г. Хабаровск
29 сентября 2011 г. |
N 06АП-3883/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Тихоненко А. А., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в заседании:
от Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю": Каширина Кристина Александровна - представитель по доверенности от 20.05.2011 N 08;
от Администрации города Комсомольска - на - Амуре: Ермаков Максим Вадимович - представитель по доверенности от 02.12.2010 N 1-1-34/6927;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае: Вошкова Елена Владимировна - представитель по доверенности от 11.03.2011 N 8юр/87/3286.1-08;
от Федеральной службы исполнения наказаний: Николаева Ирина Викторовна - представитель по доверенности от 22.09.2008 N 10/1-3169
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 26 июля 2011 года
по делу N А73-2640/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Соколовым В.Ф.
по иску (заявлению) Федерального бюджетного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю"
к Администрации города Комсомольска-на-Амуре
об обязании принять в муниципальную собственность объекты недвижимости
третье лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Федеральная служба исполнения наказаний
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" ОГРН 1022700522888, ИНН 2703005800, адрес (место нахождения): 681001, Хабаровский край, Комсомольский район, п.Старт (далее по тексту - ФБУ ИК N 8 УФСИН России по Хабаровскому краю, исправительная колония, истец) обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Комсомольска-на-Амуре ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150, адрес (место нахождения): 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул.Аллея Труда, 13 (далее по тексту - Администрация, ответчик) с учетом уточнения, с требованием обязать принять в муниципальную собственность объекты: здание трансформаторной подстанции, общей площадью 134,6 кв.м, расположенное по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск - на - Амуре, улица Нижняя, 2; здание детского сада, общей площадью 1 233,4 кв.м, расположенное по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск - на - Амуре, микрорайон Старт, улица Нижняя, 13; здание клуба - спортзала, общей площадью 722,9 кв.м, расположенное по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск - на - Амуре, микрорайон Старт, улица Центральная, 10.
Определением от 17.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту - ТУ Росимущества, ФСИН России, третьи лица).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.07.2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 26.07.2011 и принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на не полное выяснение обстоятельств дела, не соответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам, неправильное применение норм материального права. Истец нарушил установленный законодательством порядок безвозмездной передачи имущества, который предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов, не представил всего пакета документов. ТУ Росимущества не принимало решения о передаче в собственность закрепленного за истцом имущества, являющегося федеральной собственностью. Истец не обращался в ТУ Росимущества для решения вопроса. Судом не исследовался вопрос о правах на земельный участок.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что указанные в решении суда здание детского сада, здание клуба - спортзала находятся в разрушенном состоянии и не используются, трансформаторная подстанция обеспечивает самого истца и не является объектом инфраструктуры города, ранее вопрос о возможной передаче объектов в муниципальную собственность не согласовывался.
Представитель исправительной колонии в соответствии с представленным отзывом и выступлении полагал доводы жалобы необоснованными, а обжалуемый судебный акт соответствующим нормам закона и верно установленным обстоятельствам дела.
Представитель ФСИН России выразил согласие с принятым судебным актом, просил оставить решение суда без изменения, а жалобу без удовлетворения и пояснил, что ФСИН России согласовало передачу имущества в муниципальную собственность, отсутствие соответствующего решения ТУ Росимущества не имеет правового значения, т.к. решение может быть принято после решения суда.
Представитель ТУ Росимущества пояснил, что на основании положения, приказа Росимущества должен принимать решение о передаче в собственностью субъектов или муниципальных образований имущества, закрепленного за федеральными бюджетными учреждениями на основании соответствующих обращений, по результатам рассмотрения которого при наличии всего пакета документов принимается соответствующее распоряжение. Истец в установленном порядке не обращался за получением согласования, соответствующего решения не принималось, однако, ТУ Росимущества по существу спора не возражает против такой передачи.
В судебном заседании 20.09.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 26.09.2011.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим отмене в связи с несоблюдением порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность по следующим обстоятельствам.
Как установлено судом, ФБУ ИК N 8 УФСИН России по Хабаровскому краю является учреждением, подведомственным ФСИН России, за которым на праве оперативного управления закреплено находящееся в федеральной собственности движимое и недвижимое имущество, что подтверждается договором о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление от 25.08.2010 N 72-02.
Согласно представленным в материалы свидетельствам о государственной регистрации права от 08.10.2010 серия 27-АВ N 442425, от 08.10.2010 серия 27-АВ N 492589, от 07.10.2010 серия 27-АВ N 492547 в оперативном управлении исправительной колонии находятся здание трансформаторной подстанции, общей площадью 134,6 кв.м., расположенное по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск - на - Амуре, улица Нижняя, 2; здание клуба - спортзала, общей площадью 722,9 кв.м., расположенное по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск - на - Амуре, микрорайон Старт, улица Центральная, 10; здание детского сада, общей площадью 1 233,4 кв.м., расположенное по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск - на - Амуре, микрорайон Старт, улица Нижняя, 13.
До регистрации права оперативного управления на объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ФСИН России письмом от 01.10.2007 N 10/41/6-2977 согласовала исправительной колонии передачу в муниципальную собственность г.Комсомольска-на-Амуре спорных объектов, при условии подготовки пакета документов, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374).
Письмом от 02.02.2011 исправительная колония обратилась в Администрацию с предложением принять безвозмездно в муниципальную собственность городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" спорных объектов.
В ответ на указанное обращение Администрация письмом от 17.02.2011 N 3-24/962 сообщила о невозможности в связи с тем, что объекты не используются по назначению, находятся в неудовлетворительном состоянии, а также отсутствует необходимость использования объектов для нужд муниципального образования.
Полагая отказ не обоснованным, исправительная колония обратилась в арбитражный суд с иском о понуждении принять объекты.
Разрешая спор, суд первой инстанции удовлетворил иск, руководствуясь Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), а также Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
Между тем, судом не исследовался вопрос о соблюдении установленного порядка принятия решения о передаче имущества, закрепленного на учреждением на праве оперативного управления.
Согласно пункту 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), отнесение государственного имущества к тому или иному уровню собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) (пункт 2). Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 5).
По Приложению N 3 объекты государственной собственности: объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты народного образования и спорта относятся к муниципальной собственности.
На основании абзацев 6, 7, 8 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 19 и абзац 21 части 11 статьи 154).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, закрепленный в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, порядок безвозмездной передачи имущества, предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 298 ГК РФ, истец, являющийся федеральным учреждением, не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним государственным имуществом.
Право оперативного управления этим имуществом в силу пункта 3 статьи 299 ГК РФ может быть прекращено лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник осуществляет реализацию принадлежащих ему прав по своему усмотрению.
На основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника в отношении федерального имущества от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет указанные полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, которым в Хабаровском крае является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и должно осуществлять полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на соответствующей территории.
В соответствии с приказом Росимущества от 29.11.2006 N 241 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества" территориальные управления Росимущества (далее - территориальные органы) уполномочены принимать решения в отношении имущества, составляющего казну РФ и закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, по месту расположения такого имущества, а также в отношении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, по месту регистрации таких организаций о передаче в собственностью субъектов и муниципальную собственность имущества, в том числе жилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры, зданий детских дошкольных учреждений, а также утверждении актов приема-передачи на основании принятых территориальными органами решений.
Для решения вопроса о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и принятия уполномоченным органом соответствующего решения необходимо представить документы по перечню, который установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление от 13.06.2006 N 374).
В рассматриваемом случае, установленный выше порядок передачи имущества, находящегося в государственной собственности, не соблюдался. Ни истец, ни ФСИН России не обращались в Росимущество для решения вопроса о передаче имущества, перечень предлагаемого к передаче имущества и необходимых документов не передавался, что сторонами не оспаривается. В свою очередь ТУ Росимущества не рассматривало и не принимало в требуемой процедуре решения.
Исходя из этого, апелляционный суд не может принять представленный в дело отзыв ТУ Росимущества об отсутствии возражений по иску, как ненадлежащее доказательство принятия уполномоченным представителем собственника решения по вопросу о передаче, поскольку проверка уполномоченным органом правомерности действий учреждения в отношении федерального имущества, возможна исключительно путем анализа этим органом конкретных документов в установленном порядке и направлена на защиту интересов Российской Федерации. В данном случае, на момент принятия решения судом и рассмотрения в апелляционном суде документы в ТУ Росимущество не передавались.
Отсутствие возражений ФСИН России к передаче имущества, выраженное в письме от 01.10.2007 N 10/41/6-2977 не влияет на выводы суда, т.к. согласование вышестоящего федерального органа исполнительной власти в области исполнения наказаний является одним из оснований для принятия решения собственником в лице ТУ Росимущества и не может его подменить. Кроме того, письмо в котором ФСИН России выразило согласие, датировано ранее даты передачи имущества истцу по договору от 25.08.2010 и регистрации права оперативного ведения за истцом и также содержало требование об оформлении всего пакета документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.
Учитывая, что установленный порядок безвозмездной передачи имущества, предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, а уполномоченный орган от имени Российской Федерации не принимал решения, отсутствуют правовые основания к понуждению ответчика в судебном порядке к получению имущества. Иск заявлен преждевременно.
Данное обстоятельство не исключает право истца обратиться для принятия решения о передаче имущества в установленном порядке.
Суд также исходит из того, что ранее муниципальное образование не принимало решения принять объекты, сами объекты (кроме трансформаторной подстанции) здание клуба-спортзала и детского сада не используются по назначению и, согласно пояснений истца, законсервированы в состоянии, которое отражено в технических паспортах и зафиксировано на фотоснимках.
Иные доводы жалобы, в том числе о необходимости исследования прав на земельный участок, фактическом состоянии объектов не имеют правового значения, как нормативно не обоснованные.
На основании вышеизложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в иске.
Оплаченная при подаче иска госпошлина в силу статьи 110 АПК РФ относится на истца.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.07.2011 по делу N А73-2640/2011 отменить, в иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
А.А. Тихоненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2640/2011
Истец: ФБУ ИК N 8, Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония N 8 УФСИН России по Хабаровскому краю
Ответчик: Администрация гор.Комсомольска-на-Амуре
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Федеральная Служба исполнения наказаний
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3883/11