03 октября 2011 г. |
Дело N А55-3733/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Каплина С.Ю., Серова Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А., с участием:
от Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, - Первушина Н.И., доверенность МФ-13-07/2548 от 16.12.2010,
от Департамента транспорта Администрации г.о. Самара - Дурова В.О., доверенность N 09/02-2604/03 от 15.09.2011,
от ООО "МАРТ" - Елуферьева Н.Г., доверенность N 3/11 от 23.05.2011, Проваторов О.Ю., доверенность N 2/11 от 10.05.2011,
от иных лиц - не явились, извещены,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2011 года по делу N А55-3733/2011 по иску ООО "МАРТ", 443022, Самарская область, Самара, Заводское шоссе,5 к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, 109017, Москва, Ильинка, 9; Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, 443006, Самарская область, Самара, Молодогвардейская, 210 третьи лица: Департамент транспорта Администрации г.о. Самара, 443069, г. Самара, ул. Мориса Тореза, 67 А Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20 о взыскании 4 132 107 руб. 29 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью " МАРТ" Самарская область г.Самара обратилось в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом уточнений) о взыскании убытков в размере 4 132 107 руб. 29 коп., из которых: 1 293 164 руб. 19 коп. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации и 2 838 943 руб. 10 коп. с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, вызванных перевозкой отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится, соответственно, к ведению Российской Федерации и Самарской области по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", за период с июля- по декабрь 2010 г..
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2011 г.. исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "МАРТ" убытки в размере 1 199710руб66коп, взыскано с Самарской области за счет казны Самарской области в пользу ООО "МАРТ" убытки в размере 2 644862руб. 11коп.
В остальной части требований отказано. Суд, при проверке расчетов заявленных требований пришел к выводу о завышении количества ЕСПБ, и количества поездок в месяц.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление Федерального казначейства по самарской области и Министерство управления финансами Самарской области обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства управления финансами Самарской области апелляционную жалобу поддержал, сославшись на доводы изложенные в ней.
Представитель ООО " МАРТ" с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Представитель Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области оставляет разрешение жалоб на усмотрение суда.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Суд располагает уведомлениями о надлежащем извещении, что позволяет рассмотреть жалобы в отсутствии неявившихся лиц, в соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив и оценив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции, руководствуясь требованиями статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит правовых оснований для удовлетворения доводов жалоб и отмены судебного акта.
Из материалов дела установлено, что ООО "МАРТ" осуществляет перевозку пассажиров на территории муниципального образования г. Самара по тарифам, установленным органом местного самоуправления, с предоставлением льгот установленных органом местного самоуправления и РФ. Услуги по перевозке пассажиров ООО "МАРТ" оказывает по маршруту N 41 "15 мкр -универмаг "Юность" на территории г. Самара на основании договора N 54-10 от 27.07.2010 г.. "Об организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом по установленному маршруту регулярных перевозок на территории городского округа Самара", заключенным с Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара.
По условиям договора Заказчик-Департамент транспорта Администрации г.о. Самара поручает, а Исполнитель-ООО "МАРТ" обязуется осуществлять перевозки пассажиров по маршруту городского проезда и провоз багажа на городском пассажирском транспорте в г.о.Самара, со всеми видами льгот, действующими на территории городского округа Самара, а также с использованием автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда и провоза багажа "Электронный проездной-Самара".
В обоснование заявленных требований истец ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан", согласно которому с 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. 00 коп., с 01.08.2007 в размере, не превышающем 250 руб. 00 коп., а с 01.07.2008 в размере, не превышающем 270 руб. 00 коп. для: лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления; лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"; лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"; лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц; родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов; лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 1 марта 2005 года установлена стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской областью, для следующих категорий граждан: военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 16.12.2009 N 1391 "Об установлении тарифов на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара" с 01.01.2010 стоимость одной поездки в автобусе установлена в размере 15 руб. 00 коп.
Недополученная провозная плата при осуществлении перевозок по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) возмещалась истцу органами местного самоуправления в форме перечисления выручки ФГУП "Почта России" от реализации ЕСПБ.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктами 1. 19 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" установлены льготы в виде неполной стоимости проездного билета и принята на себя обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 г.. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, требований статей 16, 1069,1071 Гражданского кодекса российской Федерации убытки, возникающие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном транспорте региональным льготникам, подлежат возмещению за счет казны РФ и казны субъекта РФ (Самарской области).
Представленный истцом расчет основан на данных количества проданных ЕСПБ, процента транспортной работы, количества поездок в месяц, сумм денежных средств полученных от ФГУП "Почта России" от реализации ЕСПБ.
Довод заявителя жалоб- Министерства финансов РФ о том, что расходные обязательства, заявленные истцом, относятся к расходным обязательствам субъекта РФ- Самарской области, проверен судебной коллегией апелляционной инстанции и признается несостоятельным, т.к. в соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса РФ" при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации., абз. 6 п.1 ст.85 БК РФ (в редакции действовавшей до 1.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению РФ и субъектов РФ означает право субъекта РФ установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет субъекта РФ.
Согласно Пленума РФ N 8 от 1.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться РФ, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование, в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
В Постановлении от 2.02.2005 г. N 15 установлена лишь стоимость единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ), эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.
До принятия ФЗ РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении Правительства Самарской области от 2.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Так, Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным Законом от09.06.1993 N 5142-1 "О доноростве крови и ее компонентов".
Пленум ВАС РФ в Постановлении N 23 от 22.06.2006 г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежит удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемыми после 1.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготной цене товаров (работ, услуг) судам необходимо иметь в виду положения ст.ст.84,85 БК РФ, ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Следовательно, меры социальной поддержки указанных выше категорий граждан относятся к ведению Российской Федерации.
Аналогичная позиция сформулирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 292/09.
В Постановлении Правительства Самарской области от 2.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно решен вопрос в части взыскания убытков в соответствующей доли с ответчиков - Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Ссылка Министерства финансов на письмо Министерства транспорта РФ от 3.05.2006 г. N 02-1/5-597, которым, по мнению ответчика, расчет убытков должен производится из количества 37 поездок в месяц, отклоняется судебной коллегией, т.к. данный документ не осуществляет правового регулирования, поскольку не является нормативным актом и датирован ранее постановления Федеральной службы государственной статистики N 9 от 19.01.2007 г., на основании которого истец произвел расчет убытков.
Ссылка Министерства финансов Самарской области в апелляционной жалобе на то, что "... в материалах дела отсутствуют акты выполненных работ или какие-либо иные документы, подтверждающие заявленное истцом количество перевезенных пассажиров и факт выполнения им перевозок льготных категорий граждан. В связи с этим ответчик считает, что в нарушении ст.65 АПК РФ истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие фактически обоснованные расходы на транспортное обслуживание льготных категорий граждан"., отклоняется судебной коллегией, так как она противоречат имеющимися в деле материалам и доказательством представленным истцом и обозреваемым в ходе судебного заседания.
Так, истцом предоставлен договор об организации перевозок пассажиров транспортом общего пользования N 54-10от 27.07.2010 г. на перевозку пассажиров по маршруту N 41, заключенному с Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара с предоставлением всех льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных действующим законодательством и по тарифам, установленным органом метеного самоуправления. Также истцом представлены в материалы дела акты выполненных работ о количестве перевезенных пассажиров (в том числе по социальным картам), отчеты о выполненной работе, утвержденные центральной диспетчерской службой г.о. Самара МП "Пассажиртранссервис", сводные отчеты о выполненной транспортной работе, составленные заказчиком перевозок- Департаментом транспорта г.о.Самара, кроме того третье лицо- заказчик перевозок Департамент транспорта в своем отзыве в судебном заседании подтверждает, что истец в 2010 году осуществлял перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте по ЕСПБ и социальной карте жителя Самарской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2011 года по делу N А55-3733/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3733/2011
Истец: ООО "Март"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Департамент транспорта Администрации г. о. самара, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Филиал ФГУП "Почта Росстт" ОСП Самарский почтамт