г. Томск |
Дело N 07АП-10053/10 |
14 декабря 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 10, г. Новокузнецк
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 23 сентября 2010 года по делу N А27-10845/2010 (судья Обухова Г. П.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Люстика Андрея Эдуардовича, г. Новокузнецк
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 10, г. Новокузнецк
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Люстик Андрей Эдуардович (далее по тексту - ИП Люстик А.Э., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала N 10 (далее по тексту - Фонд социального страхования, заинтересованное лицо), выразившихся в отказе возместить в полном объеме расходы по выплате застрахованному лицу пособия по беременности и родам; об обязании Фонда социального страхования возместить расходы по выплате застрахованному лицу пособия по беременности и родам в сумме 67 990,35 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.09.2010 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, так как в рассматриваемом случае заявителем была создана искусственная ситуация, направленная на неправомерное получение денежных средств за счет средств Фонда социального страхования.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
ИП Люстик А. Э. в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению, так как арбитражный суд пришел к правомерному выводу о неправомерности оспариваемых действия заинтересованного лица, нарушения прав и законных интересов заявителя.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2010 года в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в филиал N 10 Фонда социального страхования с заявлением о возмещении произведенных расходов на социальное обеспечение - выплату пособия по беременности и родам в сумме 93 774,80 руб. застрахованному лицу Журба М.В.
Заинтересованным лицом проведена камеральная проверка при обращении страхователя за выделением денежных средств в осуществление расходов по обязательному социальному страхованию, результаты которой оформлены актом от 03.06.2010 года N 2594, которым предложено отказать страхователю в возмещении расходов, произведенных на выплаты пособия по беременности и родам в сумме 93 774,80 руб.
Вместе с тем, по результатам проверки Фонд социального страхования принял решение от 08.07.2010 года о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя в части - в сумме 25 784,45 руб. Между тем, данное решение не содержит выводов Фонда, на основании которых заявление страхователя о выделении средств удовлетворено только в части, и не содержит оснований для отказа в выделении средств на возмещение остальной суммы расходов.
Согласно протоколу о рассмотрении материалов дела камеральной проверки страхователя филиал N 10 пришел к выводу о том, что установление Журба М.В. оклада в размере 20 000 руб. является нецелесообразным, экономически не обоснованным и направлено на умышленное создание условий для получения пособия по беременности и родам.
Полагая, что данное решение свидетельствует о фактическом отказе Фонда социального страхования выделить средства на осуществление расходов в заявленной сумме, и, считая данный отказ неправомерным, а выводы об умышленном создании условий для получения пособия необоснованными, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных ИП Люстик А. Э. требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (статья 11 Закона).
В силу ст. 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьями 7, 8 вышеуказанного Закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно ст. 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу п.п. 7, 8 и 10 п. 2 ст. 8 названного Закона пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения.
В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее по тексту - Закон N 255-ФЗ).
Из ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ за страховщиками закреплено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Основанием для отказа в финансировании пособия в силу статьи 11 Закона N 165-ФЗ, пункта 18 Положения о Фонде, может являться нарушение законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или не подтверждение указанных расходов документами.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что трудовые отношения между работодателем ИП Люстик А. Э. и Журба М. В. оформлены трудовым договором; факт наступления страхового случая и факт выплаты заявителем пособия застрахованному лицу Фондом социального страхования не оспаривается, о неверном начислении рассматриваемого пособия или неуплаты заявителем отчислений по социальному страхованию не заявлено.
При этом, апелляционная инстанция отмечает, что с учетом положений ст. 64 Трудового кодекса РФ, согласно которых работодатель обязан заключить трудовой договор с работником, деловые качества которого соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидату, беременность не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Доказательств завышения установленной Журба М. В. заработной платы, а также доказательства неисполнения ею определенной работы, за которую работник получил заработную плату, Фондом социального страхования не представлено.
При этом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Фонда социального страхования о том, что оклад Журба М.В. превышает оклад других работников, а также оклад специалиста-маркетолога по данным Центра занятости населения, как необоснованные.
Статьей 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ должностной оклад - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ст. 132 и 135 Трудового кодекса РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
Между тем, заинтересованным лицом не представлены доказательства, что иные работники предпринимателя приняты на ту же должность и выполняют те же трудовые или должностные обязанности, что и Журба М.В.
Кроме того, из представленных Центром занятости населения сведений не следует, что заработная плата специалиста по маркетингу установлена в каком-то твердом размере и не подлежит изменению.
Вопросы наличия (отсутствия) у работодателя - страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников действующим законодательством не отнесены к компетенции Фонда социального страхования. Фонд не вправе вмешиваться в деятельность субъекта предпринимательства и определять ему экономическую обоснованность и целесообразность в тех или иных специалистах.
Основанием для отказа в финансировании пособия, как было указано выше, в силу ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ и п. 18 Положения о Фонде социального страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101, может являться нарушение законодательства Российской Федерации. нарушения установленных правил или не подтверждение понесенных расходов документами.
Однако, ни протокол о рассмотрении материалов камеральной проверки, ни решение от 08.06.2010 года N 2594 о частичном выделении средств не содержит оснований для отказа в финансировании пособия в полном, заявленном размере, установленные вышеуказанными нормами.
Таким образом, учитывая, что факт наличия трудовых отношений между Журба М. В. и предпринимателем является установленным, доказательств неисполнения трудовых обязанностей в заявленных объемах не представлено, а также принимая во внимание, что факт наступления страховых случаев документально подтвержден, с заявлением о возмещении расходов представлен необходимый пакет документов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, Фонд социального страхования не представил доказательств, что расходы произведены с нарушением законодательства Российской Федерации, а заявителем создана искусственная ситуация для возмещения пособия за счет средств заинтересованного лица. При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Кроме того, арбитражным судом обоснованно признаны несостоятельными доводы Фонда социального страхования о том, что никаких действий по отказу в возмещении пособия по беременности и родам филиал N 10 не совершал; выделяя средства на возмещение расходов только в части, филиал N 10 фактически отказал страхователю в возмещении расходов в полном объеме.
В соответствии с ч. 3, 4, 5 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.
В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (ч. 6).
В рассматриваемом случае заинтересованным лицом нарушены требования указанных норм, мотивированное решение об отказе в выделении денежных средств не принято. Решение от 08.06.2010 года, которым страхователю выделены денежные средства только в сумме 25 784,45 руб. также не содержит оснований для отказа в выделении средств в заявленной сумме и мотивировку принятия данного решения.
Таким образом, указанные действия Фонда социального страхования не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.09.2010 года по делу N А27-10845/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10845/2010
Истец: Люстик Андрей Эдуардович
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 10, ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N10)
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5631/11
22.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5631/11
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-10845/2010
14.12.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10053/10