г. Москва
28 сентября 2011 г. |
Дело N А41-11475/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Диаковской Н.В., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Покатилова Л.Г., представитель по доверенности N 2-32/2037 от 22.12.2010 г.;
от истца - КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Покатилова Л.Г., представитель по доверенности N 33 от 22.12.2010 г.;
от ответчика - ТУ Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещен,
от третьего лица - Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен,
от третьего лица - НП "Липки": Соболев О.А., представитель по доверенности N 1 от 17.01.2011 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2011 года по делу N А41-11475/11, принятое судьей Сергеевым Г.А.,
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Московской области с участием в качестве третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росимущество) по Московской области, некоммерческого партнерства содействия жителям коттеджного поселка "Липки" о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 9800 кв.м, с кадастровым номером 50:20:005 03 23:20, вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства, дороги, проезды и др.", категория земель - "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Аксиньинский с.о., дер. Липки, обремененный договором аренды земельного участка от 18.04.2002 г. N 1059, заключенным с некоммерческим партнерством содействия жителям коттеджного поселка "Липки" (том 1 л.д.2-8).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росимущество) по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2011 года исковые требования удовлетворены (том 1 л.д.155-158).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Территориальное управление Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 2 л.д.5-9).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истцов и НП "Липки" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росимущество) по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей истцов и третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка N 1059 от 18.04.2002 г., заключенным между КУИ Одинцовского района (арендодателем) и некоммерческим партнерством содействия жителям коттеджного поселка "Липки" (арендатор) во исполнение Постановления Главы Одинцовского района Московской области N 180 от 29.01.2002 г., во временное владение и пользование арендатора сроком на двадцать пять лет был передан земельный участок площадью 0,98 га (дороги, проезды и др.), расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Аксиньинский с.о, в районе деревни Липки.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.11.2002 г. (регистрационная запись N 50-01/49-18/2002-26.1).
Указанный земельный участок 07.08.2002 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:005 03 23:0020.
В период действия договора аренды, в июне 2010 НП "Липки" и Администрации Одинцовского муниципального района Московской области из выписки из ЕГРП от 29.06.2010 г. стало известно, что право собственности на земельный участок площадью 0,98 га с кадастровым номером 50:20:005 03 23:0020 зарегистрировано за Российской Федерацией.
Полагая, что спорный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности и государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок проведена Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с нарушением норм статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и тем самым, нарушены права муниципального образования по распоряжению данным имуществом, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в суд с настоящим иском.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, которая содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области в обоснование своих требований ссылается на то, что запись о регистрации права собственности ответчика нарушает право истцов, которое не может быть защищено иным путем кроме как предъявлением иска о признании права отсутствующим.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1999 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Таким образом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1999 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона "О разграничении государственной собственности на землю", статьей 17 Федерального закона от 21.07.1999 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404.
То есть, до момента соблюдения порядка разграничении государственной собственности на землю и государственной регистрации права федеральной собственности, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
Как усматривается из материалов дела, доказательства обращения органа, обладающего соответствующей компетенцией, от имени Российской Федерации в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росимущество) в Московской области с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки в материалах дела отсутствуют.
Соответствующие акты Правительством Российской Федерации также не выносились, то есть, установленная Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" процедура отнесения к федеральной собственности ответчиком соблюдена не была.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росимущество) в Московской области оснований для государственной регистрации права федеральной собственности в отношении спорных земельных участков в отсутствие доказательств разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки.
Поскольку с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истцов отсутствует право распоряжения ими, требования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области правомерно удовлетворены Арбитражным судом Московской области.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 июня 2011 года по делу N А41-11475/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11475/2011
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района, Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района, КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: НПСЖКП "Липки", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, НП "Липки", ТУ ФАУГИ в МО