Запатентованный "упрощенец" в сфере транспортных услуг
С 2006 года некоторые индивидуальные предприниматели получили возможность применять УСНО на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ). Через год в данную норму законодатели внесли некоторые коррективы (Закон N 85-ФЗ), которые вступают в силу с 01.01.2008.
Сегодня мы поговорим о том, выгодно ли перевозчикам при администрировании отчислений в бюджет применять новую редакцию ст. 346.25.1 НК РФ.
Прежде всего отметим, что УСНО на основе патента не является самостоятельной системой налогообложения - это всего лишь разновидность "упрощенки". Поэтому в п. 1 изучаемой нами статьи указано, что действие ст. 346.11-346.25 НК РФ распространяется и на запатентованных ИП, но с учетом особенностей, установленных для них. По всей видимости, поправки, предусмотренные Законом N 85-ФЗ, направлены на то, чтобы сделать данное правило "применимым" на практике. К нему мы неоднократно будем обращаться далее.
Кто может получить патент?
Применять УСНО на основе патента по-прежнему могут только индивидуальные предприниматели, не привлекающие наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, и осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности*(1), перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Как раз эту норму законодатели тщательно пересмотрели. Для предпринимателей сферы транспорта есть интересные изменения.
Приведем выдержку из сравнительной таблицы видов деятельности, в отношении которых предприниматель может применять УСНО на основе патента.
Виды деятельности | |
2007 | 2008 |
Перевозка пассажиров и грузов на автомобильном и водном транспорте, включая паромную перевозку |
Автотранспортные услуги |
- | Техническое обслуживание и ремонт автотранспорт- тных средств |
Мойка автотранспортных средств | Прочие виды услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка) |
Обратите внимание: несмотря на то, что законодатель в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ говорит именно о видах деятельности, в приведенном перечне содержатся отдельные услуги, что не может не затруднить идентификацию предпринимателя в качестве хозяйствующего субъекта, который вправе применять УСНО на основе патента.
С другой стороны, будущая редакция п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, безусловно, расширяет возможности предпринимателей, работающих в сфере транспорта, по применению патента на УСНО. Однако новые формулировки двусмысленны, этого нельзя не заметить. Так, определение автотранспортных услуг отсутствует как в НК РФ, так и в отраслевых нормативных документах. Между тем, если обратиться к разделу I "Услуги транспорта, складского хозяйства и связи" части III "Виды продукции и услуг" ОКДП ОК 004-93*(2), к ним (6020000) отнесены:
- перевозки пассажиров автомобильным транспортом по расписанию (6021000);
- перевозки пассажиров автомобильным транспортом без расписания (6022000);
- перевозки грузовые автомобильным транспортом (6023000).
То есть фактически основное изменение заключается в прекращении права на применение патентной "упрощенки" на водном транспорте.
Однако если заглянуть в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)*(3), то можно сделать вывод, что возможностей у ИП, занятых в сфере автомобильного транспорта, все же станет больше, так как в разделе I "Транспорт и связь" под кодом 60 "Деятельность сухопутного транспорта" ("Деятельность прочего сухопутного транспорта" код 60.2) поименованы следующие виды деятельности.
1. Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (60.21):
- деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (60.21.1);
- внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (60.21.11);
- пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (60.21.12);
- междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (60.21.13);
- международные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию (60.21.14);
Эта группировка включает:
- деятельность, обеспечивающую внутригородские и пригородные перевозки пассажиров по установленным маршрутам, подчиняющиеся расписанию, посадку и высадку пассажиров на указанных в расписании остановках. Перевозки могут осуществляться автобусами и т.п.;
- деятельность, обеспечивающую междугородные перевозки, кроме железнодорожных, пассажиров по установленным маршрутам, подчиняющиеся расписанию, посадку и высадку пассажиров на указанных в расписании остановках;
- деятельность, обеспечивающую регулярные (включая специальные) перевозки, осуществляемые школьными автобусами, экспрессами по маршрутам город - аэропорт или город - вокзал и т.п.
2. Деятельность такси (60.22).
Эта группировка также включает аренду легковых автомобилей с водителем.
3. Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (60.23).
Эта группировка включает:
- деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию:
- чартерные перевозки;
- аренду городских и междугородных автобусов с водителем;
- предоставление услуг по перевозке с экскурсионными и прочими целями;
- перевозки пассажиров транспортными средствами с живой тягой.
Эта группировка не включает перевозку машинами скорой помощи.
4. Деятельность грузового автотранспорта (60.24):
- деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (60.24.1);
Эта группировка включает:
- перевозку автомобильным грузовым специализированным транспортом различных грузов, кроме опасных: замороженных или охлажденных продуктов, жидких или газообразных грузов, грузов в контейнерах, сухих грузов навалом, автомобилей, сельскохозяйственных животных и т.п.;
- перевозку автомобильным грузовым специализированным транспортом опасных грузов.
В эту группировку также входят грузовые перевозки транспортными средствами с живой тягой.
Эта группировка не включает деятельность терминалов по транспортной обработке грузов.
- деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта (60.24.2);
- аренда грузового автомобильного транспорта с водителем (60.24.3).
Обратите внимание: в Приложении А к ОКВЭД ОК 029-2001 указано, что раздел I "Транспорт и связь" не включает:
- капитальный ремонт или переоборудование транспортных средств, кроме автотранспортных;
- строительство, техническое обслуживание и ремонт шоссейных и железных дорог, портовых сооружений, аэродромов;
- техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
- аренду транспортных средств и оборудования без водителя или оператора.
Теперь посмотрим, какие возможности имеются у ИП, занятого в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Согласно разделу G "Услуги в оптовой и розничной торговле; услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования" части III "Виды продукции и услуг" ОКДП ОК 004-93 к услугам по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (5020000) отнесены:
- мойка автомобилей (5020100);
- полировка кузова автомобилей (5020110);
- защита кузова автомобилей антикоррозийными покрытиями (5020120);
- диагностика технического состояния автомобилей (5020200);
- регламентные работы, связанные с эксплуатацией автомобилей (5020300);
- регулировочные работы (5020400);
- предпродажная подготовка автомобилей (5020450);
- транспортировка и буксировка автомобилей (5020460);
- хранение транспортных средств (5020470), в том числе в отапливаемых и неотапливаемых гаражах (5020471, 5020472), на закрытых и открытых стоянках (5020473, 5020474);
- технический осмотр автомобилей службами ГАИ (5020480);
- замена элементов конструкции кузова (5020510);
- жестяные работы на кузове (5020520);
- устранение повреждений кузова с использованием сварки (5020530);
- устранение повреждений кузова с использованием нанесения полимерных клеев и мастик на тканевую основу (5020540);
- ремонт и замена стекол (5020550);
- ремонт и замена элементов интерьера салона автомобилей (5020560);
- окраска кузова автомобилей и дисков колес (5020570);
- прочие работы по ремонту кузова автомобилей (5020590);
- ремонт ходовой части автомобилей (5020600);
- ремонт двигателей автомобилей (5020700);
- ремонт топливной системы автомобилей (5020800);
- ремонт электрооборудования автомобилей (5020820);
- ремонт, зарядка и замена аккумуляторных батарей (5020830);
- прочие работы по ремонту автомобилей (5020850).
С другой стороны, согласно ОКВЭД ОК 029-2001 в разделе G "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" под кодом 50 "Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт" ("Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" код 50.20) перечислены такие виды деятельности.
1. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (50.20.1).
Эта группировка включает:
- техническое обслуживание, ремонт электрооборудования, ремонт шин, их установку и замену, включая регулировку и балансировку колес, механический ремонт (двигателей, подвесок, рулевого управления, тормозов и т.п.);
- ремонт кузовов и их составных частей (дверей, замков, окон), включая окрашивание.
2. Техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств (50.20.2).
Эта группировка также включает:
- техническое обслуживание, ремонт электрооборудования, ремонт шин, их установку и замену, включая регулировку и балансировку колес, механический ремонт (двигателей, подвесок, рулевого управления, тормозов и т.п.);
- ремонт кузовов, кабин и их составных частей (дверей, замков, окон), включая окрашивание.
3. Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (50.20.3).
Эта группировка включает:
- мойку, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистку салона, буксировку и прочие аналогичные виды деятельности;
- оказание технической помощи в пути.
Обратите внимание: в Приложении А к ОКВЭД ОК 029-2001 указано, что группировка "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" под кодом 50.20 не включает:
восстановление шин;
технический осмотр автотранспортных средств.
ЕНВД и "упрощенный" патент - понятия несовместимые
Невооруженным глазом видно, что вышеперечисленные виды деятельности во многом совпадают с теми, которые названы в гл. 26.3 НК РФ в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД. Так, согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ она вводится для предпринимательской деятельности:
- по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
К сведению: не так давно Минфин указал, что сдача в аренду автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, с предоставлением услуг по управлению (иными словами, с водителем) может быть переведена на уплату ЕНВД (Письмо от 23.03.2007 N 03-11-04/3/76).
Вывод основан на данных ОКДП ОК 004-93, согласно которым аренда грузовиков с водителем или оператором относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автомобильным транспортом, а деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах - к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию. Подобные разъяснения чиновников дают уверенность в том, что виды деятельности, в отношении которых НК РФ предусматривает применение спецрежимов (в виде ЕНВД или патента на УСНО), согласуются с теми, которые установлены в ОКВЭД ОК 029-2001 (ОКДП ОК 004-93).
При этом если для определенного вида деятельности предусмотрено применение "вмененки", то отказаться от нее в пользу иного режима налогообложения нельзя.
Обратите внимание: система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а решения о возможности применения УСНО на основе патента принимаются законами субъектов РФ.
Например, на территории Москвы "вмененка" применяется только в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. В свою очередь, согласно Закону г. Москвы от 09.11.2005 N 54 предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов на автомобильном транспорте, вправе применять УСНО на основе патента. В Нижнем Новгороде ситуация обстоит иначе - применение УСНО на основе патента в сфере транспорта невозможно (Закон Нижегородской области от 07.06.2006 N 44-З), однако введен налоговый режим в виде ЕНВД для услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств и автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.
Порядок получения патента
Патент является документом, удостоверяющим право ИП на применение УСНО на его основе (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). Он выдается налоговым органом по форме N 26.2. П-3, утвержденной Приказом ФНС РФ от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417, по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год (новая редакция п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ).
Согласно п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ, для того чтобы получить патент, ИП должен не позднее чем за один месяц до начала применения УСНО на основе патента подать заявление *(4) в налоговый орган по месту своей постановки на учет. В течение 10 дней налоговый орган обязан выдать предпринимателю патент или уведомить об отказе в его выдаче. В редакции Закона N 85-ФЗ пункт 5 имеет следующие дополнения.
Во-первых, патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан. Во-вторых, налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения УСНО на его основе на территории другого субъекта РФ. Таким образом, если ИП осуществляет одну и ту же деятельность на территории разных субъектов РФ, то он должен будет иметь патент от каждого субъекта РФ.
Но это не означает, что предприниматель, осуществляющий перевозку грузов (пассажиров) по маршруту, проходящему через несколько субъектов РФ, должен в каждом из них оформить патент. На наш взгляд, в этом случае фактическое место осуществления деятельности он должен определять так же, как и автотранспортные предприятия (ИП) - плательщики ЕНВД. Напомним, каким правилом они руководствуются (Письмо Минфина РФ от 28.09.2006 N 03-11-04/3/424): под местом осуществления деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов (пассажиров) следует понимать место нахождения объектов, в которых осуществляется предпринимательская деятельность (иными словами - транспортных средств), а если они используются в деятельности передвижного характера - место получения дохода от этой деятельности.
Таким образом, например, если государственная регистрация используемого для междугородных, международных грузоперевозок автомобиля осуществлена по месту нахождения организации, то налогоплательщик должен состоять на налоговом учете по уплате ЕНВД по месту своего нахождения.
Аналогичные разъяснения были даны Минфином и в отношении определения места осуществления деятельности пассажирскими перевозчиками (Письмо от 19.05.2006 N 03-11-05/130). Картину дополняет Письмо УФНС по Московской обл. от 20.04.2007 N 24-17/0319. В нем указано, что применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении указанного вида деятельности не зависит от характера осуществляемых перевозок (в пределах населенного пункта, междугородные, международные или между субъектами РФ), а также специализации автотранспортных услуг (перевозка грузов или пассажиров или перевозка грузов и пассажиров). То есть деятельность, по автоперевозкам осуществляемая организацией на территории нескольких муниципальных районов, городских округов, а также иностранных государств, подпадает под обложение ЕНВД при соблюдении ограничения по количеству автотранспортных средств (20 ед.).
Если проецировать вышеизложенные правила на порядок применения патентной "упрощенки", то становится очевидным, что местом осуществления деятельности перевозчика будет:
- место его государственной регистрации, при условии постановки на учет там же транспортного средства;
- место регистрации транспортного средства, если оно не совпадает с местом регистрации ИП. Причем в этой ситуации предпринимателю не нужно дополнительно вставать на учет в другом субъекте РФ, как требуется в случае применения "вмененки"*(5). Ему надо оформить еще один патент.
В отношении остальных услуг в сфере автотранспорта достаточно сложно представить предпринимателя, работающего одновременно в нескольких субъектах РФ без привлечения наемных рабочих, поэтому мы не будем подробно останавливаться на данном вопросе.
Цена вопроса
Годовая стоимость патента определяется так: потенциально возможная к получению величина годового дохода умножается на соответствующую налоговую ставку (п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ). Однако предприниматель вправе оформить патент не только на календарный год, но и на меньший срок, в связи с этим п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ предусматривает возможность пересчета годовой стоимости патента в соответствии с продолжительностью того периода, на который он был выдан.
Итак, мы имеем две основные составляющие - потенциальный годовой доход и налоговую ставку (она равна 6% и установлена п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода определяется на календарный год (дополнение Закона N 85-ФЗ) законами субъектов РФ по каждому виду предпринимательской деятельности, в отношении которого разрешено применение УСНО на основе патента (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ). Возможность дифференциации такого годового дохода в соответствии с особенностями и местом ведения предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта РФ также установлена п. 7. На это указал Минфин в Письме от 17.03.2006 N 03-11-03/13, посвященном возможности установления разных размеров годового дохода для сдачи в аренду квартир и гаражей.
Такая дифференциация возможна и при определении размера предполагаемого дохода для перевозок (грузовых и пассажирских). В частности, в Москве для них установлена единая сумма потенциально возможного годового дохода - 180 000 руб. Однако ситуация может измениться, так как для целей исчисления ЕНВД уже предусмотрена различная базовая доходность по грузовым и пассажирским перевозкам. При этом смысл понятий базовой доходности (ЕНВД) и потенциально возможного к получению годового дохода (УСНО по патенту) почти одинаковый. Кроме того, п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ предусмотрено следующее: если деятельность, при осуществлении которой ИП вправе применять "упрощенно-патентную" систему, входит в перечень, установленный п. 2 ст. 346.26 НК РФ (может быть переведена на уплату ЕНВД), то размер потенциально возможного годового дохода по ней не может превышать величину базовой доходности, установленную ст. 346.29 НК РФ для этой же деятельности, умноженную на 30.
Снова возьмем потенциальный годовой доход по перевозкам, установленный Законом г. Москвы от 09.11.2005 N 54, - 180 000 руб. Он равен произведению базовой доходности для автотранспортных услуг (6 000 руб.) и 30. Но, как мы уже писали на стр. 6, физические показатели и базовая доходность по грузовым и пассажирским перевозкам с 2008 года будут различны. Для грузоперевозок ничего не изменится: физический показатель - количество транспортных средств, базовая доходность - 6 000 руб. А вот перевозчиков пассажиров ждет сюрприз: физический показатель - количество посадочных мест, базовая доходность - 1 500 руб. "Вмененщиков" эти новшества не обрадуют, так как даже в одном из самых маленьких пассажирских транспортных средств - ГАЗ-3221 "Газель" - насчитывается около 13 посадочных мест. Итого базовая доходность - 19 500 руб. Такая "математика" неизменно ведет к увеличению отчислений по ЕНВД. А как эти поправки отразятся на стоимости патента по УСНО? Если читать закон буквально, то - положительно, так как, умножив базовую доходность, равную 1 500 руб., на 30, мы получим 45 000 руб. Закон говорит, что это максимум, который доступен субъекту РФ при установлении потенциально возможного к получению годового дохода по УСНО на патенте.
Идем дальше. Закон N 85-ФЗ дополнил п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ. Если субъект РФ не изменил размер потенциально возможного к получению годового дохода на следующий календарный год, то стоимость патента рассчитывается исходя из потенциального годового дохода прошлого года. С другой стороны, он подлежит ежегодной индексации на указанный в абз. 3 п. 2 ст. 346.12 НК РФ коэффициент-дефлятор*(6). Эта поправка сближает п. 1 ст. 346.25.1 НК РФ с реальностью. Напомним, что общие правила применения УСНО распространяются и на обладателей патента. При этом обычные "упрощенцы" знают, что предельную величину дохода, ограничивающую право на применение спецрежима, необходимо ежегодно индексировать. Однако формально эта процедура не приводит к изменению налоговых отчислений в бюджет по единому налогу, а вот владельцам патента новая норма обеспечивает ежегодный "рост" его стоимости.
Как расплачиваться?
Оплата патента осуществляется в два этапа. Первая треть стоимости патента перечисляется не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на его основе (п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ). Остальная часть оплачивается не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ). Кстати, при перечислении этой части патента налогоплательщик вправе уменьшить ее на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Ранее возможность использования данного права (также из числа общих) подкреплялась отдельными разъяснениями Минфина - Письмо от 30.06.2006 N 03-11-02/149, УФНС по г. Москве - Письмо от 25.08.2006 N 18-03/3/75109@. Теперь это предусмотрено в новой редакции п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ.
Однако самое главное вновь осталось "за кадром", а именно порядок уменьшения стоимости патента на страховые взносы. Так, в Письме N 03-11-02/149 чиновники отметили, что стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50%. Это соответствует общим правилам исчисления единого налога по УСНО. При этом ее предлагалось уменьшать на сумму страховых взносов, уплаченных до уплаты оставшейся стоимости патента. На сумму страховых взносов, уплаченных после уплаты оставшейся стоимости патента, финансисты уменьшать стоимость патента запрещали. Однако справедливости ради отметим, что это не единственное правильное решение. О том, как еще можно зачесть взносы на ОПС при расчетах с бюджетом при применении УСНО, читайте в третьем номере нашего журнала на странице 56.
Учет и отчетность
Индивидуальные предприниматели, независимо от того, какую они выбрали систему налогообложения, освобождены от ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 4 Закона N 129-ФЗ*(7)). Кроме того, ИП, применяющие УСНО на основе патента, не представляют в налоговый орган декларации по единому налогу (новый п. 11 ст. 346.25.1 НК РФ вполне закономерен). Однако Закон N 85-ФЗ все же обязал обладателей патента вести налоговый учет по правилам ст. 346.24 НК РФ, а именно учитывать доходы и расходы в соответствующей книге*(8) (новый п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). Ранее то же самое рекомендовали финансисты и налоговики в своих письмах. Однако снова вышла "нестыковочка". Общественность еще не забыла, что действующая форма Книги доходов и расходов появилась в связи с выходом Решения ВС РФ от 26.05.2006 N ГКПИ06-499, в котором было указано на необходимость исключения из предыдущей формы Книги доходов и расходов граф 4 "Доходы - всего" и 6 "Расходы - всего" раздела 1 "Доходы и расходы". Оставить надлежало только графы "Доходы" и соответственно "Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы". Спрашивается, к чему предпринимателю вести такую книгу?
Еще одна интересная тема - учет кассовых операций. В последнее время она находится в центре внимания. Дело в том, что порядок ведения кассовых операций в РФ*(9) утвержден и разработан для организаций. В нем нет указания на то, что предприниматели обязаны им руководствоваться. С другой стороны, в Письме ЦБ РФ от 17.07.2006 N 08-17/2540*(10) говорится, что на индивидуальных предпринимателей при совершении кассовых операций распространяется действие указанного порядка. Налоговики придерживаются аналогичной точки зрения (письма ФНС РФ от 30.08.2006 N ММ-6-06/869@, УФНС по г. Москве от 10.10.2006 N 22-12/89802, от 26.12.2006 N 22-12/115732, от 16.01.2007 N 18-12/3/002583). Об этом же Минфин напомнил предпринимателям, применяющим УСНО на основе патента (Письмо от 09.02.2006 N 03-11-02/34).
Добровольный и вынужденный отказ от патента
Согласно обновленной редакции п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ добровольный переход с УСНО на основе патента на общий порядок применения "упрощенки" и наоборот осуществляется только по истечении периода, на который выдан патент.
Утрата права на патент может наступить из-за:
- привлечения наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера);
- осуществления деятельности, в отношении которой не предусмотрено применение УСНО на основе патента;
- неоплаты (неполной оплаты) одной трети стоимости патента в установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ срок.
Эти причины прямо поименованы в п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ. Однако есть и другие, которые следуют из анализа новой редакции п. 4 ст. 346.13 НК РФ, а именно:
- превышение предельного размера доходов (20 млн. руб.);
- перевод осуществляемой деятельности в соответствии с действующим законодательством на уплату ЕНВД;
- участие в совместной деятельности (договор простого товарищества) или доверительном управлении имуществом.
В этом случае ИП должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная им, не возвращается. В соответствии с дополнениями, внесенными в п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ, сообщить об утрате права на применение УСНО на основе патента предприниматель обязан в течение 15 календарных дней с момента применения иного режима налогообложения. Вновь оформить патент такой предприниматель сможет только через три года после того, как утратил данное право.
М.О. Денисова
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2007 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Предприниматели, осуществляющие несколько видов деятельности, не вправе применять УСНО на основе патента в соответствии со ст. 346.25.1 НК РФ. Они могут применять либо УСНО, предусмотренную ст. 346.11-346.25 НК РФ, либо уплачивать налоги в соответствии с общим режимом (Письмо УФНС по г. Москве от 26.06.2006 N 18-12/3/55698).
*(2) Постановление Госстандарта РФ от 06.08.1993 N 17.
*(3) Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".
*(4) Его форма также утверждена Приказом ФНС РФ N САЭ-3-22/417.
*(5) Письмо УФНС по г. Москве от 03.04.2007 N 09-17/030104.
*(6) Устанавливается Минэкономразвития РФ. На 2007 год коэффициент-дефлятор равен 1,241 (приказ от 03.11.2006 N 360).
*(7) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Письмо Минфина РФ от 20.04.2007 N 03-11-05/75.
*(8) Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина РФ от 30.12.2005 N 167н.
*(9) Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ".
*(10) К сведению: это письмо не является нормативным актом Банка России и не может применяться в качестве такового (Письмо ЦБ РФ от 17.10.2006 N 36-3/1993).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"