г. Челябинск
03 октября 2011 г. |
N 18АП-9583/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карташовой Людмилы Ивановны на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2011 по делу N А76-905/2011 (судья Михайлова Е.А.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Карташовой Людмилы Ивановны - Осокина А.И. (доверенность от 30.09.2011), Шрамко В.А. (доверенность от 09.07.2010).
Соснина Ивана Юрьевича - Шрамко В.А. (доверенность от 09.07.2010).
Индивидуальный предприниматель Карташова Людмила Ивановна (далее - ИП Карташова, заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации города Челябинска (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации для управления многоквартирным ломом, расположенным по адресу: г.Челябинска, ул.Курчатова, д.18А, выраженного в письме от 21.12.2010 N 1474-6, а также об обязании администрации города Челябинска провести открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Челябинска, ул. Курчатова, д.18А, в порядке и сроки, установленные законодательством.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Южноуральский Тракторостроитель" (далее - ТСЖ "ЮУТС"), товарищество собственников жилья "Энергия" (далее - ТСЖ "Энергия"), Соснин Андрей Юрьевич (далее - Соснин О.Ю.), Соснин Олег Юрьевич (далее - Соснин О.Ю.), Соснин Иван Юрьевич (далее - Соснин И.Ю.), общество с ограниченной ответственностью "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ" (далее - ООО "ТОТАЛ ПРОГРЕССИВ КОНСАЛТИНГ"), общество с ограниченной ответственностью "Тера Евро" (далее - ООО "Тера Евро").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2011 в удовлетворении заявленных ИП Карташовой Л.И. требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ИП Карташова Л.И. обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на необоснованность вывода суда о наличии договора на управление многоквартирным домом, заключенного с ТСЖ "ЮУТС", поскольку договор от 23.08.2002, заключенный между ТСЖ "ЮУТС" и ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" о передаче домов для обеспечения эксплуатации, содержания, ремонта и обслуживания жилых и нежилых помещений, заключен в период действия Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона от 15.06.1992 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья". В соответствии с указанными нормами ТСЖ не имело право осуществлять коммерческую деятельность, к которой можно отнести деятельность по управлению многоквартирным домом. Полагает, что также нельзя признать законной передачу "домовладельцев" по договору между сторонними организациями. Кроме того, указывает на неясность в отношении вопроса о наличии у ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" полномочий на передачу указанных в договоре многоквартирных домов. Указывает на то обстоятельство, что решение собственников о передаче дома под управление ТСЖ "Энергия" не было реализовано. Принятие собственниками квартир решения о переходе под управление ТСЖ "Энергия" и направление в адрес ТСЖ "ЮУТС" требования о передаче ключей и технической документации, по мнению заявителя, означает уведомление о расторжении договора с ТСЖ "ЮУТС". При этом факт уклонения ТСЖ "ЮУТС" от исполнения решения собственников, не может свидетельствовать о сохранении договора с этим лицом. Считает также, что права предпринимателя нарушены, поскольку предприниматель имеет две квартиры указанном доме, и сдает их в аренду третьим лицам, то есть использует их для осуществления предпринимательской деятельности. Некачественное оказание услуг управляющей организацией приводит к риску наступления неблагоприятных последствий в виде неполучения дохода от сдачи в аренду квартир, размер которой зависит от качества коммунальных услуг. Кроме того, ссылаясь на положения п.7 ст.161 ЖК РФ, указывает на наличие у любого собственника помещений многоквартирного дома права обратиться в суд с требованием об обязании органа местного самоуправления выбрать управляющую компанию.
В судебном заседании представители ИП Карташовой Л.И. настаивали на доводах апелляционной жалобы. Просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Соснина И.Ю. в судебном заседании также поддержал доводы апелляционной жалобы заявителя.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия представителей, не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Карташова Л.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Центрального района г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером 304745307000041.
ИП Карташовой Л.И. принадлежат на праве собственности квартиры N 1, 72, 73 в доме 18А по ул.Курчатова в г.Челябинске, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 18А по ул.Курчатова в г.Челябинске (протокол N 8 от 25.02.2004) в качестве управляющей организации избрано ТСЖ "ЮУТС".
На основании указанного решения 25.02.2004 в п.2.1 Устава ТСЖ "ЮУТС" внесены сведения о создании ТСЖ для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в том числе жилого дома N 18А по ул. Курчатова в г. Челябинске.
В связи с ненадлежащим выполнением ТСЖ "ЮУТС" обязанностей по содержанию и ремонту многоквартирного дома и придомовой территории собственниками помещений указанного дома принято решение о расторжении договора по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома с ТСЖ "ЮУТС". Общим собранием собственников помещений 30.11.2007 принято решение о передаче жилого дома в управление ТСЖ "Энергия", о чем инициативной группой было направлено письмо председателю ТСЖ " ЮУТС".
В связи с тем, что решение собственников помещений многоквартирного дома о переходе управления к ТСЖ "Энергия" не было реализовано в течение трех лет, инициативная группа собственников помещений многоквартирного дома обратилась в администрацию города Челябинска с заявлением о проведении конкурса по отбору управляющей организации многоквартирным домом N 18А по ул.Курчатова в г.Челябинске.
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Челябинска письмом от 21.12.2010 N 1474-6 указало собственникам помещений указанного многоквартирного дома на отсутствие оснований для проведения открытого конкурса, в связи с тем, что многоквартирный дом N 18А по ул. Курчатова г.Челябинска входит в состав ТСЖ "ЮУТС", которое в установленном законом порядке не ликвидировано. Также указано на отсутствие у органов местного самоуправления права вмешиваться в деятельность товариществ собственников жилья.
Полагая, что указанное письмо является отказом администрации в проведении конкурса в выборе управляющей организации и нарушает требования действующего законодательства, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о недоказанности совокупности обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспоренных действий администрации.
Оценив позицию суда первой инстанции и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности применительно к требованиям заявителя, изложенным как в текстах заявления и уточнений к нему, так и в тексте апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей административного производства.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию в соответствии с положениями части 4 этой статьи.
Правила проведения открытого конкурса утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 названных Правил, конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с пунктом 39 Правил в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 N КАС09-447, абзац 1 пункта 39 Правил признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Из системного указанных норм права следует, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом не должен проводиться лишь при условии, что в течение года до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме не только приняли, но и реализовали в соответствии с законом свое решение о выборе способа управления этим домом.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом N 18А по ул. Курчатова в г. Челябинске был передан ТСЖ "ЮУТС" в 2002 году для обеспечения его эксплуатации в соответствии с действовавшим в тот период времени Федеральным законом от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" от ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" по договору от 23.08.2002. На основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом N 8 от 25.02.2004, сведения об этом многоквартирном доме внесены в Устав ТСЖ "ЮУТС".
Законность договора от 23.08.2002 и последующего включения многоквартирного жилого дома N 18А по ул. Курчатова в г. Челябинске в состав ТСЖ "ЮУТС" в судебном порядке не оспаривалась и не входит в предмет рассмотрения по настоящему делу, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому вопросу о правомерности оспоренных действий администрации. Изложенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в отношении законности передачи жилого дома в ТСЖ "ЮУТС" при рассмотрении настоящего спора оценке не подлежат.
Судом первой инстанции указано на отсутствие оснований для проведения конкурсных процедур с целью отбора управляющей организации ввиду наличия нерасторгнутого договора управления многоквартирным домом с ТСЖ "ЮУТС".
Этот вывод суда нельзя признать обоснованным.
Во-первых, фактическое наличие договора управления многоквартирным домом с ТСЖ "ЮУТС" материалами дела не подтверждено и исключается в силу закона (в силу положений Раздела VI Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным жилым домом товариществом собственников жилья не требует заключение договора управления жилым домом).
Во-вторых, поскольку в силу ст.143 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в товариществе собственников жилья возникает у собственников помещений в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество и прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества, с момента сообщения председателю товарищества собственниками помещений многоквартирного дома о решении выйти из членов товарищества, их членство в товариществе прекращается (аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2007 N 13271/07).
В этой связи с момента получения ТСЖ "ЮУТС" сообщения инициативной группы жильцов дома N 18А по ул. Курчатова в г. Челябинске о принятии собранием собственников помещений дома решения от 30.11.2007 о выходе из членов ТСЖ "ЮУТС" и избрании иного способа управления - ТСЖ "Энергия" (т.1 л.д.23), членство указанных собственников в ТСЖ "ЮУТС" следует признать прекратившимся.
Представленные в материалы дела доказательства не позволяют определить дату получения ТСЖ "ЮУТС" указанного сообщения инициативной группы. Вместе с тем, из отзыва ТСЖ "ЮУТС" следует, что такое сообщение получено ТСЖ "ЮУТС" вместе с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в 2008 году.
С учетом этих обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о прекращении членства в ТСЖ "ЮУТС" собственников помещений дома N 18А по ул. Курчатова в г. Челябинске с 2008 года.
Как установлено судом первой инстанции, решение общего собрания собственников жилых помещений от 30.11.2007 о выборе способа управления домом - ТСЖ "Энергия" на момент обращения собственников помещений в администрацию не реализовано.
Поскольку в течение установленного законом годичного срока с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления этим домом это решение реализовано не было, у администрации отсутствовали основания для отказа в проведении конкурса по отбору управляющей организации в соответствии со ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доводы апелляционной жалобы в этой части судом принимаются.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, само по себе оспоренное письмо администрации от 21.12.2010 не повлекло для предпринимателя каких-либо нарушений его прав в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В частности, отклоняя довод общества о нарушении указанными действиями его законных прав, суд первой инстанции, обоснованно указал на то обстоятельство, что с заявлением о проведении конкурса по выбору управляющей организации ИП Карташова Л.И. в администрацию г.Челябинска не обращалась, какого-либо решения или отказа в адрес ИП Карташовой Л.И. администрацией не выносилось.
В уточнении к заявлению и в апелляционной жалобе предприниматель указывает на нарушение его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности в связи с ненадлежащим исполнением со стороны ТСЖ "ЮУТС" обязанности по управлению общим имуществом многоквартирного дома, что влечет для заявителя риск наступления неблагоприятных последствий в виде уменьшения доходов от осуществляемой им деятельности по сдаче в аренду принадлежащих ему трех помещений в этом доме. При этом предпринимателем представлены доказательства принадлежности ему помещений на праве собственности (свидетельства о государственной регистрации права) и доказательства сдачи их в аренду (договоры аренды).
Между тем, доказательств реального уменьшения размера получаемой предпринимателем арендной платы в результате ненадлежащего управления общим имуществом многоквартирного дома предпринимателем в суд не представлено.
Кроме того, возможность наступления неблагоприятных последствий в результате действий ТСЖ "ЮУСТ" не является следствием вынесения администрацией оспоренного по настоящему делу акта (отсутствует причинная связь между вынесением письма администрации и указанными заявителем последствиями).
Сведений об иных нарушениях действиями заинтересованного лица прав и законных интересов предпринимателя в сфере экономической деятельности в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, наличие которых является необходимым условием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными действий администрации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителем излишне уплачена госпошлина в размере 1900 руб. Эта сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.07.2011 по делу N А76-905/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Карташовой Людмилы Ивановны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Карташовой Людмиле Ивановне, основной государственный регистрационный номер 304745307000041, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1900 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру СБ 8544/001 от 30.08.2011.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-905/2011
Истец: ИП Карташова Людмила Ивановна, Карташова Людмила Ивановна
Ответчик: Администрация г. Челябинска, Администрация города Челябинска
Третье лицо: ИПКарташова Л. И., ОО "Тера Евро", ООО "Тера Евро", ООО "Тотал Прогрессив Консалтинг", Соснин А. Ю., Соснин И. Ю, Соснин И. Ю., Соснин О. Ю, Соснин О. Ю., ТСЖ "Энергия", ТСЖ "ЮУТС", Шрамко В. А.(представитель ИП Карташовой Л. И.)
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9583/11