г. Москва |
Дело N А40-27387/11-119-195 |
28 сентября 2011 г. |
N 09АП-23124/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей С.Л. Захаров, Е.В. Пронникова
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов г.Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 июля 2011 г.. по делу N А40-27387/11-119-195 судьи Быковой Ю.Л.
по заявлению ОАО "Московский завод автоматических линий и специальных станков" (г.Москва, ул.Подъемная, д. 14)
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московский завод автоматических линий и специальных станков" (далее ОАО "МоЗАЛ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее Департамент) в оформлении ОАО "МоЗАЛ" договора аренды земельного участка площадью 115 821 кв.м., расположенного по адресу г.Москва, ул.Подъемная, вл.14, с кадастровым номером 77:04:0001014:1008 и необходимого для эксплуатации принадлежащих на праве собственности ОАО "МоЗАЛ" зданий и сооружений, оформленный письмом от 23.12.2010 г.. N 33-5Т4-642/10-(0)-1; с обязанием Департамента выпустить решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду ОАО "МоЗАЛ", а также подготовить, подписать со своей стороны и направить заявителю проект заключаемого с ОАО "МоЗАЛ" Договора аренды земельного участка площадью 115 821 кв.м., расположенного по адресу г.Москва, ул.Подъемная, вл.14, с кадастровым номером 77:04:0001014:1008, категорией земель: земли населенных пунктов и видом разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, необходимого для эксплуатации принадлежащих на праве собственности ОАО "МоЗАЛ" зданий и сооружений, не распространяющего свое действие на отношения сторон, возникших до его заключения.
Решением от 18.07.2011 г.. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свое решение тем, что оспариваемое решение Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку земельный участок частично расположен на территории полосы отвода железной дороги, в зоне планируемого размещения объектов метрополитена, в проектируемой улично-дорожной сети, подлежащей резервированию для государственных нужд города Москвы. Сообщил, что у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению федеральной собственностью.
Департамент и Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее Мосархитектура) отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебное заседание не явились представители сторон, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "МоЗАЛ" является собственником нежилых зданий, расположенном по адресу: г.Москва, ул.Подъемная, д.14, стр.стр.1, 3, 5, 8, 9, 10А, 12, 13, 14А, 15, 17, 18, 22, 23, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36, 37, 38, 42, 42А, 44, 45, 46, 49, 50, литер соор.1, литер соор.2, литер соор.3, литер соор.4, соор.1, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации.
С целью заключения договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001014:1008, общей площадью 115 821 кв.м., на котором расположены названные здания, заявитель обратился в службу "одного окна" ТУ ДЗР г.Москвы в ЮВАО по вопросу оформления земельно-правовых отношений.
Письмом от 23.12.2010 г.. N 33-5Т4-642/10-(0)-1 Департамент отказал заявителю в оформлении земельно-правовых отношений по причине частичного расположения земельного участка на территории полосы отвода железной дороги, в зоне планируемого размещения объектов метрополитена и в проектируемой улично-дорожной сети. Также сообщил, что данный земельный участок подлежит резервированию для государственных нужд г.Москвы.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г.. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 года N 949-ПП предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы (п. 1.1 Положения).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из положений Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Положение пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает организационно-правовой порядок обращения указанных в данной статье граждан и юридических лиц по поводу приобретения прав на находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения.
Таким образом, в соответствии с п.п.1, 5 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу положений п.2 ст.22 и п.4 ст.27 ЗК РФ в аренду могут быть предоставлены земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами согласно перечню.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п.3 ст.27).
Из материалов дела видно, что заявитель обратился в Департамент с заявлением о заключении долгосрочного договора аренды земельного участка в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Суд первой инстанции достоверно установил, что спорный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения оборота спорного земельного участка отсутствовали, доказательств запрета на предоставление земельного участка в аренду не представлено.
Доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном ст.70.1 ЗК РФ и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г.. N 561, ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, в материалах дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001014:1008 без указаний на наличие пересечений с прошедшими кадастровый учет землями федерального значения, относящимися к полосе отвода железной дороги.
Органом, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества, не установлено нахождение части земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:140 на землях федерального значения, относящихся к полосе отвода железной дороги.
Линия спорного земельного участка не пересекает линию полосы отвода железной дороги, а примыкает к ней.
При этом земельный участок, на котором находятся вышеуказанные объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "МоЗАЛ" на праве собственности, огорожен, охраняется, доступ ограничен.
В соответствии с п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно ст.ст.23, 24 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа.
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В данном случае спорный земельный участок не включен в перечень территорий существующего и планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 г.. N 532-ПП.
При таких обстоятельствах, законных оснований для отказа в предоставлении ОАО "МоЗАЛ" спорного земельного участка в аренду у Департамента не имелось
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем верно выбран способ защиты, поскольку у него не имеется иных возможностей для восстановления нарушенного права.
Согласно п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г.. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
В соответствии с действующим Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2009 г.. N 643-ПП, обязанности по подготовке проектов договора аренды, получении заключения Префектуры и, в случае необходимости, правового акта Правительства Москвы возложены на Департамент.
Суд первой инстанции правомерно обязал ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду ОАО "МоЗАЛ", а также подготовить, и направить Заявителю проект заключаемого с ОАО "МоЗАЛ" Договора аренды земельного участка площадью 115 821 кв.м., расположенного по адресу г.Москва, ул.Подъемная, вл.14, с кадастровым номером 77:04:0001014:1008.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой доказательств, чем у суда первой инстанции, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких основаниях апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2010 г.. по делу N А40-27387/11-119-195 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья: |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27387/2011
Истец: ОАО "МОСКОВСКИЙ ЗАВОД АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫХ СТАНКОВ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, МОСКОМАРХИТЕКТУРА
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23124/11