г. Москва
29 сентября 2011 г. |
Дело N А41-2217/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Александрова Д.Д., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "Альянс", ИНН: 7708532710): Иванов М.Н., представитель по доверенности б/н от 22.12.2010,
от заинтересованного лица (Администрация Ногинского муниципального района Московской области): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица (Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области): представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альянс" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.06.2011 по делу N А41-2217/11,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
по заявлению ООО "Альянс" к Администрации Ногинского муниципального района Московской области, при участии третьего лица - Комитета по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) со следующими требованиями: признать незаконным решение Администрации Ногинского муниципального района, оформленное письмом от 26.11.2010 N 3013/28 о предоставлении ООО "Альянс" земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602003:438 площадью 15300 кв.м., расположенного в промышленно-коммунальной зоне г. Старая Купавна по цене, в размере рыночной стоимости земельного участка; обязать Администрацию Ногинского муниципального района устранить допущенные нарушения путем предоставления в собственность ООО "Альянс" земельного участка с кадастровым номером 50:16:0602003:438 площадью 15300 кв.м., расположенного в промышленно-коммунальной зоне г. Старая Купавна по цене равной 2,5 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.06.2011 по делу N А41-2217/11 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Альянс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ООО "Альянс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация Ногинского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Ногинского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направили, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителя ООО "Альянс", проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Бисерово" (цедент) и ООО "Альянс" (цессионарий) заключили договор об уступке прав аренды земельного участка от 05.03.2010, по которому цедент в соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ уступает, а цессионарий принимает все права и обязанности цедента и становится стороной - арендатором - по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером N 50:16:0602003:438, площадью 15300 кв.м. Земельный участок расположен по адресу: Московская область, Ногинский район, поселок городского типа Старая Купавна, зона промышленно-коммунальная, для использования складской деятельности, категория земель - земли населенных пунктов, в границах кадастрового паспорта земельного участка.
В соответствии с п. 1.3 Договора от 05.03.2010 срок действия вышеуказанного договора аренды земельного участка установлен по 31.12.2011.
В соответствии с кадастровой выпиской от 11.07.2008 земельный участок с кадастровым номером 50:16:0602003:438 имеет разрешенное использование: для складской деятельности.
ЗАО "Ногинское ППЖТ" (продавец) и ООО "Альянс" (покупатель) заключили договор N 23-А от 16.09.2010 купли-продажи недвижимого имущества, по которому продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора следующее недвижимое имущество: часть железнодорожного пути N 8а, от ПК0+87,0 до ПК4+92,0, протяженностью 405м, инв. N 160:052-694П, лит. часть 8а, адрес объекта: Московская область, Ногинский район, г. Старая Купавна, 3-й эксплуатационный участок, условный номер 50-50-16/049/2010-231.
Имущество принадлежит продавцу на основании плана приватизации АООТ "Ногинское ППЖТ" от 14.03.1993.
В соответствии с кадастровым паспортом от 23.12.2010 указанная часть железнодорожного пути N 8а от ПК0+87,0 до ПК4+92,0 расположена на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0602003:438.
21.10.2010 ООО "Альянс" обратилось в Администрацию Ногинского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N 50:16:0602003:438 по цене двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.
В письме от 26.11.2010 N 3013/28 Администрация Ногинского муниципального района Московской области сообщила ООО "Альянс", что представленные документы не подтверждают факт наличия зданий, строений, сооружений на испрашиваемом земельном участке, соответствующие правовому режиму участка, определенному исходя из его разрешенного использования - "для складской деятельности", в связи с чем, цена устанавливается в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" в размере его рыночной стоимости, в связи с чем, принятие решения о предоставлении данного земельного участка в собственность возможно после представления отчета об оценке его рыночной стоимости.
Не согласившись с данным письмом, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Так, согласно п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555).
В соответствии данным Приказом к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - заявление), прилагаются следующие документы:
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 данного Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Обращаясь в Администрацию Ногинского района за предоставлением земельного участка по цене 2,5 % кадастровой стоимости заявитель не представил доказательств в его обоснование.
В соответствии с п. 1 Постановления руководителя администрации Ногинского муниципального района N 56 от 20.03.2006 "О согласовании места размещения и утверждения проекта границ земельного участка", ООО "Бисерово" согласованы материалы выбора земельного участка, расположенного в г. Старая Купавна площадью 1,5 га под строительство складов металлокровельных материалов. Постановлением N 143 от 05.02.2007 "О внесении изменений в постановление руководителя администрации Ногинского муниципального от 20.03.2006 N 56 "О согласовании места размещения и утверждения проекта границ земельного участка ООО "Бисерово" в г. Старая Купавна" уточняется категория земель предоставляемого земельного участка - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для складской деятельности".
Как следует из землеустроительного дела от 07.06.2005, выполненного ООО "Геосервис+", на земельный участок площадью 1,53 га в акте комиссии по выбору указано, что земельный участок является свободным от застройки. В соответствии с заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Московской области земельный участок площадью 1,53 га свободен от застройки.
При таких обстоятельствах, на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости соответствующий виду разрешенного использования земельного участка "для складской деятельности", что лишает заявителя права выкупа земельного участка по льготной цене. Доказательств обратного суду не представлено.
Заявителем указано, что на спорном земельном участке находится объект недвижимости, находящийся в собственности ООО "Альянс", приобретенный от ЗАО "Ногинское ППЖТ" по договору N 23-А от 16.09.2010 купли-продажи недвижимого имущества - часть железнодорожного пути N 8а, от ПК0+87,0 до ПК4+92,0, протяженностью 405м, инв. N 160:052-694П, лит. часть 8а. Данный факт Администрацией не оспаривается.
Согласно Договору об уступке прав аренды земельного участка от 05.03.2010 предметом договора является земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, поселок городского типа Старая Купавна, зона промышленно-коммунальная для использования складской деятельности категория земель - земли населенных пунктов.
Кадастровый паспорт, приложенный к договору аренды, не содержал сведений о наличии на земельном участке каких-либо сооружений.
Сооружение, которым владеет заявитель, не соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, что лишает истца право на приобретение земельного участка по льготной цене.
Согласно пункту 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Таким образом, размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта.
В соответствии с п. 2.1.1. "Норм и правил проектирования отвода земель для железных дорог. ОСИ 3.02.01-97" (утв. Указанием МПС РФ от 24.11.1997 N С-1360у) ширину земельных участков, отводимых для расположения земляного полотна железнодорожных путей, следует определять в соответствии с правилами проектирования земляного полотна действующего нормативного документа "Железные дороги колеи 1520 мм".
Согласно правовой позиции ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 01.03.2011 N 13535/10 лицо, требующее предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для эксплуатации объекта недвижимости, обязано доказать, что для эксплуатации этого объекта необходим земельный участок именно указанной им площади.
При этом заявитель вправе повторно обратиться с ходатайством о выкупе земельного участка, размер которого будет определен в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы, приведенные ООО "Альянс" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июня 2011 года по делу N А41-2217/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2217/2011
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: Администрация Ногинского мунициапльного района Московской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Ногинского района, Администрация Ногинского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7475/11