г. Киров
28 сентября 2011 г. |
Дело N А29-1799/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кобелевой О.П.,
судей Гуреевой О.А., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой Ю.А.
при участии в судебном заседании:
представителя истца Котилевской А.А., действующей на основании доверенности от 05.05.11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и Информационных технологий"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 по делу N А29-1799/2011, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и Информационных технологий" (ИНН 1101049967, ОГРН 1061101040571, Республика Коми, г. Сыктывкар)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
третьи лица: Комитет лесов Республики Коми (ИНН 1101462123, Республика Коми, г. Сыктывкар), Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда" (Республика Коми, с. Корткерос),
об обязании заключить охотхозяйственное соглашение.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и Информационных технологий" (далее - ООО "Центрлесинформ", истец, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) об обязании заключить охотхозяйственное соглашение.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесов Республики Коми (далее - Комитет лесов, третье лицо 1), Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда" (далее - общественная организация "Вычегда", третье лицо 2).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с принятым решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции при рассмотрении спора неправильно применил нормы материального права, дал ненадлежащую оценку фактическим обстоятельствам дела, что привело к неправильному рассмотрению спора. Заявитель указывает, что интересы общественной организации "Вычегда" не могли быть нарушены, т.к. указанная организация не проявила должного правого интереса к обязанности переоформить договор о предоставлении в пользование территории от 06.02.2002 на договор аренды, а также проигнорировала проведение открытого аукциона по предоставлению лесного участка в аренду. Заявитель полагает, что общественная организация "Вычегда", считавшая себя пользователем животного мира и используя леса для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, была обязана заключить договор аренды лесных участков. Заявитель считает, что единственным действующим договором в отношении использования в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты на территории Лопыдинского участкового лесничества, кварталы 10-24,31-45,54-68 площадью 40607,8 га, место расположение: Республика Коми, МО "Корткеросский район, ГУ "Локчимское лесничество", является договор аренды лесного участка, принадлежащего на праве собственности РФ, заключенный между Комитетом лесов Республики Коми и ООО "Центрлесинформ" от 01.12.2009 N 3. Заявитель ссылается, что обращал внимание суда на тот факт, что при проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка ООО "Центрлесинформ" не было поставлено в известность о наличии долгосрочной лицензии у общественной организации "Вычегда" на пользование животным миром и заключении каких-либо договоров на осуществление охоты на арендуемой истцом территории. Также заявитель указывает, что суд первой инстанции при рассмотрении спора не учел значимых обстоятельств для данного спора, а именно то, что ООО "Центрлесинформ", заключив договор аренды лесного участка, фактически в момент изменения действующего законодательства, не успело реализовать свое право на получение долгосрочной лицензии, т.к. после регистрации права аренды указанные положения закона были отменены и требовалось уже заключение охотхозяйственного соглашения. Истец считает, что правовая норма, изложенная в части 7 статьи 71 Федерального закона от 4.07.2009 N 209-ФЗ в силу применения к правоотношениям, сложившимся в результате изменения законодательства, также может распространяться и на лиц, заключивших договоры аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона, т.е. в данном случае, на истца.
Ответчик, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.12.2009 между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и ООО "Центрлесинформ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 3, по условиям которого арендодатель, действуя в соответствии со ст. 72 и 74 Лесного кодекса РФ, на основании Протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка 13/31 от 25.11.2009 и руководствуясь статьей 4 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса РФ" арендодатель передает в долгосрочное временное пользование (аренду), а арендатор принимает лесной участок площадью 40 607,8 га, расположенный: Республика Коми, МО "Корткеросский район", ГУ "Локчимское лесничество", Лопыдинское участковое лесничество, кварталы 10-24,31-45,54-68 сроком на 20 лет для использования в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты (пункты 1.1-1.4).
В приложениях к договору содержатся: схема расположения и границы лесного участка (приложение N 1), характеристика лесного участка и его насаждений (приложение N 2), цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке (приложение N 3), сроки внесения арендной платы на 2009-2010 годы (приложение N 4), акт приема-передачи лесного участка в аренду (приложение N 5), объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке (приложение N 6), план лесного участка (приложение N 7: Лопыдинское участковое лесничество, кварталы 10-24,31-45,54-68, площадь 40 607,8; кадастровый квартал 11.060000000:0093).
Договор аренды от 01.12.2009 N 3 прошел в установленном порядке государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 30.12.2009, номер регистрации 11-11-06/113/2009-749.
01.12.2010 между Комитетом лесов и ООО "Центрлесинформ" подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка N 3 от 01.12.2009, согласно которому приложение N 7 изложено в иной редакции: Лопыдинское участковое лесничество, кварталы 10-24,31-45,54-68, площадь 39 297,6 га, кадастровый квартал 11.06:0301001:96; кварталы 10,31,54, площадь 1 310,2 га, кадастровый квартал 11:06:0401001:501.
Дополнительное соглашение от 01.12.2010 к договору аренды от 01.12.2009 N 3 также прошло в установленном порядке государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 25.02.2011, номер регистрации 11-11-06/004/2011-264.
В материалы дела также представлена копия долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ N 0101 от 10.01.2002, выданной Охотуправлением Республики Коми Коми республиканскому обществу охотников и рыболовов "Вычегда" сроком действия по 10.01.2012; а также договор от 06.02.2002 N 3 о предоставлении в пользование территории (акваторий), необходимых для осуществления пользования животным миром, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Коми республиканской общественной организации охотников и рыболовов "Вычегда" в отношении территории площадью 161,4 тыс.га в пределах границ, закрепленных распоряжением Главы Республики Коми от 26.12.2001 N 1299-р (Мординское в составе кварталов 12-21,33-42,56-67,79-90, Намское в составе кварталов 2,4-45,48-68 и Лопыдинское лесничество в составе кварталов 9-20,29-40,49-96 Локчимского лесхоза Корткеросского района) сроком действия в течение 10 лет с момента получения долгосрочной лицензии либо до момента прекращения пользования животным миром в случаях, предусмотренных статьей 47 Федерального закона "О животном мире".
В ответ на обращение истца от 09.09.2010 N 37 по вопросу заключения охотхозяйственного соглашения на арендуемом участке лесного фонда Министерство письмом от 01.10.2010 N 19-58/5656 сообщило, что решения о проведении аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений Минсельхозпродом Республики Коми не принималось; получить в аренду охотничьи угодья будет возможно после утверждения Главой Республики Коми схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Коми. Одновременно истцу было разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охране и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, у которых право пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений, которым ООО "Центрлесинформ" не является.
Письмом от 19.10.2010 N 39 истец повторно обратился в Минсельхозпрод Республики Коми с просьбой заключить охотхозяйственное соглашение без проведения торгов в соответствии с п.4 и п.7 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, в ответ на которое Минсельхозпрод Республики Коми письмом от 08.11.2010 N 19-58/6445 указал, что по данному обращению был дан исчерпывающий ответ письмом от 01.10.2010 N 19-58/5656.
Полагая, что истец является юридическим лицом, получившим в пользование охотничьи угодья в соответствии с заключенным договором, и вправе рассчитывать на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона и без внесения единовременной платы, истец обратился в Арбитражный суд Республики Коми.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 исходя из нижеследующего.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
В силу части 2 статьи 71 Закона N 209-ФЗ долгосрочные лицензии, указанные в части 1 названной статьи не подлежат продлению.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 71 Закона N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу статьи 71 Закона N 209-ФЗ право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона (т.е. до 01.04.2010)..
Право лиц на получение такой лицензии, существующее и не реализованное ими до вступления в силу Закона N 209-ФЗ, не влечет возникновения у них права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем истцом не получена долгосрочная лицензия на право пользования животным миром. Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем каких-либо мер по получению долгосрочной лицензии не имеется.
В Законе N 209-ФЗ отсутствует норма, обязывающая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заключать охотхозяйствующие соглашения без проведения аукциона с лицами, не имеющими долгосрочных лицензий на пользование животным миром.
Первоначальный текст Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 27.07.2009, N 30, ст. 3735, "Российская газета", N 137, 28.07.2009; указанный нормативно-правовой акт вступил в законную силу 01.04.2010 и заявитель с момента проведения лесного аукциона (25.11.2009) располагал достаточным количеством времени принятия мер по получению долгосрочной лицензии.
Ссылка заявителя на несоблюдение третьим лицом (общественная организация "Вычегда") обязанности переоформить договор о предоставлении в пользование территории от 06.02.02 на договор аренды не может быть признана основанием для удовлетворения исковых требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Коми.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с принесением апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2011 по делу N А29-1799/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр лесоустройства и Информационных технологий" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Судьи |
О.П. Кобелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1799/2011
Истец: ООО "Центр лесоустройства и Информационных технологий"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Третье лицо: Коми республиканская общественная организация охотников и рыболово "Вычегда", Коми республиканская общественная организация охотников и рыболовов "Вычегда", Комитет лесов Республики Коми