30 сентября 2011 г. |
Дело N А65-14202/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" - представителя Сабирзяновой Ю.С. (доверенность от 17 января 2011 года N 25-0/183),
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 сентября 2011 года апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июля 2011 года по делу N А65-14202/2011, судья Хабибуллин Р.Ф., принятое по заявлению ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", ИНН 1657005416, ОГРН 1021603881694, г.Казань, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, ИНН 1655029010, ОГРН 1031624000320, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 30 мая 2011 года N 11-11-168/пн о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "КМПО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР в Волго-Камском регионе, административный орган) от 30 мая 2011 года N 11-11-168/пн о назначении административного наказания по ч.2 ст.15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Решением суда от 15 июля 2011 года заявление ОАО "КМПО" удовлетворено, оспариваемое постановление РО ФСФР в Волго-Камском регионе 30 мая 2011 года N 11-11-168/пн о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 700000 рублей признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения.
В апелляционной жалобе РО ФСФР в Волго-Камском регионе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ОАО "КМПО" - отказать, ссылаясь на наличие в действиях вменяемого состава административного правонарушения и доказанность вины общества в совершении правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу общество не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя РО ФСФР в Волго-Камском регионе, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ОАО "КМПО", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, РО ФСФР в Волго-Камском регионе была проведена проверка деятельности заявителя на предмет соблюдения требований законодательства о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также требований по раскрытию информации о деятельности организации за весь период деятельности общества.
В ходе проверки было установлено, что заявителем в нарушение положений п.1 ст.92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), ст.16 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), п.1.3 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденного приказом министерства финансов 28 ноября 1996 года N 101, не опубликовало годовую бухгалтерскую отчетность за 2009 год в установленный законодательством срок.
По данному факту РО ФСФР в Волго-Камском регионе 17 мая 2011 года был составлен протокол об административном правонарушении N 11-11-194/пр-ап, на основании которого 30 мая 2011 года административным органом было вынесено постановление N 11-11-168/пн о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 700 000 руб.
В соответствии с ч.2 ст.15.19 КоАП РФ за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации установлена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, является нераскрытие или нарушение перечисленными в приведенной правовой норме лицами порядка и сроков раскрытия предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами информации на рынке ценных бумаг, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В соответствии с п.1 ст.92 Закона о акционерных обществах открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 года N 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение N 06-117/пз-н).
Как видно из оспариваемого постановления, обществу вменяется факт неопубликования в средствах массовой информации годовой бухгалтерской отчетности за 2009 год в установленный законом срок, что предусмотрено ст.16 Закона о бухгалтерском учете.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Согласно статьям 2, 13, 16 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации, о результатах ее хозяйственной деятельности, составляется на основе данных синтетического и аналитического учета, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, аудиторского заключения, пояснительной записки и подлежит публикации акционерным обществом (годовая бухгалтерская отчетность).
Согласно ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ч.1). Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч.2). Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч.3).
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете" внесены изменения в Закон о бухгалтерском учете, вступивший в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 27 июля 2010 года N 209-ФЗ. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 209-ФЗ опубликован в Российской газете N 168 30 июля 2010 года, Собрании законодательства РФ 02 августа 2010 года N 31, ст.4178. Начало действия Федерального закона от 27 июля 2010 года N 209-ФЗ установлено с 10 августа 2010 года. На момент вынесения оспариваемого постановления ч.1 ст.16 Закона о бухгалтерском учете действовала в новой редакции, улучшающей положение заявителя. Следовательно, согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ на ОАО "КМПО" распространяется ч.1 ст.16 Закона о бухгалтерском учете в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 209-ФЗ, в связи чем довод административного органа о неверном толковании норм материального права, судом отклоняется.
Согласно ч.1 ст.16 (ч.1 в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 года N 209-ФЗ) Закона о бухгалтерском учете и изданному в ее развитие приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 1996 года N 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" (далее - приказ Минфина РФ N 101) открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 01 июля года, следующего за отчетным. При этом публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
Учитывая норму Федерального закона от 27 июля 2010 года N 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете", устанавливающую обязанность публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 01 июля года, следующего за отчетным, а также учитывая время необходимое для изготовления протокола общего собрания акционеров, просрочка заявителя в публикации годового бухгалтерского отчета составила один рабочий день.
При этом статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете руководителей организаций и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае несоблюдения сроков ее (бухгалтерской отчетности) представления и публикации в виде привлечения к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством четко установлено, что за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете ответственность несут физические лица - руководители организаций и ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета лица.
Привлечение к ответственности юридических лиц за нарушение законодательства о бухгалтерском учете действующим законодательством не предусмотрено.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст.15.11 КоАП РФ). Однако дела об административных правонарушениях, связанных с грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности (предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ) рассматривают судьи (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ), а не ФСФР. Следовательно, за нарушение правил ведения бухгалтерского учета РО ФСФР в Волго-Камском регионе не уполномочен привлекать виновных лиц к административной ответственности.
Данная позиция нашла отражение также в постановлениях ФАС ПО от 12 ноября 2010 года по делу N А65-12898/2010, от 20 апреля 2010 года по делу N А65-33724/2009, от 16 апреля 2010 года по делу N А65-27376/2009.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в действиях заявителя вменяемого административным органом состава административного правонарушения.
Кроме того, нарушение срока опубликования бухгалтерской отчетности заявителем является незначительным (1 день).
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 15 июля 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июля 2011 года по делу N А65-14202/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14202/2011
Истец: ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань