г. Челябинск
04 октября 2011 г. |
N 18АП-9205/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республике Башкортостан от 14 июля 2011 года по делу N А07-9081/2011 (судья Гималетдинова А.Р.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Башкиравтодор" - Игнатьев Е.М. (доверенность от 09.03.2011 N 09 юр/73),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - Семенова С.А. (доверенность от 12.05.2011 N 02-12/007), Родионов К. Б. (доверенность от 06.05.2011 N 02-22/6422).
Открытое акционерное общество "Башкиравтодор" (далее - заявитель, налогоплательщик, ОАО "Башкиравтодор", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная инспекция) о признании незаконным действий налогового органа по учету за ОАО "Башкиравтодор" задолженности со сроком образования свыше трех лет в сумме 50 183 954 руб. 15 коп., а также с требованием обязать налоговый орган исключить из карточки лицевого счета сведения об указанной задолженности в общей сумме 50 183 954 руб. 15 коп. (требования изложены с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (л.д. 44).
Решением суда первой инстанции от 14.07.2011 заявленные требования общества удовлетворены частично.
Действия Межрайонной инспекции по учету за ОАО "Башкиравтодор" задолженности со сроком образования свыше трех лет в сумме 50 183 954 руб. 15 коп. признаны незаконными.
В части обязания Межрайонной инспекции исключить из карточки лицевого счета сведений о задолженности в сумме 50 183 954 руб. 15 коп. производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением суда, Межрайонная инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обосновании доводов апелляционной жалобы, заинтересованное лицо указало, что утрата налоговым органом возможности взыскания в бесспорном и судебном порядке задолженности по налогам (сборам) не является основанием для исключения её из лицевого счета налогоплательщика.
По мнению подателя апелляционной жалобы, наличие в документах внутриведомственного учета, в частности в лицевом счете налогоплательщика, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает права и законные интересы заявителя.
Налогоплательщик отзыв на апелляционную жалобу Межрайонной инспекции не представил, в судебном заседании представитель ОАО "Башкиравтодор" пояснил, что считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей заявителя и налогового органа, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Башкиравтодор" обратилось в налоговый орган с заявлением от 06.05.2011 N 10/136/ о выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и штрафам на 01.04.2011 без учета сумм налога, безнадежных к взысканию (л.д. 7).
Налоговый орган представил заявителю справку N 619 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.04.2011, из которой следует, что у налогоплательщика числится задолженность со сроком образования свыше трех лет в сумме 50 183 954 руб. 15 коп., в том числе по налогам 211 201 руб. 03 коп., по пени 16 294 949 руб. 63 коп., по штрафам 1 777 833 руб. 24 коп., по процентам за пользование бюджетными средствами 31 899 970 руб. 25 коп.
Считая, что учет спорной суммы задолженности, право на взыскание которой налоговым органом утрачено, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ОАО "Башкиравтодор" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09 пришел к выводу о том, что отражение в справке о расчетах налогоплательщика с бюджетом необъективной информации, без обособления сумм задолженности, по которой налоговым органом утрачено право взыскания, не соответствует объективной информации о состоянии расчетов и непосредственным образом нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Несмотря на тот факт, что в вышеназванном приказе не предусмотрено указание в справке информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, содержащиеся в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Из материалов дела и пояснений налогового органа следует, что в выданной налогоплательщику справке о состоянии расчетов с бюджетом отражена сумма задолженности в размере 50 183 954 руб. 15 коп., право на взыскание которой налоговым органом утрачено.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке N 619 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.04.2011, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.
Между тем неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке налогового органа объективной информации о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговой инспекцией возможности ее взыскания. Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09.
Действительно, указание в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности без обособления сумм, по которым право налогового органа на взыскание утрачено, не соответствует объективной информации о состоянии расчетов и непосредственным образом нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Учет же задолженности, право на взыскание которой налоговым органом утрачено, является искажением сведений о состоянии расчетов с бюджетом, создает трудности в реализации налогоплательщиком своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 июля 2011 года по делу N А07-9081/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9081/2011
Истец: ОАО "Башкиравтодор"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РБ