30 сентября 2011 г. |
Дело N А55-6629/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Жуков А.В., доверенность от 18 мая 2011 г.;
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Самарской области - Теблева А.В., доверенность от 25 августа 2011 г. N 51;
от третьего лица - Зарифов И.Р., доверенность от 16 августа 2011 г. N 12-5227,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
общества с ограниченной ответственностью "Гранд", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июля 2011 г.
по делу N А55-6629/2011 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд" (ОГРН 1056314031840), г. Самара,
к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гранд" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 11 марта 2011 г. N 63-00-119/11-35206 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:05:0105035:0207 в связи с изменением сведений о его кадастровой стоимости на величину 8 515 218 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 июля 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение заинтересованного лица не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает прав и интересов заявителя.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе указывает, что установленный п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) механизм представляет собой иную процедуру, отличную от государственной кадастровой оценки земли, в результате которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в размере, равной его рыночной стоимости.
В данном случае государственная кадастровая оценка земель заявителем не оспаривалась, а ставился вопрос об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
К спорным правоотношениям не подлежат применению ни Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316, ни Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222.
По смыслу ст. 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" периодичность государственной кадастровой оценки определяется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, то есть зависит исключительно от воли этих органов. То есть, при отсутствии в ЗК РФ нормы п. 3 ст. 66 заявитель, являясь собственником земельного участка, государственная кадастровая оценка которого произведена до истечения шестидесяти дней со дня опубликования Закона N 167-ФЗ, ставился бы в неравное положение с собственниками участков, кадастровая стоимость которых определена после указанной даты. В этой ситуации заявитель, в отличие от указанных лиц, не имел бы возможности требовать установления кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, в то время как они могут существенно различаться. Такая ситуация приводила бы к дискриминационному характеру налогообложения, что является недопустимым.
В силу прямого указания п. 3 ст. 66 ЗК РФ представленные ООО "Гранд" заявление о внесении изменений и отчет об оценке от 14 февраля 2011 г. N 3074 являлись достаточным основанием для кадастрового учета изменения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Просьба об изменении сведений о кадастровой стоимости земельного участка была сформулирована заявителем достаточно определенно, а заинтересованное лицо располагало возможностью определить вид кадастровых процедур.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заинтересованного лица и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
Арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Самарской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:05:0105035:0207 площадью 691 191, 00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Октябрьск, район западнее железнодорожного моста, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 июня 2007 г. (т. 1 л.д. 49).
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости и Акту определения кадастровой стоимости данного участка от 16 июня 2009 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 383 154 818, 94 руб. (т. 1 л.д. 74).
В соответствии с отчетом ООО "Росоценка" от 14 февраля 2011 г. N 3074 рыночная стоимость данного участка составляет 8 515 218 руб.
17 февраля 2011 г. заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о внесении изменений иных сведений об объекте недвижимости, а именно сведений о кадастровой стоимости земельного участка (в связи с определением рыночной стоимости).
Решением от 11 марта 2011 г. N 63-00-119/11-35206 (т. 1 л.д. 52) заинтересованное лицо отказало заявителю во внесении соответствующих изменений в сведения ГКН о данном участке на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон N 221-ФЗ).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В п. 2 ст. 66 ЗК РФ указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - закон N 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона, которым введена в действие ст. 24.19 закона N 135-ФЗ и п. 3 ст. 66 ЗК РФ, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, а его рыночная стоимость определена по состоянию на 14 февраля 2011 г., т.е. спустя два года после установления кадастровой стоимости.
Действующее законодательство не содержит указаний на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью, как и не содержит возможность утверждения органом исполнительной власти отчетов о рыночной оценке земель.
Кроме того, Минэкономразвития РФ в письме от 08 декабря 2010 г. N Д06-4689 указало, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные на основе результатов государственной кадастровой оценки, проведенной до вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, не могут быть оспорены в комиссии. Такое оспаривание может привести к неравенству правообладателей земельных участков, поскольку кадастровая стоимость земельных участков, определенная в рамках массовой оценки до вступления в силу Федерального закона N 167-ФЗ, также не может быть оспорена в комиссии, в том числе ввиду ограниченного срока такого оспаривания.
Арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание ссылка заявителя на п. 3 ст. 66 ЗК РФ, т.к. определение заявителем рыночной стоимости земельного участка не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость.
В рассматриваемом случае заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, которая в 45 с лишним раз ниже, чем кадастровая стоимость, что в конечном итоге влияет на объем налоговых обязательств заявителя перед государством.
Как правильно указал суд первой инстанции, до утверждения актуализированных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Самарской области, определить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости согласно отчету об оценке, представленного заявителем, не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 15 закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Иной способ внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости законом N 221-ФЗ не предусмотрен.
Довод заявителя о том, что периодичность государственной кадастровой оценки определяется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления и зависит исключительно от воли этих органов, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку согласно п. 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционной жалобы по обстоятельствам дела, проверенные судом апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего в проверяемый период законодательства и переоценке обстоятельств дела, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции решения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с ООО "Гранд" в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 июля 2011 г. по делу N А55-6629/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Гранд", г. Самара, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6629/2011
Истец: ООО "Гранд"
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области