г. Вологда
20 сентября 2011 г. |
Дело N А13-11434/2010 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 мая 2011 года по делу N А13-11434/2010 (судья Колтакова Н.А.),
установил
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Вологдаэнерго" (ОГРН 1047855175785; далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района (ОГРН 1023502696227) о взыскании 406 101 руб. 04 коп., в том числе 404 535 руб. 49 коп. излишне уплаченной арендной платы за период с 30 октября 2007 года по 31 декабря 2009 года по договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02/0069 с дополнительным соглашением от 04.07.2008, договору аренды от 17.08.2007 N ВЭ05-07/0397 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 20.12.2001 с дополнительным соглашением от 04.07.2008, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 21.12.2001 N ВЭ05-02/0460 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ-02/0447 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды от 01.10.2004 N ВЭ05-05/0078 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02/0449 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02/0450 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ05-02/0031 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02-0455 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 13.12.2001 N ВЭ05-02/0456 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ05-02/0029 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02/0039 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договор аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02/0038 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ05-02/0033 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ05-02/0030 с дополнительным соглашением от 04.07.2008, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ05-02/0032 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ05-02/0028 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02/0087 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 19.12.2001 N ВЭ05-02/0044 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ05-02/0451 с дополнительным соглашением от 04.07.2008, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ 05-02/0037 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ 05-02-0063 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 11.01.2002 N ВЭ 05-02/0034 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ 05-02/0452 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды от 01.12.2003 N ВЭ 05-03/0432 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ 05-02/0040 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земель несельскохозяйственного назначения от 14.12.2001 N ВЭ 05-02/0453 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору от 07.11.2005 N 132-ЗАР/ВЭ 05-05/0330 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды от 28.04.2007 N ВЭ 05-07/0246 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды от 23.03.2007 N ВЭ 05-07/0204 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды земельного участка под строительство от 07.05.2009 N ВЭ 05-09/0279, договору аренды земельного участка под строительство от 01.12.2009 N ВЭ 05-09/0627, договору аренды земельного участка под строительство от 18.12.2009 N ВЭ 05-09/0649, договору аренды от 04.09.2006 N ВЭ 05-06/0418 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды от 04.10.2006 N ВЭ 05-06/0497 с дополнительным соглашением от 04.07.2008 N 1, договору аренды от 21.05.2007 N ВЭ05-07/0291 и дополнительному соглашению от 04.07.2008 N 1, договору аренды земельного участка от 21.03.2003 с соглашением о внесении изменений от 28.02.2005 и с дополнительным соглашение от 04.07.2008 N 1, и 1565 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11 сентября 2010 года по 28 сентября 2010 года.
Определениями суда от 16 декабря 2010 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование "Великоустюгский муниципальный район Вологодской области в лице главного распорядителя бюджетных средств - администрации Великоустюгского муниципального района, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Определением суда от 24 января 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: муниципальное образование город Великий Устюг в лице администрации, городское поселение Красавино в лице администрации, городское поселение Кузино в лице администрации, сельское поселение Верхневарженское в лице администрации, сельское поселение Верхнешарденгское в лице администрации, сельское поселение Красавинское в лице администрации, сельское поселение Ломоватское в лице администрации, сельское поселение Марденгское в лице администрации, сельское поселение Нижнеерогодское в лице администрации, сельское поселение Нижнешарденгское в лице администрации, сельское поселение Опокское в лице администрации, сельское поселение Орловское в лице администрации, сельское поселение Парфеновское в лице администрации, сельское поселение Покровское в лице администрации, сельское поселение Самотовинское в лице администрации, сельское поселение Стреленское в лице администрации, сельское поселение Сусоловское в лице администрации, сельское поселение Теплогорское в лице администрации, сельское поселение Трегубовское в лице администрации, сельское поселение Усть-Алексеевское в лице администрации, сельское поселение Шемогодское в лице администрации, сельское поселение Юдинское в лице администрации, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области (далее - РЭК).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 мая 2011 года в удовлетворении иска отказано.
ОАО "МРСК Северо-Запада" с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит его отменить и удовлетворить иск. Доводы подателя жалобы сводятся к следующим:
- установленный Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (2% от кадастровой стоимости земельного участка) как регулируемая цена применяется к отношениям сторон договоров аренды государственных (муниципальных) земельных участков с момента вступления указанного закона в силу независимо от факта внесения изменений в договор аренды. Данное обстоятельство подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09;
- договоры аренды являются недействительными (ничтожными) в части установления арендной платы за период с 30.10.2007 в размере, превышающем 2% от кадастровой стоимости земельных участков, поэтому положения пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению;
- основанием для перерасчета арендной платы послужили разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09. Ранее вопрос о наличии у истца права (обязанности) применять предельный размер арендной платы 2% от кадастровой стоимости земельного участка носил спорный характер;
- взаимоотношения истца с потребителями услуг по передаче электроэнергии, которые не являются сторонами договоров аренды, не имеют правового значения для рассматриваемого дела;
- фактический порядок формирования тарифов, действовавших в спорный период, не влияет на начальный момент применения предельного размера арендных платежей;
- перерасчет арендной платы, внесенной истцом за прошедший период, подлежит учету при формировании тарифов истца на будущие периоды;
- РЭК обязана учесть сумму переплаты в качестве экономически необоснованных расходов истца, учтенных при формировании тарифов на 2007 - 2010 годы, и вычесть ее из состава расходов истца, учитываемых при формировании (корректировке) тарифов на будущие периоды;
- истец не согласен с выводом суда о недоказанности факта нахождения линейных объектов на всех земельных участках. Линии электропередачи, трансформаторные подстанции, здания производственных баз входят в единый электросетевой производственно-технологический комплекс и в совокупности представляют собой имущественный комплекс линейного объекта. Судебная практика также исходит из того, что понятие "линейный объект" включает в себя не только линии электропередачи и иные подобные объекты;
- на арендованных участках находятся функционирующие линии электропередачи, что подтверждено арендодателем при подписании договоров, а также свидетельствами о государственной регистрации права собственности, техническими паспортами на электросетевые комплексы, актами осмотра.
Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения.
Муниципальное образование город Великий Устюг в лице администрации, сельское поселение Юдинское в лице администрации, городское поселение Кузино в лице администрации, сельское поселение Самотовинское в лице администрации, сельское поселение Марденгское в лице администрации, сельское поселение Опокское в лице администрации, сельское поселение Сусоловское в лице администрации в отзывах на апелляционную жалобу против ее удовлетворения возражали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направили. Истец, РЭК заявили ходатайства о рассмотрении жалобы без участия своих представителей. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, администрациями сельских советов, Комитетом по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района, администрацией Великоустюгского муниципального района (арендодателями) и открытым акционерным обществом "Вологдаэнерго" (арендатором, далее - ОАО "Вологдаэнерго) заключены договоры аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения. В соответствии с данными договорами истцу в аренду переданы земельные участки для размещения и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих ОАО "Вологдаэнерго" на праве собственности. Договоры аренды зарегистрированы в установленном законом порядке.
В связи с произошедшей реорганизацией ОАО "Вологдаэнерго" права и обязанности арендатора по рассматриваемым договорам перешли к его правопреемнику - ОАО "МРСК Северо-Запада", о чем заключены дополнительные соглашения.
Договорами аренды предусмотрено, что общая сумма ежегодной платы за арендованные земельные участки составляет в размере ставки земельного налога. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления. На основании соответствующих нормативных правовых актов уплачивалась арендная плата за пользование земельными участками.
Ссылаясь на то, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) определенная в расчетах к договорам арендная плата превышает предел, установленный законом, и за период с 30.10.2007 по 31.12.2009 излишне уплачены 404 535 руб. 49 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что рассматриваемые требования истца не направлены на указанные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 цели, а предполагают получение возмещения по уплаченным арендным платежам как за счет потребителей электроэнергии, так и за счет казны муниципального образования, на территории которого расположены земельные участки. Суд также указал, что истцом не доказано, что на всех земельных участках расположены линейные объекты. В связи с отказом в удовлетворении иска оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не установлено.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным законодательством, а также специальными федеральными законами.
Статья 606 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что между сторонами фактически сложились правоотношения по аренде земельных участков, регулируемые договорами.
Соответственно, обязательства сторон по предоставлению в аренду земельного участка и внесению платежей за его использование возникают в силу закона и заключенных возмездных договоров.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Законом N 212-ФЗ внесены изменения в статью 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести их в собственность в соответствии с правилами, установленными данным абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 сделан вывод, что внесенные Законом N 212-ФЗ изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, с учетом особого характера этих объектов рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию.
Судом первой инстанции с учетом всех представленных сторонами документов правомерно сделан вывод о недоказанности факта нахождения на всех спорных земельных участках линейных объектов.
Ввиду изложенного правовая позиция, сформулированная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, не распространяется на спорные правоотношения.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание на следующее.
ОАО "МРСК Северо-Запада" с 2007 года было известно об изменениях, внесенных в статью 3 Закона N 137-ФЗ, тем не менее, истец продолжал добровольно вносить арендную плату за пользование земельными участками в согласованном сторонами размере, за внесением изменений в договоры в части перерасчета арендной платы не обращался.
Как следствие, истец с 2007 года знал о том, что обязательство по уплате арендных платежей сверх двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (в случае подтверждения факта нахождения на спорных земельных участках линейных объектов) у него отсутствует.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В данном случае истец, производя арендные платежи в установленном договором порядке, действовал, осознавая отсутствие обязательства перед арендодателем.
Сведения о размере добровольно уплаченной арендной платы ежегодно предоставлялись истцом в РЭК. При формировании тарифов на электроэнергию ОАО "МРСК Северо-Запада" учитывались его затраты по уплате арендных платежей, понесенные по рассматриваемым договорам аренды. Данный вывод не отрицается подателем апелляционной жалобы.
Тарифы на электроэнергию за спорный период сформированы, в данные тарифы вошли уплаченные истцом арендные платежи, которые в дальнейшем были предъявлены к оплате потребителям электрической энергии в виде платы за оказываемые услуги.
В силу изложенного, учитывая, что арендная плата вносилась ОАО "МРСК Северо-Запада" в рамках и на основании заключенных договоров аренды, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на стороне ответчиков отсутствует неосновательное обогащение.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 мая 2011 года по делу N А13-11434/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11434/2010
Истец: ОАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго"
Ответчик: "Великоустюгский муниципальный район Вологодской области", Администрация городского поселения Кузино Великоустюгского муниципального района, Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского мунициального района
Третье лицо: Администрация городского поселения "Красавино", Администрация муниципального образования "Город Великий Устюг", Администрация сельского поселения Верхневарженское, Администрация сельского поселения Верхнешарденгское, Администрация сельского поселения Красавинское, Администрация сельского поселения Кузино, Администрация сельского поселения Ломоватское, Администрация сельского поселения Марденгское, Администрация сельского поселения Нижнеерогодское, Администрация сельского поселения Нижнешарденгское, Администрация сельского поселения Опокское, Администрация сельского поселения Орловское, Администрация сельского поселения Парфеновское, Администрация сельского поселения Покровское, Администрация сельского поселения Самотовинское, Администрация сельского поселения Стреленское, Администрация сельского поселения Сусоловское, Администрация сельского поселения Теплогорское, Администрация сельского поселения Трегубовское, Администрация сельского поселения Усть-Алексеевское, Администрация сельского поселения Шемогодское, Администрация сельского поселения Юдинское, Региональная энергетическая комиссия Вологодской области, Управление росреестра по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3783/11