22 сентября 2011 г. |
Дело N А14-3414/2011 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.09.2011.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Секирина А.И., главного специалиста-эксперта, доверенность от 30.12.2010 N 333-д,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области: Сахаровой А.А., специалиста 1 разряда, доверенность от 12.01.2011 N 12-30,
от Управления лесного хозяйства Воронежской области: Бирюковой Е.Н., консультанта отдела государственного лесного контроля и надзора, охраны лесов, доверенность от 11.01.2011 N 01-01/01,
от Потребительского кооператива любителей природы "Райский уголок": Прасолова Д.Б., представителя по доверенности от 15.04.2011,
от общества с ограниченной ответственностью "МастерФуд": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2011 по делу N А14-3414/2011 (судья С.С. Федосова) по заявлению Потребительского кооператива любителей природы "Райский уголок" (ОГРН 1053600500458) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254) о признании незаконным решения, выраженного в сообщении N01/296/2010-247 от 18.01.2011 об отказе в государственной регистрации и обязании произвести государственную регистрацию, при участии третьих лиц - Управления лесного хозяйства Воронежской области, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, общества с ограниченной ответственностью "МастерФуд".
УСТАНОВИЛ:
Потребительский кооператив любителей природы "Райский уголок" (далее - заявитель, ПКЛП "Райский уголок") обратился в Арбитражный суд Воронежской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - ответчик, Управление Росреестра) с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в сообщении N 01/296/2010-247 от 18.01.2011 об отказе в государственной регистрации договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка площадью 3,8 га, расположенного по адресу: Воронежская область, г.Воронеж, Коминтерновский район, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, Урочище "Задонское шоссе" (Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, Урочище "Задонское шоссе", квартал 139, часть выдела 14, площадь 0,8 га; часть выдела 15, площадь 0,4 га; часть выдела16, площадь 2,2 га; часть выдела 17, площадь 0,4 га; общей площадью 3,8 га), кадастровый номер 36:34:0202024:50, обязании произвести государственную регистрацию договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка площадью 3,8 га, расположенного по адресу: Воронежская область, г.Воронеж, Коминтерновский район, Семилукское лесничество, Подгоренское участковое лесничество, Урочище "Задонское шоссе" (Семилукский лесхоз, Подгоренское участковое лесничество, Урочище "Задонское шоссе", квартал 139, часть выдела 14, площадь 0,8 га; часть выдела 15, площадь 0,4га; часть выдела16, площадь 2,2 га; часть выдела 17, площадь 0,4 га; общей площадью 3,8 га), кадастровый номер 36:34:0202024:5.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в рассмотрении дела принимали участие -Управление лесного хозяйства Воронежской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, ООО "МастерФуд", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2011 по делу N А14-3414/2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества) обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
ТУ Росимущества в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда области и принять по делу новый судебный акт. При этом ссылается на наличие в Едином государственном реестре прав записи N 36-36-01/152/2005-64 о лесном участке, площадью 51,5 га, которая в установленном порядке никем не оспорена. Поскольку договор уступки прав и обязанностей от 07.09.2010 заключен в отношении права аренды на лесной участок, являющийся частью лесного участка большей площади (51,5га) фактически не существующий как самостоятельный объект прав, регистрация договора уступки прав и обязанностей возможна только при предъявлении решения собственника лесного участка, площадью 51,5 га, которое подтверждало бы раздел земельного участка в соответствии с нормами Земельного кодекса.
Управление Росреестра в апелляционной жалобе также просит отменить решение суда области, полагая его принятым с нарушением норм материального права. Вывод суда об отсутствии необходимости предоставления на государственную регистрацию решения собственника, свидетельствующего о разделе лесного участка, считает необоснованным и противоречащим нормам лесного и земельного законодательства.
Кроме того, Управление ссылается на невозможность кадастрового учета части лесного участка.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Управления Росреестра и ТУ Росимущества доводы своих апелляционных жалоб поддержали.
Представители Потребительского кооператива любителей природы "Райский уголок" и Управления лесного хозяйства Воронежской области против доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражали, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
ООО "МастерФуд" и ФГУ "Земельная кадастровая палата" явку представителей не обеспечили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав мнение явившихся представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на участок лесного фонда, расположенный по адресу: Воронежская область, город Воронеж, Семилукский лесхоз, Подгоренское лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал 138 ч (выдела 12, 17-23, 28-35); 139 ч (выдела 6-20), площадью 51,5 га, зарегистрировано право собственности РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 36 АБ 331393, выданным ГУ ФРС по Воронежской области 15.12.2005.
01.04.2008 между Потребительским кооперативом любителей природы "Райский уголок" (арендатор) и Управлением лесного хозяйства Воронежской области (арендодатель) заключен договор N 151 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 3.8 га, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, Коминтерновский район, Семилукский лесхоз, Подгоренское лесничество, урочище "Задонское шоссе" квартал 139, часть выдела 14; часть выдела 15; часть выдела 16; часть выдела 17.
Указанный договор аренды был заключен на основании открытого лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда для использования в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях, что подтверждается протоколом о результатах открытого лесного конкурса от 15.12.2006.
Лесной участок, переданный в аренду заявителю, поставлен на кадастровый учет 26.04.2010 как самостоятельный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 36:34:0202024:50.
07.09.2010 между Потребительским кооперативом любителей природы "Райский уголок" и ООО "МастерФуд" заключен договор об уступке прав и обязанностей по договору аренды N 151 от 01.04.2008, прошедший согласование с Управлением лесного хозяйства Воронежской области.
15.11.2010 заявитель обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации договора уступки прав и обязанностей от 07.09.2010 по договору аренды лесного участка.
К указанному заявлению согласно расписке регистрирующего органа в получении документов от 15.11.2010 были приложены: платежное поручение, устав, кадастровый паспорт земельного участка (Выписка из государственного кадастра недвижимости) от 27.10.2010 N 34-325/10-241, приказ от 09.01.2009 N 2, выписка из ЕГРЮЛ от 12.11.2010, договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 01.04.2008 N 151, договор об уступке прав и обязанностей от 07.09.2010, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, решение от 06.09.2010, решение от 28.12.2009 N 2.
Уведомлением N 01/296/2010-247 от 14.12.2010 Управление Росреестра сообщило Потребительскому кооперативу любителей природы "Райский уголок" о приостановлении государственной регистрации, в связи с необходимостью предоставления на государственную регистрацию документа, подтверждающего постановку на кадастровый учет лесного участка по адресу: Воронежская область, город Воронеж, Семилукский лесхоз, Подгоренское лесничество, урочище "Задонское шоссе", квартал 138 ч (выдела 12, 17-23, 28- 35); 139 ч (выдела 6-20), площадью 51,5 га, право собственности, на который зарегистрировано за Российской Федерацией и часть из которого, составляет земельный участок, переданный заявителю в аренду.
Кроме того, государственным регистратором запрошен подлинник и копия документа, подтверждающего полномочия Киселева З.И. действовать без доверенности от имени ООО "МастерФуд", а также ряд подлинных документов (протоколов), представленных заявителем на регистрацию в копиях.
Указанные документы (документ, подтверждающий полномочия и протоколы) были предоставлены в Управление Росреестра по Воронежской области 13.12.2010, 14.12.2010 и 11.01.2011, что подтверждается соответствующими расписками в получении документов на государственную регистрацию.
Сообщением N 01/296/2010-247 от 18.01.2011 заявителю было отказано в регистрации договора уступки прав и обязанностей от 07.09.2010 по договору аренды лесного участка N 151 для осуществления рекреационной деятельности от 01.04.2008 в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
В качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что заявителем не устранены причины, препятствующие государственной регистрации, а именно, не представлены документы, свидетельствующие о принятии собственником решения о разделе лесного массива площадью 51.5 га право собственности, на который зарегистрировано за Российской Федерацией, в связи с образованием новых участков, в том числе земельного участка площадью 3,8 га, в отношении которого осуществлялись действия по государственной регистрации договора уступки прав и обязанностей от 07.09.2010.
Потребительский кооператив любителей природы "Райский уголок", считая данный отказ незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.
Апелляционная инстанция находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно статье 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Так в государственной регистрации прав может быть отказано в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Статья 3 Лесного кодекса РФ устанавливает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Основными задачами управления лесного хозяйства Воронежской области согласно Положению об управлении (утверждено постановлением Правительства Воронежской области от 12.05.2009 N 379) является обеспечение непрерывного, рационального, неистощительного использования лесов на территории Воронежской области, сохранение экономического потенциала и защитных функций лесов на территории Воронежской области.
При этом управлению лесного хозяйства Воронежской области передана такая государственная услуга как заключение договоров аренды лесных участков, в том числе организация и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, предоставление в установленном порядке в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и пр.
Согласно части 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Однако при этом статья 5 названного Закона ограничивает права арендатора, закрепляя, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения договора в соответствие с ЛК РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Таким образом, Законом ограничены правомочия арендатора по распоряжению участком лесного фонда до осуществления государственного кадастрового учета такого участка.
При этом следует отметить, что в силу статьи 3 Земельного кодекса РФ и статьи 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершении сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В соответствии со статьей 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 2 статьи 16 указанного Закона, устанавливающей основания осуществления кадастрового учета, определено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 названного Закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 этого нормативного акта, осуществляются, если иное не установлено Законом "О государственном кадастре недвижимости", на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Законом для осуществления такого учета документов.
В силу части 6 статьи 47 Закона "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Проанализировав положения приведенных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу статьи 5 Закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" у заявителя как арендатора земельного участка отсутствуют ограничения по распоряжению участком лесного фонда, в связи с тем, что спорный земельный участок лесного фонда, арендуемый заявителем на основании договора аренды N 151 от 01.04.2008 (договор зарегистрирован УФРС РФ по Воронежской области 31.07.2008, запись N 36-36-01/014/2008-713) был поставлен на кадастровый учет 26.04.2010, как самостоятельный объект недвижимого имущества с кадастровым номером 36:34:0202024:50.
При этом как верно отметил суд области, действия по постановке данного земельного участка на кадастровый учет никем не оспорены, незаконными в установленном законом порядке не признаны.
С учетом положений статьи 3 Земельного кодекса РФ и статьи 3 Лесного кодекса РФ суд первой инстанции, исходя из приоритета норм лесного законодательства, правильно указал, что требование Управления Росреестра по Воронежской области о необходимости предоставления решения собственника о преобразовании лесного участка общей площади 51,5 га является несостоятельным ввиду наличия кадастрового паспорта на спорный земельный участок площадью 3,8 га.
В силу статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Вместе с тем, регистрирующий орган не доказал правомерность своего отказа в государственной регистрации договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка.
Учитывая обоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка площадью 3,8 га, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные Потребительским кооперативом любителей природы "Райский уголок" требования правомерно удовлетворены судом области.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционных жалоб, фактически выражающие несогласие с постановкой спорного земельного участка на кадастровый учет, отклоняются судом апелляционной инстанции как безотносительные к предмету настоящего спора.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, не опровергают выводов суда, сделанных с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены, вопрос о распределении судебных расходов судом не решается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2011 по делу N А14-3414/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3414/2011
Истец: любителей природы "Райский уголок"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области
Третье лицо: ООО "МАСТЕРФУД", ТУФА по УГИ в ВО, ТУФА по управлению государственным имуществом в Воронежской области, УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛ., Управление лесного хозяйства Воронежской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Воронежской обл., ФГУ "Земельная кадастровая палата" по ВО