Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Обзор судебной практики "Вопросы административной ответственности перевозчика за нарушения таможенных правил (статья 16.9 КОАП РФ)" (А.В. Кирильченко, "Арбитражное правосудие в России", N 6, июнь 2007 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Для организации, осуществляющей международные перевозки, утрата товара чревата не только гражданско-правовым иском со стороны контрагентов по договору перевозки, но и претензиями таможенных органов - ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недоставку или утрату товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Начинается статья разъяснениями, что при несвоевременной доставке либо доставке в срок, но не в должную зону таможенного контроля наступает ответственность, предусмотренная иными статьями КоАП РФ.

Далее подробно рассматриваются вопросы доказывания вины или ее отсутствия. Указывается, что для установления вины необходимо доказать два обстоятельства: наличие возможности (правовой и фактической) для соблюдения правовых норм и недостаточность принятых лицом мер, направленных на недопущение правонарушения. И напротив, вины нет, если утрата груза произошла несмотря на то, что лицо действовало с должной заботливостью и осмотрительностью и с его стороны для этого были приняты все меры. Анализ возможностей и принятых мер различается в зависимости от причин недоставки и установление указанных обстоятельств играет важную роль. Приводятся примеры, какие действия действия водителя и(или) транспортной компании при хищении груза свидетельствуют о должной заботливости и осмотрительности. Или наоборот, о непринятии необходимых мер для обеспечения сохранности груза - в частности, остановка на неохраняемой стоянке, осуществление перевозки длительное время одним человеком.

Отмечается, что возбуждение уголовного дела по факту хищения груза еще не является доказательством невиновности перевозчика в его недоставке.

Если утрата товара произошла по причине пожара, аварии, то необходимо определить, кто виновен в их возникновении. Неустановление точных причин толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности.


Обзор судебной практики "Вопросы административной ответственности перевозчика за нарушения таможенных правил (статья 16.9 КОАП РФ)"


Автор


А.В. Кирильченко - адъюнкт Российской таможенной академии


"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 6