г. Томск |
Дело N 07АП-7167/11 |
26 сентября 2011 г. |
N А03-1501/2011 |
(резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2011 г..).
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Логачева К.Д.,
судей: Емашовой Л.Н., Кудряшевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винниковой О.Н.,
при участии:
от уполномоченного органа: Богданова Ю.В. по доверенности от 13.05.2011, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле: не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива - племенной колхоз "Приозерный" на определение Арбитражного суда Алтайского края от 19.07.2011 г.. (судья Зверева В.А.) по делу N А03-1501/2011 о несостоятельности (банкротстве) Сельскохозяйственного производственного кооператива - племенной колхоз "Приозерный" (ИНН 2245001485, ОГРН 1022202115418)
(заявление ФНС России о включении требования в размере 5 992 363, 40 руб. в реестр требований кредиторов должника),
УСТАНОВИЛ
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 19.04.2011 г.. в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива племенного колхоза "Приозерный", с. Плешково Зонального района Алтайского края (ОГРН 1022202115418, ИНН 2245001485), введена процедура наблюдения сроком до 24.08.2011, временным управляющим утверждена Пономаренко Лилия Николаевна.
27.05.2011 г.. ФНС России обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о включении в реестр требований кредиторов СПК племенной колхоз "Приозерный" требований по обязательным платежам в размере 5 992 363 руб. 40 коп., в том числе налог - 4 031 343,70 руб., пени - 1 949 873,1 руб., штрафные санкции - 11 146,60 руб.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 19.07.2011 года требование ФНС России в размере 4 031 343,70 руб. основного долга включено в реестр требований кредиторов Сельскохозяйственного производственного кооператива - племенной колхоз "Приозерный" в третью очередь; 1 949 873 руб. 10 коп. пени и 11 146 руб. 60 коп. штрафа учтено отдельно в реестре требований кредиторов. Суд исходил из того, что требование заявителя подтверждено надлежащими доказательствами.
Не согласившись с вынесенным определением, СХПК племенной колхоз "Приозерный" (далее - Кооператив) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Алтайского края от 19.07.2011 г.. в части. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Межрайонной ИФНС России N 1 по Алтайскому краю не представлено первичных документов, подтверждающих размер реструктуризированного основного долга, а именно требований об уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), решений налогового органа об их взыскании, исходя из чего, не представляется возможным установить, каким образом он был рассчитан. Инспекцией пропущены сроки для принудительного взыскания задолженности, срок добровольного исполнения требования об уплате которой истек до 27 ноября 2010 года.
Представитель уполномоченного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, определив на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке, проверив законность и обоснованность определения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены определения 19.07.2011.
Из материалов дела следует и установлено судом, что заявителем для включения в реестр требований кредиторов должника заявлена задолженность по состоянию на 19.04.2011, возникшая на дату принятия заявления, в размере 5 992 363,40 руб., в том числе налог - 4 031 343,70 руб., пени - 1 949 873,1 руб., штрафные санкции - 11 146,60 руб., в том числе:
3 252 969,48 руб. реструктуризированного долга, в том числе по взносам в ПФ в размере 1 056 466,24 руб., по взносам в ФСС в размере 192 296,23 руб., по ЕСН, зачисляемому в ФБ, в размере 1 977 343,90 руб., по ECH, зачисляемому в ФФОМС, в размере 817,46 руб., по ECH, зачисляемому в ТФОМС, в размере 26 045,65 руб.
437 897,31 руб. основного долга по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, а именно согласно декларации за 3 квартал 2009 года 135 149 руб. по сроку уплаты 15.10.2009, согласно декларации за 4 квартал 2009 года 134 553 руб. по сроку уплаты 16.11.2009, 123 598 руб. по сроку уплаты 15.12.2009, 94 720 руб. по сроку уплаты 15.01.2010. Сумма задолженности определена с учетом добровольной оплаты должником 50 122,69 руб.
110 354,91 руб. основного долга по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии, а именно согласно декларации за 4 квартал 2009 года 36 179 руб. по сроку уплаты 16.11.2009, 31 039 руб. по сроку уплаты, 45 468 руб. по сроку уплаты 15.01.2010. Сумма задолженности определена с учетом добровольной оплаты должником 2 331,09 руб.
224 334 руб. основного долга по транспортному налогу с организаций, а именно согласно декларации за 4 квартал 2010 года 224 334 руб. по сроку уплаты 07.02.2011.
- 5 788,00 руб. основного долга по земельному налогу с организаций согласно декларации за 2010 года 23 155 руб. по сроку уплаты 21.02.2011. Сумма задолженности определена с учетом добровольной оплаты должником 17 367 руб.
- 1 949 873,10 руб. пени (согласно таблице расчета пени по видам налогов, периода начисления, мер принудительного взыскания);
- 11 146,6 руб. задолженности по штрафным санкциям (согласно таблице мер принудительного взыскания по штрафным санкциям).
В части требования по реструктуризированному долгу в материалы дела представлено соглашение о реструктуризации долгов N 7/68 от 17.10.2003, соглашение о списании сумм пеней и штрафов N 7/68п от 17.10.2003, решение о списании задолженности по пеням и штрафам от 23.03.2004 N 1, графики погашения долгов по соглашению о реструктуризации долгов N 7/68 от 17.10.2003.
Соглашение N 7/68 от 17.10.2003 о реструктуризации долгов предусматривало вариант реструктуризации задолженности должника перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам на 01.08.2003 в сумме 4 017 613 руб. в виде отсрочки погашения долга и начисленных процентов в сумме 4 017 613 руб. до 01.08.2009 и рассрочки погашения долга и начисленных процентов в сумме 4 017 613 руб. до 01.08.2014.
График погашения долгов содержит сроки и суммы оплаты задолженности на период 2009-2014 годов применительно к видам налогов, сборов, взносов.
В связи с тем, что плательщиком были оплачены и уменьшены по расчету начисленные суммы налога, сумма реструктуризированного основного долга по состоянию на 19.04.2011 составила по данным заявителя 3 252 969,48 руб., в связи с чем, указанная сумма заявлена для включения в реестр требований кредиторов должника.
Также заявителем в обоснование заявленного требования представлены документы, свидетельствующие о предпринятых налоговым органом мерах по принудительному взысканию задолженности: требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 1 от 04.05.2010, требование ГУ Управление ПФР в Зональном районе N 238 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем по состоянию на 01.12.2009 требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 2160 на 31.08.2010, N 48229 на 10.08.2010, N 93498 на 10.11.2010, N 12246 на 29.07.2010, N 13919 на 19.05.2010, N 7413 на 27.04.2010, N 7414 на 27.04.2010, N 4335 на 10.03.2010, N 12247 на 29.07.2010, N 4461 на 29.04.2011, N 3902 на 24.02.2011, N 4462 на 29.04.2011, N 16747 на 07.07.2010, N 7412 на 27.04.2010, N 9869 на 24.07.2009, N 15890 на 25.10.2010, N 14062 на 21.05.2009, N 7017 на 28.04.2009, N 55518 на 12.11.2008, N 31239 на 07.08.2008, N 24187 на 11.09.2006, N 19750 на 24.08.2006, N 3983 на 07.04.2006, N 4149 на 08.09.2008, N 3902 на 24.02.2011, N 4335 на 10.03.2011 N 1665 на 25.05.2011, решения налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банке N 9986 от 24.09.2010, N 1262 от 25.05.2006, N 3678 от 17.10.2006, N 3946 от 14.11.2006, N 5140 от 15.06.2010, N 5141 от 15.06.2010, N 5142 от 15.06.2010, N 6613 от 24.06.2010, N 6659 от 18.09.2008, N 7159 от 24.06.2009, N 7606 от 23.08.2010, N 9040 от 08.09.2010, N 9495 от 10.12.2008, N 9545 от 31.08.2009, N 11659 от 25.11.2010, N 11339 от 05.10.2009, N 2991 от 07.04.2011, N 3072 от 12.04.2011, реестры переданных на инкассо документов, решение налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации N 25 от 08.02.2010, постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации N 25 от 10.02.2010 постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.02.2010, исполнительный лист, выданный Арбитражным судом Алтайского края 24.09.2010 по делу N А03-4518/2010, решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 12-33/1722/3449 от 04.08.2009, N 15-22/750/1504 от 29.07.2010, N 15-22/155 от 23.05.2011, доказательства направления актов налогового органа должнику.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Законом порядка предъявления требований к должнику.
В силу пункта 1 статьи 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов (пункт 5 статьи 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 (далее - Постановление N 25) разъяснено, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам по делу о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения Постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Согласно пункту 22 Постановления N 25 в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
Как было указано выше, 17.10.2003 уполномоченный орган и Должник подписали соглашение о реструктуризации долгов N 7/68, по которому Кооперативу предоставлена отсрочка погашения долга и начисленных процентов до 01.08.2009 и рассрочка погашения долга и начисленных процентов до 01.08.2014 в общей сумме 4 017 613 руб. по состоянию на 01.08.2003.
Согласно статье 27 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются:
неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;
возбуждение в отношении должника процедуры банкротства;
несоответствие должника понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель", определенному абзацем 3 статьи 2 Закона.
Расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзаце 4 статьи 27 данного Закона, происходит автоматически (часть 3 статьи 28 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ).
Определение о возбуждении в отношении Кооператива дела о банкротстве вынесено 15.02.2011 года.
В силу статьи 29 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Расторжение соглашения о реструктуризации не освобождает налогоплательщика от обязанности по уплате оставшейся задолженности по налогам и сборам, пеней, штрафов. В этом случае в соответствии с пунктом 8 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, налоговые органы принимают меры по взысканию задолженности. Однако названным постановлением какого-либо особого порядка взыскания указанной задолженности не предусмотрено.
По своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Поэтому взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 Кодекса.
Уполномоченный орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности в размере 3 252 969,48 руб. (с учетом уменьшенной суммы долга), вошедшей в соглашение о реструктуризации N 7/68 от 17.10.2003. ФНС России не доказано принятие мер к бесспорному взысканию задолженности, образовавшейся до реструктуризации. Графики погашения долгов по соглашению о реструктуризации долгов N 7/68 от 17.10.2003 с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 19, 22 Постановления N 25, не могут быть приняты в качестве таких доказательств.
Уполномоченным органом также заявлено о включении в реестр задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 437 897,31 руб. за 3 и 4 кварталы 2009 года, а также по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 110 354,91 руб. за 4 квартал 2009 года.
Согласно части 1 статьи 60 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафа исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Часть 2 указанной нормы права устанавливает, что взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31 декабря 2009 года включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 19 вышеназванного закона взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно требованию N 238 от 01.12.2009 года задолженность Кооператива по страховым взносам и пени составила 561 935,41 руб., в том числе 539 727 руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 22 208 руб. 41 коп. - пеня. Требование в указанном размере подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.05.2010 года по делу N А03-4518/2010 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" считается установленным.
В отношении задолженности по страховым взносам за 4 квартал 2009 года заявителем не представлено доказательств соблюдения принудительного порядка взыскания. С учетом установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков, на момент обращения в суд с настоящим заявлением (27.05.2011) срок для взыскания указанной задолженности в судебном порядке пропущен.
В отношении недоимки по транспортному налогу в размере 224 334 руб. и земельному налогу в сумме 23 155 руб. со сроками уплаты 07.02.2011 и 21.02.2011 соответственно уполномоченным органом представлены достаточные доказательства соблюдения принудительного порядка взыскания (требования, решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств налогоплательщика), с учетом статей 46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения для взыскания задолженности в судебном порядке не пропущен. Также апелляционный суд признаёт обоснованным размер пени по транспортному налогу в сумме 1734,85 руб. и земельному налогу в сумме 96,48 руб., начисленных за период до истечения срока для взыскания этой задолженности в судебном порядке.
Возражений относительно суммы штрафов в апелляционной жалобе не содержится, судом апелляционной инстанции оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит определение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в определении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 3 части 1 статьи 270, пунктом 3 части 4 статьи 272, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Алтайского края от "19" июля 2011 г.. по делу N А03-1501/2011 отменить, разрешить вопрос по существу. Включить требование ФНС России, г.Москва, в реестр требований кредиторов СХПК племенной завод "Приозерный", с.Плешково Зонального района Алтайского края, в следующем размере и составе:
539 727руб. основного долга по обязательным платежам по обязательному пенсионному страхованию в третью очередь, подлежащих удовлетворению после погашения задолженности, включенной во вторую очередь реестра требований кредиторов;
247 489руб. основного долга в третью очередь;
24 039,74руб. пени и 11 146,60руб. штрафа учесть отдельно в реестре требований кредиторов СХПК племенной завод "Приозерный" и подлежащих удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В остальной части требование ФНС России оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Логачев К.Д. |
Судья |
Кудряшева Е.В. Емашова Л.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1501/2011
Должник: СПК-племенной колхоз "Приозерный"
Кредитор: Бийское ОСБ N 153 Сбербанка РФ, ЗАО "Бийский сахарный завод", ИП Артемов Э. В., МИФНС N 1 по АК, ОАО "Бийский элеватор", ОАО "Россельхозбанк", ОНО "Бийская опытно-селекционная станция", ООО "Алтай-агроком", ООО "Лакта", ООО "Орион-III", ООО "Север", ООО "Сибторгцентр", ООО "Хедр", ООО Мака, ООО Маслозавод "Салаирский", ООО Приозерное, ООО ТрансЭлектроРемонт, Шефер Александр Владимирович
Третье лицо: ИП Афанасьев А. Б., Пономаренко Лилия Николаевна, СРО арбитражных управляющих "Меркурий"