г. Владивосток |
Дело |
26 сентября 2011 г. |
N А51-6262/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей Г.М. Грачёва, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Якушева Т.А., доверенность от 23.12.2010 N 29/03-20-22143, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 1242;
от Дачного некоммерческого товарищества "Незабудка": Андреева Н.Ю., доверенность от 26.04.2011, срок действия не указан, паспорт;
от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: Акуленко Н.В., доверенность от 21.01.2011, срок действия не указан, удостоверение N 0067;
от Управления лесным хозяйством Приморского края - представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-5984/2011
на решение от 28.07.2011
судьи Н.Л. Бибик
по делу N А51-6262/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Незабудка" (ИНН 2538143708, ОГРН 1102538009111)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Незабудка" (далее - заявитель, ДНТ "Незабудка", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 21.04.2011 N 29/06/02-14/5860 об отказе в предоставлении ДНТ "Незабудка" в аренду земельных участков площадью около 25000 кв. м в районе улицы Коммуны, дом 10 в г. Владивостоке, площадью около 15000 кв. м в районе ул. Грязелечебница, д. 25 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства, а также об обязании Департамента направить обращение товарищества в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для утверждения и выдачи заявителю схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) соответствующей территории (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 28.07.2011 г.. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что спорные земельные участки расположены на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, их использование для ведения дачного хозяйства допускается, ввиду чего Департамент правомочен распоряжаться им, и не имел законных оснований для отказа в предоставлении его в аренду ДНТ "Незабудка", обязан был обратиться в орган местного самоуправления с целью формирования земельного участка и утверждения его границ на кадастровом плане территории.
Департамент, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что испрашиваемые земельные участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества и в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, на испрашиваемых земельных участках расположены защитные леса 1, 2 и 3 зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, на которых запрещено размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Кроме того, суд не дал правовой оценки доводам Департамента о том, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, земельный участок, расположенный по ул. Коммуны, 10 находится в зоне курортного лечения и отдыха. Ведение дачного хозяйства не является видом разрешенного использования в данной зоне. По мнению Департамента, выбор земельных участков для ведения садоводства и дачного хозяйства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель. Также департаментом указано на отсутствие утвержденного органом местного самоуправления списка членов товарищества. Также ответчик ссылается на то, что размер земельного участка, испрашиваемого товариществом превышает предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения дачного хозяйства, установленные Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ "О нормах предоставления земельных участков в собственность в Приморском крае", учитывая, что согласно протоколу общего собрания учредителей, количество членов товарищества составляет 5 человек.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель ДНТ "Незабудка" на доводы жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае поддержал доводы жалобы Департамента.
Управление лесным хозяйством Приморского края, извещенное о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 20.01.2011 ДНТ "Незабудка" обратилось в Департамент с заявлением (вх. N 29-1206 от 27.01.2011) о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков площадью около 25000 кв. м в районе улицы Коммуны, дом 10 в г. Владивостоке, площадью около 15000 кв. м в районе ул. Грязелечебница, д. 25 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
В дополнение к указанному заявлению Товариществом 25.02.2011 представлены в Департамент кадастровые планы кадастровых кварталов 25:28:050025 и 25:28:050027 с указанием местоположения и границ испрашиваемых земельных участков.
Письмом от 21.04.2011 исх. N 29/06/02-14/5860 Департаментом в предоставлении земельных участков отказано по причине их нахождения на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества, а также в связи с непредставлением списка членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления.
ДНТ "Незабудка", не согласившись с указанным решением Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ) под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Настоящий Федеральный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Федерального закона граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права).
В соответствии с пунктом 2.2.5 постановления администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края", полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края (находящимися в ведении Приморского края), за исключением земельных участков, подлежащих приватизации в соответствии с Программой приватизации государственного имущества Приморского края на соответствующий, закреплены за Департаментом.
В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения.
Названная правовая норма выделяет семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Из материалов дела судом установлено, что земельные участки, расположенные по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Коммуны, 10 находятся на землях населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, относится к жилой зоне и предназначен для застройки индивидуальными жилыми домами, что следует из Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с приложением геодезических и картографических материалов (л.д.74-83). Данное обстоятельство также прямо следует из кадастровых планов территории от 13.01.2011 N 25/00-75349 и N 25/00-75322.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, в том числе лесном реестре. Только сведения из государственного кадастра недвижимости подтверждают юридический факт категории земель, к которой относится определенный земельный участок.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых планов территории не представляется возможным установить факт отнесения спорных земельных участков к территории лесного фонда.
Так, согласно кадастровому плану территории от 13.01.2011 N 25/00-75349 и N 25/00-75322, испрашиваемые земельные участки, расположенные в кадастровом номере кадастрового квартала 25:28:050025 и 25:28:050027 полностью размещены на землях населённого пункта, с разрешенным использованием: для обслуживания жилого дома и для индивидуального жилищного строительства.
В силу части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 69 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе материалы лесоустройства Владивостокского лесничества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 ЗК РФ и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Ссылка Департамента на материалы лесоустройства Владивостокского лесничества (выкопировка из планшета Садгородского участкового лесничества л.д.49-50), содержащими схему расположения спорных земельных участков и земель Владивостокского лесничества, подтверждающие, по мнению ответчика, факт нахождения участков на землях лесного фонда, отклоняется в связи со следующим.
Статьей 101 ЗК РФ предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Таким образом, представленные в дело планшеты Садгородского участкового лесничества не могут быть приняты в качестве доказательств расположения спорных земельных участков на территории лесного фонда как не отвечающие критериям относимости и допустимости доказательств (статьи 67,68 АПК РФ).
Более того, данные выкопировки из планшета Садгородского участкового лесничества не подтверждает факт установления границ лесных участков, расположенных во Владивостокском лесничестве. Указывая на то, что испрашиваемые ДНТ "Незабудка" участки являются участками лесного фонда, ответчик в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ не представил суду надлежащим образом заверенный план указанного лесного участка. Данные планшеты при отсутствии соответствующих сведений в государственном кадастре недвижимости не подтверждают факта принадлежности испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда.
Статьей 84 Земельного кодекса РФ установлен порядок установления или изменения границ населённых пунктов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, Акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков и подлежит согласованию в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с принятием Думой г. Владивостока 15.09.2008 решения N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010, а также постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, которым была утверждена схема территориального планирования Приморского края были отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель обороны и безопасности.
Таким образом, при принятии Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки Владивостокского городского округа, границы Владивостокского городского округа были согласованы в том числе, с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно графической части Правил землепользования и застройки на территории г. Владивостока (л.д.83, 121) испрашиваемые ДНТ "Незабудка" участки расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), что свидетельствует об их отнесении к землям населённых пунктов.
Доказательств того, что процедура утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа была нарушена, в деле не имеется, следовательно, данный документ является доказательством перевода земель или земельных участков в категории земель, предусмотренные статьей 85 ЗК РФ.
Таким образом, при отсутствии доказательств того, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью в силу расположения на землях лесного фонда, отсутствуют основания считать, что спорные отношения регулируются нормами Лесного кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что земельный участок, расположенный по ул. Коммуны, 10 находится в зоне курортного лечения и отдыха в связи с чем ведение дачного хозяйства не является видом разрешенного использования в данной зоне, отклоняется на основании следующего.
Как указывалось выше, согласно графической части Правил землепользования и застройки, в районе испрашиваемых земельных участков расположена зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Зона курортного лечения и отдыха занимает лишь незначительную часть территории.
Поскольку в данный момент земельный участок, расположенный в районе ул. Коммуны, 10 в г. Владивостоке не сформирован в кадастровом отношении, его границы не определены, следовательно, утверждение Департамента о принадлежности всего испрашиваемого участка в зоне курортного лечения и отдыха является преждевременным.
Статья 34 ЗК РФ определяет порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
По смыслу процедуры, закрепленной в части 4 статьи 34 ЗК РФ она является этапом предоставления земельного участка, в рамках которой проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении.
Кроме того, следует учитывать, что составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Из пояснений представителя ДНТ "Незабудка" следует, что заявитель имел намерение сформировать земельный участок исключительно в зоне Ж-1, уточнив границы испрашиваемого земельного участка на этапе формирования схемы расположения органом местного самоуправления.
Однако, Департамент, фактически лишил товарищество указанной возможности, поскольку не направил в установленный законом срок предоставленные ДНТ "Незабудка" документы в УГА г. Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка.
Также коллегия считает необоснованным доводы ответчика относительно непредоставления ДНТ "Незабудка" списков членов товарищества, и протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку исходя из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" такая обязанность членов товарищества не предусмотрена.
Так, в силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 настоящей статьи).
Систематическое толкование выше приведенных норм права, с учетом положений пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона позволяет прийти к выводу о том, что в соответствии с действующим законодательством утверждение списков дачного некоммерческого товарищества не требуется. Таким образом, непредставление списков членов товарищества и протокола общего собрания членов СНТ, не может является основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого товариществом земельного участка.
Ссылка в жалобе на распоряжение Совмина СССР от 21.06.1956 сделана без оценки его соответствия Земельному и Лесному кодексам Российской Федерации, тогда как согласно статье 6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" изданные до ведения в действие Земельного кодекса РФ регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации, а согласно статье 13 Закона о введении Лесного кодекса РФ до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что товарищество не обосновало размер испрашиваемых земельных участков, размер которых превышает предельные размеры, установленные Законом Приморского края от 30.04.2003 N 53-КЗ необоснован, поскольку названный закон устанавливает предельные размеры земельных участков для ведения дачного хозяйства, предоставляемые в собственность, в то время как спорный участок испрашивается товариществом в аренду.
Установив отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств невозможности предоставления земельных участков в аренду, либо резервирования их для государственных или муниципальных нужд, учитывая, что при подаче заявления от 20.01.2011 и от 25.02.2011 в Департамент ДНТ "Незабудка" представило полный пакет документов, предусмотренный пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ, учитывая отсутствие в деле доказательств того, что испрашиваемые земельные участки ограничены в обороте либо изъяты из оборота, оснований для отказа в его предоставлении у Департамента не имелось.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ Департамент должен был в 20-дневный срок с момента поступления заявления направить обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане территории. Однако, получив обращение заявителя о предоставлении земельного участка, Департамент отказал в его предоставлении, т.е. допустил незаконное бездействие.
Установив, что отказ Департамента в предоставлении земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством является незаконным, а также непринятие ответчиком предусмотренных законом действий в предоставлении испрашиваемых земельных участков на этапе рассмотрения обращения заявителя, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ возложил на Департамент обязанность направить обращение заявителя в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельных участков на кадастровой карте или кадастровом плане территории.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.07.2011 по делу N А51-6262/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Г.М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6262/2011
Истец: Дачное некоммерческое товарищество Незабудка
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством ПК, Управление лесным хозяйством Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8349/12
11.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8349/12
21.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8349/12
10.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5976/11
26.09.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5984/11
28.07.2011 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-6262/11