Внесены изменения в закон о размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг и отдельные законодательные акты РФ
Закон N 53-ФЗ*(1) внес значительные изменения в Закон N 94-ФЗ*(2), существенно изменив ряд вопросов конкурсного расходования средств. Часть поправок уже вступила в силу, а некоторые начнут действовать с 1 января 2008 года. Рассмотрим их подробнее.
Закон N 53-ФЗ опубликован в "Собрании законодательства РФ" 23.04.2007, а в "Российской газете" - 25.04.2007. Поэтому согласно ст. 4 Закона N 53-ФЗ со дня его официального опубликования, то есть с 23 апреля 2007 года, изменился порядок проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. В результате расходовать средства бюджетным учреждениям станет еще сложнее.
Прежде всего отметим, что устранено противоречие норм Бюджетного кодекса и Закона N 94-ФЗ, ставшее предметом рассмотрения Президиумом ВАС РФ*(3). Теперь в законодательстве не содержится понятие "собственные нужды" учреждения, по которым закупки могут производиться на сумму до 200 тыс. руб. без проведения конкурсных процедур. Согласно новой редакции ст. 71 БК РФ бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом одноименные товары, работы и услуги бюджетные учреждения без заключения государственного или муниципального контракта вправе закупать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. Более того, с 1 января 2008 года на основании изменений, внесенных Законом N 63-ФЗ*(4), ст. 71 БК РФ утрачивает силу.
Однако в Закон N 94-ФЗ также внесены изменения, и теперь поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, отнесены к размещению заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую предельный размер расчетов наличными деньгами. Определено, что по итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом. Таким образом, четко установлено, что одноименные товары, работы и услуги стоимостью до 60 тыс. руб. могут приобретаться в течение квартала, в следующем квартале также возможно их приобретение без проведения конкурса.
Согласно п. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ под одноименными товарами, работами, услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с их номенклатурой для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Кроме того, возможно размещение у единственного поставщика независимо от суммы заказа на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением сжиженного газа) по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), на энергоснабжение. Таким образом, четко определено, что электроэнергию можно закупать у единственного источника.
Уточнен перечень субъектов, которые могут быть государственными заказчиками, муниципальными заказчиками. Это государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Аналогичные уточнения внесены и в ст. 764 ГК РФ.
Закупки в форме аукциона
Важное изменение регламентации закупок для государственных и муниципальных нужд заключается в том, что с 1 января 2008 года заказ на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд может размещаться исключительно путем проведения аукциона (в настоящее время такие процедуры проводятся достаточно редко).
Провести такой аукцион и выбрать организацию, которая сделала бы качественный ремонт, достаточно сложно, так как согласно п. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Однако при этом согласно новому п. 2.1 не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) следующие требования к участнику размещения заказа:
- к квалификации, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы;
- к деловой репутации;
- о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ.
В то же время обязанность проведения аукциона установлена лишь для капитального ремонта. Заключение договоров на проведение текущего ремонта возможно на основании конкурса, без проведения аукциона.
При отнесении работ по ремонту зданий и сооружений к текущему или капитальному ремонту организациям рекомендовано руководствоваться Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р)*(5), а также Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000*(6).
В случае капитального ремонта зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.). К текущему ремонту имущества относятся работы по систематическому и своевременному предохранению его от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе
Введено жесткое ограничение критериев оценки заявок на участие конкурса. Согласно новой редакции ст. 28 Закона N 94-ФЗ такими критериями помимо цены контракта являются:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Использование иных критериев запрещено, кроме проведения конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг, услуг в области оценочной деятельности, услуг специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа. В этих случаях конкурсная комиссия вправе учитывать также такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса, если он предусмотрен конкурсной документацией.
Начальная цена контракта (лота) теперь рассматривается как начальная (максимальная) цена, при этом в случае подачи заявки с превышением данной цены предусмотрено ее отклонение на этом основании.
Изменения в регламентации конкурсных процедур
Еще одна важная новация связана с продлением сроков конкурсных процедур. Теперь согласно ст. 27 Закона N 94-ФЗ срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов, из них до 10 дней отводится на оценку и сопоставление заявок. При этом на основании ст. 29 Закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса - со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Таким образом, теперь 10-дневный срок является минимальным, по истечении которого можно подписать государственный (муниципальный) контракт после вскрытия конвертов и подписания протокола.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 47 Закона N 94-ФЗ, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок теперь не подлежат опубликованию в официальном печатном издании, а размещаются только на сайте.
Определенные послабления для бюджетных учреждений предусмотрены и в ст. 42 Закона N 94-ФЗ - теперь возможно размещение заказа способом запроса котировок в случаях, если начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта не превышает 500 тыс. руб. (ранее ограничение составляло 250 тыс. руб.). Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола. На электронные аукционы ценовой порог поднят до 1 млн. руб. (ранее действовало ограничение в 500 тыс. руб.). Кроме того, стало возможным присылать котировки в форме электронного документа или по факсу.
Согласно новой редакции ст. 21 Закона N 94-ФЗ теперь можно вносить изменения и в извещение о проведении конкурса, и в конкурсную документацию, но не позднее чем за пять дней до окончания подачи заявок с продлением срока на 20 дней. Условия контракта можно изменять и при поставках товаров, и при выполнении работ, и при оказании услуг на 10% в количественном выражении.
Кроме того, уточнен порядок выделения квоты малым предприятиям (ст. 15 Закона N 94-ФЗ): вместо жестко определенной доли в 15% теперь установлен диапазон от 10 до 20% от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ (такой перечень был определен Постановлением Правительства РФ N 642*(7).
Отметим, что муниципальные заказчики вправе, но не обязаны осуществлять такое размещение заказов. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 3 млн. руб., на оказание услуг - не может быть более 2 млн. руб.
А. Вифлеемский,
к.э.н., директор Нижегородского
центра экономики образования
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20.04.2007 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(3) Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного Кодекса Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
*(5) Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
*(6) Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279.
*(7) Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"