводоканал" (т. 1 л.д. 27, 71).
В соответствии с письмом от 18 октября 2010 г. N 676 объект недвижимости "станция обезжелезивания 130 тыс. куб.м/сут", входящий в состав комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье производительностью 100 тыс. куб.м/сут, и здание "станция обезжелезивания с переходом на площадке" литера В, В1, расположенное по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 3а, являются одним и тем же объектом (т. 1 л.д. 28, 72).
Доказательств обратного регистрирующим органом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что представленные в регистрирующий орган документы позволяли удостовериться в том, что строительство спорного объекта недвижимости осуществлено на земельном участке, предоставленном МП "Самараводоканал" для этих целей. Названный объект введен в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. Таким образом, отсутствуют препятствия для приобретения городским округом Самара права собственности на новую вещь, созданную с соблюдением закона и иных правовых актов.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 мая 2011 г. по делу N А55-2938/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2938/2011
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, МП г. Самары "Самараводоканал", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области