г. Хабаровск
03 октября 2011 г. |
N 06АП-3417/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
от Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Восток-Транзит": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восток-Транзит"
на решение от 23.06.2011
по делу N А73-5092/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора
к обществу с ограниченной ответственностью "Восток-Транзит" (ОГРН 1092703003667, ИНН 2703052937)
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Восток-транзит" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Восток-транзит" (далее - ООО "Восток-транзит", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением суда от 23.06.2011 ООО "Восток-транзит" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
ООО "Восток-транзит" на основании лицензии от 16.09.2010 N АСС-27-034914, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Административным органом проведена проверка ООО "Восток-транзит" по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.
В ходе проверки, проведенной 29.03.2011 в г. Хабаровске, по ул. Воронежская, 19 (автовокзал), Управлением на основании задания от 28.03.2011 N 48, проведен осмотр автобуса KIA GRANDBIRD гос. номер А9530Н27 под управлением водителя Полупанова А.В., путевой лист N 15 от 26-29.03.2011 выдан ООО "Восток-транзит", в результате чего установлено, что на указанном автобусе осуществляется регулярная перевозка пассажиров по маршруту "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре" без схемы маршрута с указанием опасных участков, без графика движения, автобус не оборудован тахографом, имеющим сертификат об утверждении средств измерений; в путевом листе N 15 от 26-29.03.2011 отметка о прохождении водителями 29.03.2011 предрейсового медицинского осмотра отсутствует.
В ходе проверки, проведенной 31.03.2011 в г. Хабаровск, по ул. Воронежская, 19 (автовокзал) административным органом, на основании задания от 31.03.2011 N 51, проведен осмотр автобуса KIA GRANDBIRD гос. номер А7620М27 под управлением водителя Тетушкина В.Б., путевой лист N 17 от 28-31.03.2011 выдан ООО "Восток-транзит", в результате чего установлено, что на названном автобусе осуществляется перевозка пассажиров и багажа по заказу по маршруту "г. Хабаровск - г. Комсомольск-на-Амуре". При этом отсутствует договор фрахтования. Так же на транспортом средстве, предоставляемом для перевозки пассажиров и багажа по заказу, отсутствует табличка "Заказной", размещаемая над лобовым стеклом, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства и заднем окне, краткого наименования фрахтовщика, промежуточных остановочных пунктов маршрута. Отсутствует схема маршрута с указанием опасных участков, график движения, отсутствует руководитель группы, автобус не оборудован аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; в путевом листе N 17 от 28-31.03.2011 отсутствуют показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки.
В ходе проверки, проведенной 01.04.2011 в г. Хабаровске, по ул. Воронежская, 19 (автовокзал), Управлением, на основании задания от 01.04.2011 N 55, проведен осмотр автобуса KIA GRANDBIRD гос. номер А9540Н27 под управлением водителя Васильева В.Н., путевой лист N 18 от 29.03.2011 - 01.04.2011 выдан ООО "Восток-транзит", в результате чего установлено, что на указанном автобусе осуществляется перевозка пассажиров по маршруту "г. Хабаровск- г.Комсомольск-на-Амуре" без схемы маршрута с указанием опасных участков, без графика движения, утвержденных в установленном законодательством порядке; на автобусе установлен тахограф, не внесенный в государственный реестр средств измерений; экипаж автобуса 01.04.2011 не проходил предрейсовый медицинский осмотр (в путевом листе N 18 от 29.03.2011 - 01.04.2011 нет отметки о прохождении).
В ходе проверки, проведенной 01.04.2011 в г. Хабаровск, по ул. Воронежская, 19 (автовокзал) административным органом, на основании задания от 01.04.2011 N 55, проведен осмотр автобуса KIA GRANDBIRD гос. номер А9530Н27 под управлением водителя Перминова П.П., путевой лист N 21 от 31.03.2011- 03.04.2011 выдан ООО "Восток-транзит", в результате чего установлено, что на названном автобусе осуществляется перевозка пассажиров и багажа по заказу по маршруту "Хабаровск - Советская Гавань". При этом отсутствует договор фрахтования. Так же на транспортом средстве, предоставляемом для перевозки пассажиров и багажа по заказу, отсутствует табличка "Заказной", размещаемая над лобовым стеклом, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства и заднем окне, краткого наименования фрахтовщика, промежуточных остановочных пунктов маршрута. Отсутствует схема маршрута с указанием опасных участков, график движения, отсутствует руководитель группы. Автобус не оборудован аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. В путевом листе N 17 от 28-31.03.2011 г.. отсутствуют показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки.
По результатам проверки составлены рапорта от 29.03.2011 N 112; от 31.03.2011 N 101; от 01.04.2011 N 113; от 01.04.2011 N 110.
05.05.2011 административным органом в отношении ООО "Восток-транзит, без участия законного представителя общества, но при надлежащем его уведомлении, составлен протокол серии 27 N 003328 по факту административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Подпунктом "б" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом относится соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее -Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу пунктов 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2, владельцы автобусов обязаны: составлять и утверждать на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.
Таким образом, ООО "Восток-транзит" обязано согласовать с органами местного самоуправления используемую им паспорт маршрута и схему движения, а неисполнение данных обязанностей является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 3.3.3. "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 N 27, владельцы транспортных средств обязаны организовывать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Обязанность владельцев транспортных средств по обеспечению своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию установлена также и пунктом 2.3.7. "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15.
В соответствии с п. 3.1. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2 (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 N 75), техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
В силу пункта 5.4. того же Положения, автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.
Согласно пункту 4 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86 установка тахографов на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных устройств. Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил водитель транспортного средства своевременно производит установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечивает их сохранность.
Согласно пункту 10 Правил контролю, в частности, подлежат: наличие, исправность и соответствие тахографа требованиям пункта 3 Правил, а также соблюдение водителем условий его использования, указанных в пункте 8 Правил; записи на регистрационных листах за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством; состояние оттиска клейма на тахографе, наличие табличек с параметрами настройки.
Подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации глонасс или глонасс/GPS" оснащению аппаратурой спутниковой навигации глонасс или глонасс/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
Из подпункта 2 пункта 1 Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации глонасс или глонасс/GPS следует, что подлежат оснащению транспортные средства категории "М3".
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 152 от 18.09.2008 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
В соответствии с пунктами 89, 95-98 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью "Заказной", которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Высота таблички, размещаемой на лобовом стекле, не должна превышать 140 мм, а высота таблички, размещаемой на лобовом стекле транспортных средств категории "M3", - минимального расстояния между верхним краем лобового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика. В случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).
В соответствии с пунктами. 5.2, 5.16, п. 17 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2, при перевозках по заказам заказчик обеспечивает подбор руководителей групп и инструктаж по вопросам безопасности движения.
В ходе проверки установлены нарушения, а именно Обществом не соблюдаются вышеуказанные положения действующего законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, нарушаются условия, предусмотренные специальным разрешением (лицензией).
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО "Восток-транзит" признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, что подтверждается протоколом об административном правонарушении от 05.05.2011 серии 27 N 003328, рапортами от 29.03.2011 N 112; от 31.03.2011 N 101 от 01.04.2011 N 113; от 01.04.2011 N 110, путевыми листами.
Вина предприятия заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Доводы общества со ссылкой о нарушении проверяющими положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2011 по делу N А73-5092/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5092/2011
Истец: Дальневосточное межрегиональное управление госавтодорожного надзора, Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора, Комсомольский отдел автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: ООО "Восток-Транзит"
Третье лицо: Комсомольский отдел автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3417/11